РЕШЕНИЕ № 34-150/тр
г. Саратов
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
| - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
| - и.о. начальника отдела, член Комиссии; - старший государственный инспектор, член Комиссии, |
рассмотрев дело № 34-150/тр по признакам нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана" (412958, Саратовская область, Вольский район, пос. Тополевый, ул. Санаторная, д. 5) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Комиссия определением от 08.12.2011 выделила из дела № 27-61/тр в отдельное производство материалы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в действиях ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившихся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011, а также в навязывании ТСЖ "Тополь" условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Кроме того, в Саратовское УФАС России поступило заявление Р. с жалобой на действия ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившиеся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 г. По мнению Р. в указанных действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
ЗАО "Санаторий "Светлана" в ходе рассмотрения дела нарушение антимонопольного законодательства в своих действиях не признало. Из письменных пояснений ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 93 от 28.02.2012) следует, что причина прекращения подачи горячей воды в указанный выше период – аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Поскольку теплосети имели большой износ, то после выполнения аварийного ремонта было принято решение провести их текущий ремонт, который продолжался вплоть до 28.06.2011.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Материалы, послужившие основанием для возбуждения дела № 34-150/тр, были выделены Саратовским УФАС России из дела № 27-61/тр. По результатам проведенного в ходе рассмотрения дела № 27-61/тр анализа состояния конкурентной среды на рынках предоставления услуг: по горячему водоснабжению; по холодному водоснабжению; по водоотведению; по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области за 2010 - 10 месяцев 2011 гг., установлено, что ЗАО "Санаторий "Светлана" занимает доминирующее положение на указанных рынках и имеет на указанных товарных рынках долю 100 %.
При таких обстоятельствах на ЗАО "Санаторий "Светлана" распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В период с 10.05.2011 по 28.06.2011 ЗАО "Санаторий "Светлана" прекратило подачу горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района.
Данный факт подтверждается материалами дела (приказы генерального директора-главного врача ЗАО "Санаторий "Светлана" № 26 от 10.05.2011 и № 38 от 28.06.2011; письменные пояснения ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 404 от 21.07.2011)) и сторонами не оспаривается.
ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что отключение горячей воды было вызвано устранением аварийной ситуации и проведением текущего ремонта на теплосетях. ТСЖ "Тополь" и Р. в ходе рассмотрения дела отрицали факт проведения какого-либо ремонта на трубопроводе горячей воды в период с 10.05.2011 по 28.06.2011. По мнению заявителей, причиной отключения горячей воды являлись личные неприязненные отношения между генеральным директором ЗАО "Санаторий "Светлана" и председателем ТСЖ "Тополь". Кроме того, заявители указывают, что изначально ЗАО "Санаторий "Светлана" в своих письменных пояснениях (исх. № 404 от 21.07.2011) давало иные пояснения о причинах отключения (неподписание договоров о предоставлении коммунальных услуг и задолженность ТСЖ "Тополь" по оплате за предоставленные коммунальные услуги) и возобновления подачи горячей воды (избрание нового правления ТСЖ "Тополь").
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводами заявителей в силу следующего.
В письменных пояснениях (исх. № 93 от 28.02.2012) ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что истинной причиной прекращения подачи горячей воды в указанный выше период явилась аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Данное обстоятельство подтверждается служебной запиской начальника котельной К. от 10.05.2011.
После проведения аварийного ремонта и вскрытия теплотрассы были выявлены многочисленные повреждения трубопровода горячей воды по причине его большого износа. В связи с этим было принято решение провести его текущий ремонт. Факт проведения ремонта и приобретения материалов для его проведения подтверждается следующими доказательствами:
- договором № 9 от 03.06.2011;
- нарядом № 10 от 27.06.2011;
- актом от 27.06.2011;
- товарными накладными № 8906 от 02.06.2011 и № 8908 от 02.06.2011;
- счетами-фактурами № 89 от 02.06.2011 и № 90 от 02.06.2011.
Кроме того, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения был установлен Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области в ходе проведения проверки по обращениям Р. и председателя ТСЖ "Тополь" Ч. и отражен в письмах (исх. № 323ж-2011 от 02.11.2011 и исх. № 323ж-2011 от 10.01.2012). Результаты проведенной Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверки не были обжалованы в установленном порядке Р. и председателем ТСЖ "Тополь" Ч.
Таким образом, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения в рассматриваемый период подтверждается имеющимися в деле документами.
Вместе с тем Комиссия установила, что ЗАО "Санаторий "Светлана" при осуществлении ремонта трубопровода горячего водоснабжения были нарушены сроки и порядок его проведения.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Следовательно, горячая вода подпадает под данное определение.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О теплоснабжении" в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.1.11 и п. 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Кроме того, в данном случае ТСЖ "Тополь" является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а ЗАО "Санаторий "Светлана" является ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, рассматриваемые правоотношения регулируются также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение. В составе данных услуг обозначено круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке.
В рассматриваемом случае ЗАО "Санаторий "Светлана" осуществило отключение горячей воды в домах, находящихся в управлении ТСЖ "Тополь", в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 в связи с проведением текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения. При этом ЗАО "Санаторий "Светлана":
- не уведомило в установленном порядке до начала работ потребителей о проведении ремонта;
- нарушило срок проведения текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия приходит к выводу, что ЗАО "Санаторий "Светлана", занимая доминирующее положение на рынках предоставления услуг по горячему водоснабжению; услуг по холодному водоснабжению; услуг по водоотведению; услуг по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области, своими действиями по проведению ремонта трубопровода горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района с нарушением срока и порядка его проведения, ущемило интересы ТСЖ "Тополь" и граждан-потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, в указанных действиях ЗАО "Санаторий "Светлана" содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Поскольку в настоящее время подача горячей воды в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района возобновлена, Комиссия не усматривает оснований для выдачи ЗАО "Санаторий "Светлана" предписания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии | |
Члены Комиссии | |
| |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
stdClass Object
(
[vid] => 8181
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 34-150/тр
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8181
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1333527349
[changed] => 1368704211
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368704211
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 34-150/тр
г. Саратов
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
| - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
| - и.о. начальника отдела, член Комиссии; - старший государственный инспектор, член Комиссии, |
рассмотрев дело № 34-150/тр по признакам нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана" (412958, Саратовская область, Вольский район, пос. Тополевый, ул. Санаторная, д. 5) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Комиссия определением от 08.12.2011 выделила из дела № 27-61/тр в отдельное производство материалы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в действиях ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившихся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011, а также в навязывании ТСЖ "Тополь" условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Кроме того, в Саратовское УФАС России поступило заявление Р. с жалобой на действия ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившиеся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 г. По мнению Р. в указанных действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
ЗАО "Санаторий "Светлана" в ходе рассмотрения дела нарушение антимонопольного законодательства в своих действиях не признало. Из письменных пояснений ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 93 от 28.02.2012) следует, что причина прекращения подачи горячей воды в указанный выше период – аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Поскольку теплосети имели большой износ, то после выполнения аварийного ремонта было принято решение провести их текущий ремонт, который продолжался вплоть до 28.06.2011.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Материалы, послужившие основанием для возбуждения дела № 34-150/тр, были выделены Саратовским УФАС России из дела № 27-61/тр. По результатам проведенного в ходе рассмотрения дела № 27-61/тр анализа состояния конкурентной среды на рынках предоставления услуг: по горячему водоснабжению; по холодному водоснабжению; по водоотведению; по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области за 2010 - 10 месяцев 2011 гг., установлено, что ЗАО "Санаторий "Светлана" занимает доминирующее положение на указанных рынках и имеет на указанных товарных рынках долю 100 %.
При таких обстоятельствах на ЗАО "Санаторий "Светлана" распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В период с 10.05.2011 по 28.06.2011 ЗАО "Санаторий "Светлана" прекратило подачу горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района.
Данный факт подтверждается материалами дела (приказы генерального директора-главного врача ЗАО "Санаторий "Светлана" № 26 от 10.05.2011 и № 38 от 28.06.2011; письменные пояснения ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 404 от 21.07.2011)) и сторонами не оспаривается.
ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что отключение горячей воды было вызвано устранением аварийной ситуации и проведением текущего ремонта на теплосетях. ТСЖ "Тополь" и Р. в ходе рассмотрения дела отрицали факт проведения какого-либо ремонта на трубопроводе горячей воды в период с 10.05.2011 по 28.06.2011. По мнению заявителей, причиной отключения горячей воды являлись личные неприязненные отношения между генеральным директором ЗАО "Санаторий "Светлана" и председателем ТСЖ "Тополь". Кроме того, заявители указывают, что изначально ЗАО "Санаторий "Светлана" в своих письменных пояснениях (исх. № 404 от 21.07.2011) давало иные пояснения о причинах отключения (неподписание договоров о предоставлении коммунальных услуг и задолженность ТСЖ "Тополь" по оплате за предоставленные коммунальные услуги) и возобновления подачи горячей воды (избрание нового правления ТСЖ "Тополь").
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводами заявителей в силу следующего.
В письменных пояснениях (исх. № 93 от 28.02.2012) ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что истинной причиной прекращения подачи горячей воды в указанный выше период явилась аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Данное обстоятельство подтверждается служебной запиской начальника котельной К. от 10.05.2011.
После проведения аварийного ремонта и вскрытия теплотрассы были выявлены многочисленные повреждения трубопровода горячей воды по причине его большого износа. В связи с этим было принято решение провести его текущий ремонт. Факт проведения ремонта и приобретения материалов для его проведения подтверждается следующими доказательствами:
- договором № 9 от 03.06.2011;
- нарядом № 10 от 27.06.2011;
- актом от 27.06.2011;
- товарными накладными № 8906 от 02.06.2011 и № 8908 от 02.06.2011;
- счетами-фактурами № 89 от 02.06.2011 и № 90 от 02.06.2011.
Кроме того, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения был установлен Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области в ходе проведения проверки по обращениям Р. и председателя ТСЖ "Тополь" Ч. и отражен в письмах (исх. № 323ж-2011 от 02.11.2011 и исх. № 323ж-2011 от 10.01.2012). Результаты проведенной Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверки не были обжалованы в установленном порядке Р. и председателем ТСЖ "Тополь" Ч.
Таким образом, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения в рассматриваемый период подтверждается имеющимися в деле документами.
Вместе с тем Комиссия установила, что ЗАО "Санаторий "Светлана" при осуществлении ремонта трубопровода горячего водоснабжения были нарушены сроки и порядок его проведения.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Следовательно, горячая вода подпадает под данное определение.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О теплоснабжении" в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.1.11 и п. 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Кроме того, в данном случае ТСЖ "Тополь" является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а ЗАО "Санаторий "Светлана" является ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, рассматриваемые правоотношения регулируются также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение. В составе данных услуг обозначено круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке.
В рассматриваемом случае ЗАО "Санаторий "Светлана" осуществило отключение горячей воды в домах, находящихся в управлении ТСЖ "Тополь", в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 в связи с проведением текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения. При этом ЗАО "Санаторий "Светлана":
- не уведомило в установленном порядке до начала работ потребителей о проведении ремонта;
- нарушило срок проведения текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия приходит к выводу, что ЗАО "Санаторий "Светлана", занимая доминирующее положение на рынках предоставления услуг по горячему водоснабжению; услуг по холодному водоснабжению; услуг по водоотведению; услуг по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области, своими действиями по проведению ремонта трубопровода горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района с нарушением срока и порядка его проведения, ущемило интересы ТСЖ "Тополь" и граждан-потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, в указанных действиях ЗАО "Санаторий "Светлана" содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Поскольку в настоящее время подача горячей воды в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района возобновлена, Комиссия не усматривает оснований для выдачи ЗАО "Санаторий "Светлана" предписания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии | |
Члены Комиссии | |
| |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 34-150/тр
г. Саратов
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
|
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
|
|
- и.о. начальника отдела, член Комиссии;
- старший государственный инспектор, член Комиссии,
|
рассмотрев дело № 34-150/тр по признакам нарушения ЗАО "Санаторий "Светлана" (412958, Саратовская область, Вольский район, пос. Тополевый, ул. Санаторная, д. 5) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Комиссия определением от 08.12.2011 выделила из дела № 27-61/тр в отдельное производство материалы, свидетельствующие о наличии признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в действиях ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившихся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011, а также в навязывании ТСЖ "Тополь" условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Кроме того, в Саратовское УФАС России поступило заявление Р. с жалобой на действия ЗАО "Санаторий "Светлана", выразившиеся в отключении горячего водоснабжения в многоквартирных домах № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 г. По мнению Р. в указанных действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
ЗАО "Санаторий "Светлана" в ходе рассмотрения дела нарушение антимонопольного законодательства в своих действиях не признало. Из письменных пояснений ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 93 от 28.02.2012) следует, что причина прекращения подачи горячей воды в указанный выше период – аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Поскольку теплосети имели большой износ, то после выполнения аварийного ремонта было принято решение провести их текущий ремонт, который продолжался вплоть до 28.06.2011.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Материалы, послужившие основанием для возбуждения дела № 34-150/тр, были выделены Саратовским УФАС России из дела № 27-61/тр. По результатам проведенного в ходе рассмотрения дела № 27-61/тр анализа состояния конкурентной среды на рынках предоставления услуг: по горячему водоснабжению; по холодному водоснабжению; по водоотведению; по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области за 2010 - 10 месяцев 2011 гг., установлено, что ЗАО "Санаторий "Светлана" занимает доминирующее положение на указанных рынках и имеет на указанных товарных рынках долю 100 %.
При таких обстоятельствах на ЗАО "Санаторий "Светлана" распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В период с 10.05.2011 по 28.06.2011 ЗАО "Санаторий "Светлана" прекратило подачу горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района.
Данный факт подтверждается материалами дела (приказы генерального директора-главного врача ЗАО "Санаторий "Светлана" № 26 от 10.05.2011 и № 38 от 28.06.2011; письменные пояснения ЗАО "Санаторий "Светлана" (исх. № 404 от 21.07.2011)) и сторонами не оспаривается.
ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что отключение горячей воды было вызвано устранением аварийной ситуации и проведением текущего ремонта на теплосетях. ТСЖ "Тополь" и Р. в ходе рассмотрения дела отрицали факт проведения какого-либо ремонта на трубопроводе горячей воды в период с 10.05.2011 по 28.06.2011. По мнению заявителей, причиной отключения горячей воды являлись личные неприязненные отношения между генеральным директором ЗАО "Санаторий "Светлана" и председателем ТСЖ "Тополь". Кроме того, заявители указывают, что изначально ЗАО "Санаторий "Светлана" в своих письменных пояснениях (исх. № 404 от 21.07.2011) давало иные пояснения о причинах отключения (неподписание договоров о предоставлении коммунальных услуг и задолженность ТСЖ "Тополь" по оплате за предоставленные коммунальные услуги) и возобновления подачи горячей воды (избрание нового правления ТСЖ "Тополь").
Вместе с тем Комиссия не может согласиться с доводами заявителей в силу следующего.
В письменных пояснениях (исх. № 93 от 28.02.2012) ЗАО "Санаторий "Светлана" указывает, что истинной причиной прекращения подачи горячей воды в указанный выше период явилась аварийная ситуация на теплотрассе, подающей горячую воду в указанные дома. Данное обстоятельство подтверждается служебной запиской начальника котельной К. от 10.05.2011.
После проведения аварийного ремонта и вскрытия теплотрассы были выявлены многочисленные повреждения трубопровода горячей воды по причине его большого износа. В связи с этим было принято решение провести его текущий ремонт. Факт проведения ремонта и приобретения материалов для его проведения подтверждается следующими доказательствами:
- договором № 9 от 03.06.2011;
- нарядом № 10 от 27.06.2011;
- актом от 27.06.2011;
- товарными накладными № 8906 от 02.06.2011 и № 8908 от 02.06.2011;
- счетами-фактурами № 89 от 02.06.2011 и № 90 от 02.06.2011.
Кроме того, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения был установлен Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области в ходе проведения проверки по обращениям Р. и председателя ТСЖ "Тополь" Ч. и отражен в письмах (исх. № 323ж-2011 от 02.11.2011 и исх. № 323ж-2011 от 10.01.2012). Результаты проведенной Вольской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверки не были обжалованы в установленном порядке Р. и председателем ТСЖ "Тополь" Ч.
Таким образом, факт проведения ЗАО "Санаторий "Светлана" ремонта трубопровода горячего водоснабжения в рассматриваемый период подтверждается имеющимися в деле документами.
Вместе с тем Комиссия установила, что ЗАО "Санаторий "Светлана" при осуществлении ремонта трубопровода горячего водоснабжения были нарушены сроки и порядок его проведения.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении" под тепловой энергией понимается энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Следовательно, горячая вода подпадает под данное определение.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О теплоснабжении" в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Согласно п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.1.11 и п. 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе.
Кроме того, в данном случае ТСЖ "Тополь" является исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию для оказания коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, а ЗАО "Санаторий "Светлана" является ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, рассматриваемые правоотношения регулируются также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение. В составе данных услуг обозначено круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке.
В рассматриваемом случае ЗАО "Санаторий "Светлана" осуществило отключение горячей воды в домах, находящихся в управлении ТСЖ "Тополь", в период с 10.05.2011 по 28.06.2011 в связи с проведением текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения. При этом ЗАО "Санаторий "Светлана":
- не уведомило в установленном порядке до начала работ потребителей о проведении ремонта;
- нарушило срок проведения текущего ремонта трубопровода горячего водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссия приходит к выводу, что ЗАО "Санаторий "Светлана", занимая доминирующее положение на рынках предоставления услуг по горячему водоснабжению; услуг по холодному водоснабжению; услуг по водоотведению; услуг по отоплению в административных границах пос. Тополевый Вольского района Саратовской области, своими действиями по проведению ремонта трубопровода горячего водоснабжения в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района с нарушением срока и порядка его проведения, ущемило интересы ТСЖ "Тополь" и граждан-потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, в указанных действиях ЗАО "Санаторий "Светлана" содержится нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Поскольку в настоящее время подача горячей воды в многоквартирные дома № 1 и № 4 по ул. Санаторная пос. Тополевый Вольского района возобновлена, Комиссия не усматривает оснований для выдачи ЗАО "Санаторий "Светлана" предписания.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
Председатель Комиссии
|
|
Члены Комиссии
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 34-150/тр
[format] =>
[safe_value] => 34-150/тр
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 34-150/тр
[format] =>
[safe_value] => 34-150/тр
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
[format] => full_html
[safe_value] =>
1. Признать ЗАО "Санаторий "Светлана" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 58
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 58
[vid] => 6
[name] => Сфера услуг
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-04-04 08:13:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-04-04 08:13:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1333527349
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)