Решение и предписание по делу № 17-24/ов в отношении Министерства образования Саратовской области

Дата публикации: 19 октября 2010, 04:00

Р Е Ш Е Н И Е № 17-24/ов

 

              Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2010 года              

              Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2010 года                                                 г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

  2.   (…) – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

  3.   (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

в  присутствии:

(…) – представителя прокуратуры Саратовской области,

рассмотрев дело № 17-24/ов по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении Министерства образования Саратовской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Представитель Министерства образования Саратовской области на рассмотрение дела не явился. О времени и месте рассмотрения дела Министерство образования Саратовской области было извещено надлежащим образом 10.09.2010 года (уведомление о вручении заказной корреспонденции имеется в материалах дела).

Комиссия, руководствуясь ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции", приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии  представителя Министерства образования

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее:

03.06.2010 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства образования Саратовской области, которое установило в аукционной документации на проведение открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова от 09.09.2009, не соответствующие статье 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требования к участникам размещения заказа, что является фактором, ограничивающим доступ к участию в торгах.

По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 17-24/ов по признакам нарушения Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".

Представитель прокуратуры Саратовской области на рассмотрение дела поддержал доводы, изложенные в представлении.

         11 сентября 2009 года на официальном сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru Министерством образования области размещено извещение № 7303403 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова и аукционная документация, утвержденная  министром образования области (…).

          Подпунктом 10.3 документации об аукционе установлены требования к участникам размещения заказа.

                 Подпунктом "д" определено, что участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету аукциона привлекать субподрядчиков. Процентное соотношение передаваемых работ субподрядчикам от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30 %. При привлечении на выполнение отдельных видов работ субподрядных организаций,
прикладываются копии лицензий данных организаций и заполняется форма  3.                          

       При этом, лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности с правом осуществления видов деятельности, предусмотренных предметом аукциона, с функцией генерального подрядчика, дает участнику размещения заказа право на привлечение субподрядных организаций для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, без каких-либо ограничений.

               Следовательно, ограничение на привлечение субподрядных организаций является ограничивающим лицензию требованием.

Из письменных объяснений Министерства образования Саратовской области        (исх. № 8529 от 29.09.2010) следует, что если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В случае привлечения субподрядчиков исполнитель по государственному контракту обязан обеспечить их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом аукциона. На участие в открытом аукционе было подано 11 заявок от участников размещения заказа. Запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе, а также жалоб от потенциальных участников размещения заказа по вопросу ограничения их доступа к участию в торгах не поступало. Следовательно Министерство образования Саратовской области не нарушило антимонопольное законодательство, а именно ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в части ограничения доступа к участию в торгах.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, проанализировав нормативные правовые акты, заслушав пояснение представителя прокуратуры Саратовской области, Комиссия пришла к выводу о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в силу следующего.

        В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Частями 1-3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

В аукционной документации п. д) п.п. 10.3 другими требованиями к участникам размещения заказа установлено, что участник размещения заказа может для выполнения работ по предмету аукциона привлечь субподрядные организации, процентное соотношение передаваемых работ субподрядчиками от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30%. Следовательно, аукционной документации установлено ограничение на привлечение субподрядных организаций к исполнению государственного контракта.

Данное положение документации об аукционе нарушает положения ч. 4 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006. № 135 – ФЗ "О защите конкуренции". 

Таким образом, действия Министерства образования Саратовской области, по предъявлению к участникам аукциона требования об ограничении привлечения субподрядчиков, нарушают часть 2 статьи 17 Федерального Закона  "О защите конкуренции", поскольку влекут создание преимущественных условий деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительных работ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  Комиссия

 

                                                    Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Министерство образования Саратовской области нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать Министерству образования Саратовской области предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

Председатель комиссии:

(…)

 

Члены комиссии:  

(…)

 

(…)

 

 

                                                        

                                                                                                                                  

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 17-24/ов

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

19 октября 2010 года                                                                                         г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

       2. (…) – начальник отдела органов власти, член Комиссии;

       3. (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06.10.2010 по делу № 17-24/ов о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

 Министерству образования Саратовской области с момента получения предписания прекратить нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

 

 

Председатель комиссии                                                           (…)

                                                    

Члены комиссии                                                                       (…)

                                                                                                    

                                                                                                    (…)

                                                                                                           

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6936 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 17-24/ов в отношении Министерства образования Саратовской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6936 [type] => solution [language] => ru [created] => 1287432000 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 17-24/ов

 

              Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2010 года              

              Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2010 года                                                 г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

  2.   (…) – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

  3.   (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

в  присутствии:

(…) – представителя прокуратуры Саратовской области,

рассмотрев дело № 17-24/ов по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении Министерства образования Саратовской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Представитель Министерства образования Саратовской области на рассмотрение дела не явился. О времени и месте рассмотрения дела Министерство образования Саратовской области было извещено надлежащим образом 10.09.2010 года (уведомление о вручении заказной корреспонденции имеется в материалах дела).

Комиссия, руководствуясь ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции", приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии  представителя Министерства образования

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее:

03.06.2010 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства образования Саратовской области, которое установило в аукционной документации на проведение открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова от 09.09.2009, не соответствующие статье 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требования к участникам размещения заказа, что является фактором, ограничивающим доступ к участию в торгах.

По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 17-24/ов по признакам нарушения Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".

Представитель прокуратуры Саратовской области на рассмотрение дела поддержал доводы, изложенные в представлении.

         11 сентября 2009 года на официальном сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru Министерством образования области размещено извещение № 7303403 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова и аукционная документация, утвержденная  министром образования области (…).

          Подпунктом 10.3 документации об аукционе установлены требования к участникам размещения заказа.

                 Подпунктом "д" определено, что участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету аукциона привлекать субподрядчиков. Процентное соотношение передаваемых работ субподрядчикам от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30 %. При привлечении на выполнение отдельных видов работ субподрядных организаций,
прикладываются копии лицензий данных организаций и заполняется форма  3.                          

       При этом, лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности с правом осуществления видов деятельности, предусмотренных предметом аукциона, с функцией генерального подрядчика, дает участнику размещения заказа право на привлечение субподрядных организаций для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, без каких-либо ограничений.

               Следовательно, ограничение на привлечение субподрядных организаций является ограничивающим лицензию требованием.

Из письменных объяснений Министерства образования Саратовской области        (исх. № 8529 от 29.09.2010) следует, что если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В случае привлечения субподрядчиков исполнитель по государственному контракту обязан обеспечить их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом аукциона. На участие в открытом аукционе было подано 11 заявок от участников размещения заказа. Запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе, а также жалоб от потенциальных участников размещения заказа по вопросу ограничения их доступа к участию в торгах не поступало. Следовательно Министерство образования Саратовской области не нарушило антимонопольное законодательство, а именно ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в части ограничения доступа к участию в торгах.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, проанализировав нормативные правовые акты, заслушав пояснение представителя прокуратуры Саратовской области, Комиссия пришла к выводу о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в силу следующего.

        В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Частями 1-3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

В аукционной документации п. д) п.п. 10.3 другими требованиями к участникам размещения заказа установлено, что участник размещения заказа может для выполнения работ по предмету аукциона привлечь субподрядные организации, процентное соотношение передаваемых работ субподрядчиками от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30%. Следовательно, аукционной документации установлено ограничение на привлечение субподрядных организаций к исполнению государственного контракта.

Данное положение документации об аукционе нарушает положения ч. 4 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006. № 135 – ФЗ "О защите конкуренции". 

Таким образом, действия Министерства образования Саратовской области, по предъявлению к участникам аукциона требования об ограничении привлечения субподрядчиков, нарушают часть 2 статьи 17 Федерального Закона  "О защите конкуренции", поскольку влекут создание преимущественных условий деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительных работ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  Комиссия

 

                                                    Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Министерство образования Саратовской области нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать Министерству образования Саратовской области предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

Председатель комиссии:

(…)

 

Члены комиссии:  

(…)

 

(…)

 

 

                                                        

                                                                                                                                  

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 17-24/ов

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

19 октября 2010 года                                                                                         г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

       2. (…) – начальник отдела органов власти, член Комиссии;

       3. (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06.10.2010 по делу № 17-24/ов о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

 Министерству образования Саратовской области с момента получения предписания прекратить нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

 

 

Председатель комиссии                                                           (…)

                                                    

Члены комиссии                                                                       (…)

                                                                                                    

                                                                                                    (…)

                                                                                                           

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 17-24/ов

 

              Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2010 года              

              Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2010 года                                                 г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

  2.   (…) – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

  3.   (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

в  присутствии:

(…) – представителя прокуратуры Саратовской области,

рассмотрев дело № 17-24/ов по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении Министерства образования Саратовской области,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Представитель Министерства образования Саратовской области на рассмотрение дела не явился. О времени и месте рассмотрения дела Министерство образования Саратовской области было извещено надлежащим образом 10.09.2010 года (уведомление о вручении заказной корреспонденции имеется в материалах дела).

Комиссия, руководствуясь ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции", приняла решение о рассмотрении дела в отсутствии  представителя Министерства образования

В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено следующее:

03.06.2010 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства образования Саратовской области, которое установило в аукционной документации на проведение открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова от 09.09.2009, не соответствующие статье 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требования к участникам размещения заказа, что является фактором, ограничивающим доступ к участию в торгах.

По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 17-24/ов по признакам нарушения Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".

Представитель прокуратуры Саратовской области на рассмотрение дела поддержал доводы, изложенные в представлении.

         11 сентября 2009 года на официальном сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru Министерством образования области размещено извещение № 7303403 о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт котельной ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 20" г. Саратова и аукционная документация, утвержденная  министром образования области (…).

          Подпунктом 10.3 документации об аукционе установлены требования к участникам размещения заказа.

                 Подпунктом "д" определено, что участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету аукциона привлекать субподрядчиков. Процентное соотношение передаваемых работ субподрядчикам от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30 %. При привлечении на выполнение отдельных видов работ субподрядных организаций,
прикладываются копии лицензий данных организаций и заполняется форма  3.                          

       При этом, лицензия на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности с правом осуществления видов деятельности, предусмотренных предметом аукциона, с функцией генерального подрядчика, дает участнику размещения заказа право на привлечение субподрядных организаций для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, без каких-либо ограничений.

               Следовательно, ограничение на привлечение субподрядных организаций является ограничивающим лицензию требованием.

Из письменных объяснений Министерства образования Саратовской области        (исх. № 8529 от 29.09.2010) следует, что если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В случае привлечения субподрядчиков исполнитель по государственному контракту обязан обеспечить их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом аукциона. На участие в открытом аукционе было подано 11 заявок от участников размещения заказа. Запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе, а также жалоб от потенциальных участников размещения заказа по вопросу ограничения их доступа к участию в торгах не поступало. Следовательно Министерство образования Саратовской области не нарушило антимонопольное законодательство, а именно ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в части ограничения доступа к участию в торгах.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, проанализировав нормативные правовые акты, заслушав пояснение представителя прокуратуры Саратовской области, Комиссия пришла к выводу о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" в силу следующего.

        В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.06. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Частями 1-3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требований, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

В аукционной документации п. д) п.п. 10.3 другими требованиями к участникам размещения заказа установлено, что участник размещения заказа может для выполнения работ по предмету аукциона привлечь субподрядные организации, процентное соотношение передаваемых работ субподрядчиками от полного объема выполнения работ, не должно превышать 30%. Следовательно, аукционной документации установлено ограничение на привлечение субподрядных организаций к исполнению государственного контракта.

Данное положение документации об аукционе нарушает положения ч. 4 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2005. № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ч. 2 ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006. № 135 – ФЗ "О защите конкуренции". 

Таким образом, действия Министерства образования Саратовской области, по предъявлению к участникам аукциона требования об ограничении привлечения субподрядчиков, нарушают часть 2 статьи 17 Федерального Закона  "О защите конкуренции", поскольку влекут создание преимущественных условий деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительных работ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  Комиссия

 

                                                    Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Министерство образования Саратовской области нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать Министерству образования Саратовской области предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

Председатель комиссии:

(…)

 

Члены комиссии:  

(…)

 

(…)

 

 

                                                        

                                                                                                                                  

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

             Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 17-24/ов

о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

19 октября 2010 года                                                                                         г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.     (…) – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

       2. (…) – начальник отдела органов власти, член Комиссии;

       3. (…) – специалист-эксперт, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06.10.2010 по делу № 17-24/ов о нарушении Министерством образования Саратовской области части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

 Министерству образования Саратовской области с момента получения предписания прекратить нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: при организации и проведении аукционов на проведение строительных работ не предъявлять к участникам аукциона, в том числе в аукционной документации, требования об ограничении привлечения субподрядчиков.

 

 

 

Председатель комиссии                                                           (…)

                                                    

Члены комиссии                                                                       (…)

                                                                                                    

                                                                                                    (…)

                                                                                                           

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу № 17-24/ов в отношении Министерства образования Саратовской области

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу № 17-24/ов в отношении Министерства образования Саратовской области

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-19 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-19 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )