РЕШЕНИЕ № 5-13/тр
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года г. Саратов
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
2. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
| |
в присутствии: 1. <…> 2. <…> | - представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010); - директор МП «Аптека № 116», |
рассмотрев дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",
У С Т А Н О В И Л А:
1. 24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010 от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009).
В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.
1) С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.
Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия в количестве 5 упаковок.
Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10" была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.
Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.
2) МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.
По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения МП "Аптека № 116".
По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".
2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация) лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.
Согласно пояснениям <…>, в указанном письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009, "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009
Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.
Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.
Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.
Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о".
Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района") препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.
3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.
Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.
Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.
Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
4. С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).
Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть) | Доля на рынке % | |
1 | 2 | 3 |
-
| ЗАО "Бонум" | 8,76 |
-
| МП "Аптека № 116" | 42,59 |
-
| ООО "Милосердие" | 48,65 |
ИТОГО: | 100 |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в Таблице № 2:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 45,34 | 46,32 | 47,44 | 48,55 | 47,02 |
-
| ООО "Милосердие" | 54,66 | 53,68 | 52,56 | 51,45 | 52,98 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | | |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в Таблице № 3:
Таблица №3
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 50,52 | 47,35 | 57,81 | 56,85 | 53,39 |
-
| ООО "Милосердие" | 49,48 | 52,65 | 42,19 | 43,15 | 46,61 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:
- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила 53,39 %, в том числе: I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %, III квартал – 57,81 %, IV квартал – 56,85 %;
В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.
5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.
МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.
Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
3. Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 5-13/тр
01 июня 2010 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
3. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
stdClass Object
(
[vid] => 6928
[uid] => 1
[title] => Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6928
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1275390166
[changed] => 1368704211
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368704211
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 5-13/тр
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года г. Саратов
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
2. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
| |
в присутствии: 1. <…> 2. <…> | - представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010); - директор МП «Аптека № 116», |
рассмотрев дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",
У С Т А Н О В И Л А:
1. 24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010 от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009).
В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.
1) С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.
Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия в количестве 5 упаковок.
Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10" была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.
Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.
2) МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.
По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения МП "Аптека № 116".
По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".
2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация) лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.
Согласно пояснениям <…>, в указанном письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009, "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009
Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.
Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.
Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.
Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о".
Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района") препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.
3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.
Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.
Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.
Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
4. С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).
Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть) | Доля на рынке % | |
1 | 2 | 3 |
-
| ЗАО "Бонум" | 8,76 |
-
| МП "Аптека № 116" | 42,59 |
-
| ООО "Милосердие" | 48,65 |
ИТОГО: | 100 |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в Таблице № 2:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 45,34 | 46,32 | 47,44 | 48,55 | 47,02 |
-
| ООО "Милосердие" | 54,66 | 53,68 | 52,56 | 51,45 | 52,98 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | | |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в Таблице № 3:
Таблица №3
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 50,52 | 47,35 | 57,81 | 56,85 | 53,39 |
-
| ООО "Милосердие" | 49,48 | 52,65 | 42,19 | 43,15 | 46,61 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:
- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила 53,39 %, в том числе: I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %, III квартал – 57,81 %, IV квартал – 56,85 %;
В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.
5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.
МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.
Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
3. Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 5-13/тр
01 июня 2010 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
3. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 5-13/тр
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года г. Саратов
Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
2. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
| |
в присутствии: 1. <…> 2. <…> | - представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010); - директор МП «Аптека № 116», |
рассмотрев дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",
У С Т А Н О В И Л А:
1. 24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010 от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009).
В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.
1) С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.
Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия в количестве 5 упаковок.
Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10" была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.
Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.
2) МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.
По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения МП "Аптека № 116".
По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".
2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация) лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.
Согласно пояснениям <…>, в указанном письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009, "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009
Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.
Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.
Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ" лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.
Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о".
Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района") препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.
3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312 от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.
Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.
Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.
Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.
Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.
4. С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).
Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими
товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть) | Доля на рынке % | |
1 | 2 | 3 |
-
| ЗАО "Бонум" | 8,76 |
-
| МП "Аптека № 116" | 42,59 |
-
| ООО "Милосердие" | 48,65 |
ИТОГО: | 100 |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в Таблице № 2:
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 45,34 | 46,32 | 47,44 | 48,55 | 47,02 |
-
| ООО "Милосердие" | 54,66 | 53,68 | 52,56 | 51,45 | 52,98 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | | |
Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в Таблице № 3:
Таблица №3
№ п/п | Наименование хозяйствующего субъекта | | | | | |
Доля на рынке, % I квартал | Доля на рынке, % II квартал | Доля на рынке, % III квартал | Доля на рынке, % IV квартал | Итого за 2009 год Доля на рынке, % |
-
| МП "Аптека № 116" | 50,52 | 47,35 | 57,81 | 56,85 | 53,39 |
-
| ООО "Милосердие" | 49,48 | 52,65 | 42,19 | 43,15 | 46,61 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:
- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила 53,39 %, в том числе: I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %, III квартал – 57,81 %, IV квартал – 56,85 %;
В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.
5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.
МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.
Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
3. Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 5-13/тр
01 июня 2010 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. <…> | - руководитель управления, Председатель Комиссии; |
3. <…> | - заместитель руководителя управления, член Комиссии; |
3. <…> 4. <…> | - и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член Комиссии; - специалист-эксперт, член Комиссии; |
5. <…> - специалист-эксперт, член Комиссии.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
<…>
<…>
Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 5-13/тр
[format] =>
[safe_value] => 5-13/тр
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 57
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 57
[vid] => 6
[name] => Контроль торговой деятельности
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-06-01 15:02:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-06-01 15:02:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321540208
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)