Решение по делу в отношении ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС"

Дата публикации: 20 июля 2010, 19:05

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2010 г.                                                                                   

 

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2010 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <…>

 руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <…>

– заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3. <…>

– начальник отдела, член Комиссии;

4. <…>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

в присутствии представителя ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" <…> (доверенность № МС-418 от 05.07.2010), рассмотрев дело № 7-09/03 по признакам нарушения ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (г. Москва, Озерковская наб., 30) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России выявлен факт заключения между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" Договора № 1253 обязательного медицинского страхования работающих граждан от 10.01.2006. В результате выявления данного факта возбуждено дело № 7-09/03.

Определением от 10.09.2009 рассмотрение дела № 7-09/03 было приостановлено до рассмотрения по существу Арбитражным судом Саратовской области дела, возбужденного по заявлению Саратовской таможни о признании незаконными решения и предписания Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009.

Решением от 27.05.2009 по делу № 1-09/03 Саратовская таможня признана нарушившей ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с непроведением открытого конкурса или открытого аукциона по отбору страховых организаций для осуществления обязательного медицинского страхования застрахованных работников Саратовской таможни. Предметом рассмотрения дела № 1-09/03 являлся Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, заключенный между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС".

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009 решение и предписание Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009 признаны законными в полном объеме.

Согласно п. 9 договора № 1253 от 10.01.2006, договор страхования заключается на один год и вступает в силу с 10.01.2006.

Согласно п. 10 указанного договора, если ни одна из сторон не заявит в письменном виде о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключен договор, его действие продлевается  каждый раз на этот же срок.

В соответствии с п. 10 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, указанный договор продлевался по умолчанию на один год 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009.

26.10.2006 вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе личного страхования, медицинского страхования.

Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, при наличии у субъекта, указанного в ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции", на момент вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции", договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них срока.

По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 Федерального закона "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Частью 1 статьи 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Таким существенным обстоятельством является принятие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, с вступлением в силу 26.10.2006 Федерального закона "О защите конкуренции", продление 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 является нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению в 2007, 2008, 2009 годах договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 содержат признаки недобросовестной конкуренции, так как они направлены на получение незаконных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит законодательству и может причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В ходе рассмотрения дела ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушения не признало.

Согласно пояснениям, данным представителем Общества в ходе рассмотрения дела, а также письменным пояснениям ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (исх.  № 98-16-09/368 от 10.07.2009), Общество считает, что в его действиях по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", что  продление действия договора № 1253 от 10.01.2006 путем его пролонгации не противоречит действующему законодательству.

Комиссия не может согласиться с доводами ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по следующим причинам.

В связи с  продлением в 2007, 2008, 2009 годах договора страхования с одной страховой организацией – ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", другие страховые организации оказываются лишенными возможности бороться за возможность заключения договора обязательного медицинского страхования с Саратовской таможней.

Продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" получало преимущества при осуществлении страховой деятельности перед другими страховыми организациями.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 ставят ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" в неравное положение с другими страховыми компаниями, создают препятствия доступа на рынок услуг обязательного медицинского страхования иным страховым компаниям, направлены на получение преимуществ при осуществлении страховой деятельности, противоречат антимонопольному законодательству и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, следовательно, содержат признаки недобросовестной конкуренции.

Данный факт подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, ОАО "Страховая компании "РОСНО-МС", продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, осуществило акт недобросовестной конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Официальная информация о размещении заказов" размещена информация о проведенном Саратовской таможней открытом конкурсе "Оказание услуг обязательного медицинского страхования государственных гражданских служащих и работников Саратовской таможни в 2010 году".

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 39 от 01.06.2010, по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Единой комиссией по размещению заказов Саратовской таможни принято решение признать конкурс несостоявшимся, передать единственному участнику конкурса Филиалу "Саратов-РОСНО-МС" ОАО "РОСНО-МС" проект государственного контракта.

Также Комиссией установлено, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Федеральный реестр государственных контрактов" размещена информация о контракте № 301 от 16.06.2010, заключенном между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", номер реестровой записи 1054810000061.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, имеются основания для прекращения рассмотрения дела № 7-09/03.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь #M12293 0 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1586570328статьей 23#S, #M12293 1 901989534 0 0 0 0 0 0 0 3013133057частью 1 статьи 39#S, #M12293 2 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1172774147частями 1#S-#M12293 3 901989534 0 0 0 0 0 0 0 11727741474 статьи 41#S, #M12293 4 901989534 0 0 0 0 0 0 0 167855808статьей 48#S, #M12293 5 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1067731440частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.   Рассмотрение дела прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "Страховая компания РОСНО-МС".

3.   Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

4.   Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <…>

 

 

<…>

                                                                                                                     

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа #M12293 0 901807667 0 0 0 0 0 0 0 3200223047статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях#S установлена административная ответственность.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6913 [uid] => 1 [title] => Решение по делу в отношении ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6913 [type] => solution [language] => ru [created] => 1279623935 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2010 г.                                                                                   

 

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2010 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <…>

 руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <…>

– заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3. <…>

– начальник отдела, член Комиссии;

4. <…>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

в присутствии представителя ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" <…> (доверенность № МС-418 от 05.07.2010), рассмотрев дело № 7-09/03 по признакам нарушения ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (г. Москва, Озерковская наб., 30) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России выявлен факт заключения между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" Договора № 1253 обязательного медицинского страхования работающих граждан от 10.01.2006. В результате выявления данного факта возбуждено дело № 7-09/03.

Определением от 10.09.2009 рассмотрение дела № 7-09/03 было приостановлено до рассмотрения по существу Арбитражным судом Саратовской области дела, возбужденного по заявлению Саратовской таможни о признании незаконными решения и предписания Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009.

Решением от 27.05.2009 по делу № 1-09/03 Саратовская таможня признана нарушившей ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с непроведением открытого конкурса или открытого аукциона по отбору страховых организаций для осуществления обязательного медицинского страхования застрахованных работников Саратовской таможни. Предметом рассмотрения дела № 1-09/03 являлся Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, заключенный между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС".

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009 решение и предписание Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009 признаны законными в полном объеме.

Согласно п. 9 договора № 1253 от 10.01.2006, договор страхования заключается на один год и вступает в силу с 10.01.2006.

Согласно п. 10 указанного договора, если ни одна из сторон не заявит в письменном виде о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключен договор, его действие продлевается  каждый раз на этот же срок.

В соответствии с п. 10 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, указанный договор продлевался по умолчанию на один год 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009.

26.10.2006 вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе личного страхования, медицинского страхования.

Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, при наличии у субъекта, указанного в ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции", на момент вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции", договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них срока.

По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 Федерального закона "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Частью 1 статьи 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Таким существенным обстоятельством является принятие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, с вступлением в силу 26.10.2006 Федерального закона "О защите конкуренции", продление 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 является нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению в 2007, 2008, 2009 годах договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 содержат признаки недобросовестной конкуренции, так как они направлены на получение незаконных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит законодательству и может причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В ходе рассмотрения дела ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушения не признало.

Согласно пояснениям, данным представителем Общества в ходе рассмотрения дела, а также письменным пояснениям ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (исх.  № 98-16-09/368 от 10.07.2009), Общество считает, что в его действиях по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", что  продление действия договора № 1253 от 10.01.2006 путем его пролонгации не противоречит действующему законодательству.

Комиссия не может согласиться с доводами ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по следующим причинам.

В связи с  продлением в 2007, 2008, 2009 годах договора страхования с одной страховой организацией – ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", другие страховые организации оказываются лишенными возможности бороться за возможность заключения договора обязательного медицинского страхования с Саратовской таможней.

Продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" получало преимущества при осуществлении страховой деятельности перед другими страховыми организациями.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 ставят ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" в неравное положение с другими страховыми компаниями, создают препятствия доступа на рынок услуг обязательного медицинского страхования иным страховым компаниям, направлены на получение преимуществ при осуществлении страховой деятельности, противоречат антимонопольному законодательству и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, следовательно, содержат признаки недобросовестной конкуренции.

Данный факт подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, ОАО "Страховая компании "РОСНО-МС", продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, осуществило акт недобросовестной конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Официальная информация о размещении заказов" размещена информация о проведенном Саратовской таможней открытом конкурсе "Оказание услуг обязательного медицинского страхования государственных гражданских служащих и работников Саратовской таможни в 2010 году".

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 39 от 01.06.2010, по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Единой комиссией по размещению заказов Саратовской таможни принято решение признать конкурс несостоявшимся, передать единственному участнику конкурса Филиалу "Саратов-РОСНО-МС" ОАО "РОСНО-МС" проект государственного контракта.

Также Комиссией установлено, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Федеральный реестр государственных контрактов" размещена информация о контракте № 301 от 16.06.2010, заключенном между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", номер реестровой записи 1054810000061.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, имеются основания для прекращения рассмотрения дела № 7-09/03.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь #M12293 0 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1586570328статьей 23#S, #M12293 1 901989534 0 0 0 0 0 0 0 3013133057частью 1 статьи 39#S, #M12293 2 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1172774147частями 1#S-#M12293 3 901989534 0 0 0 0 0 0 0 11727741474 статьи 41#S, #M12293 4 901989534 0 0 0 0 0 0 0 167855808статьей 48#S, #M12293 5 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1067731440частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.   Рассмотрение дела прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "Страховая компания РОСНО-МС".

3.   Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

4.   Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <…>

 

 

<…>

                                                                                                                     

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа #M12293 0 901807667 0 0 0 0 0 0 0 3200223047статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях#S установлена административная ответственность.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2010 г.                                                                                   

 

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2010 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <…>

 руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <…>

– заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3. <…>

– начальник отдела, член Комиссии;

4. <…>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

в присутствии представителя ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" <…> (доверенность № МС-418 от 05.07.2010), рассмотрев дело № 7-09/03 по признакам нарушения ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (г. Москва, Озерковская наб., 30) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России выявлен факт заключения между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" Договора № 1253 обязательного медицинского страхования работающих граждан от 10.01.2006. В результате выявления данного факта возбуждено дело № 7-09/03.

Определением от 10.09.2009 рассмотрение дела № 7-09/03 было приостановлено до рассмотрения по существу Арбитражным судом Саратовской области дела, возбужденного по заявлению Саратовской таможни о признании незаконными решения и предписания Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009.

Решением от 27.05.2009 по делу № 1-09/03 Саратовская таможня признана нарушившей ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с непроведением открытого конкурса или открытого аукциона по отбору страховых организаций для осуществления обязательного медицинского страхования застрахованных работников Саратовской таможни. Предметом рассмотрения дела № 1-09/03 являлся Договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, заключенный между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС".

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009 решение и предписание Саратовского УФАС России по делу № 1-09/03 от 27.05.2009 признаны законными в полном объеме.

Согласно п. 9 договора № 1253 от 10.01.2006, договор страхования заключается на один год и вступает в силу с 10.01.2006.

Согласно п. 10 указанного договора, если ни одна из сторон не заявит в письменном виде о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключен договор, его действие продлевается  каждый раз на этот же срок.

В соответствии с п. 10 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, указанный договор продлевался по умолчанию на один год 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009.

26.10.2006 вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе личного страхования, медицинского страхования.

Согласно п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, при наличии у субъекта, указанного в ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции", на момент вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции", договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них срока.

По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в статье 18 Федерального закона "О защите конкуренции", должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.

Частью 1 статьи 451 ГК РФ установлено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Таким существенным обстоятельством является принятие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, с вступлением в силу 26.10.2006 Федерального закона "О защите конкуренции", продление 11.01.2007, 11.01.2008, 11.01.2009 договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 является нарушением ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению в 2007, 2008, 2009 годах договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 содержат признаки недобросовестной конкуренции, так как они направлены на получение незаконных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, что противоречит законодательству и может причинить или причинило убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.

В ходе рассмотрения дела ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушения не признало.

Согласно пояснениям, данным представителем Общества в ходе рассмотрения дела, а также письменным пояснениям ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" (исх.  № 98-16-09/368 от 10.07.2009), Общество считает, что в его действиях по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", что  продление действия договора № 1253 от 10.01.2006 путем его пролонгации не противоречит действующему законодательству.

Комиссия не может согласиться с доводами ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по следующим причинам.

В связи с  продлением в 2007, 2008, 2009 годах договора страхования с одной страховой организацией – ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", другие страховые организации оказываются лишенными возможности бороться за возможность заключения договора обязательного медицинского страхования с Саратовской таможней.

Продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" получало преимущества при осуществлении страховой деятельности перед другими страховыми организациями.

Действия ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" по продлению договора обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006 ставят ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" в неравное положение с другими страховыми компаниями, создают препятствия доступа на рынок услуг обязательного медицинского страхования иным страховым компаниям, направлены на получение преимуществ при осуществлении страховой деятельности, противоречат антимонопольному законодательству и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам, следовательно, содержат признаки недобросовестной конкуренции.

Данный факт подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2010 по делу № А57-17806/2009.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, ОАО "Страховая компании "РОСНО-МС", продлевая в 2007, 2008, 2009 годах договор обязательного медицинского страхования работающих граждан № 1253 от 10.01.2006, осуществило акт недобросовестной конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Официальная информация о размещении заказов" размещена информация о проведенном Саратовской таможней открытом конкурсе "Оказание услуг обязательного медицинского страхования государственных гражданских служащих и работников Саратовской таможни в 2010 году".

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 39 от 01.06.2010, по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Единой комиссией по размещению заказов Саратовской таможни принято решение признать конкурс несостоявшимся, передать единственному участнику конкурса Филиалу "Саратов-РОСНО-МС" ОАО "РОСНО-МС" проект государственного контракта.

Также Комиссией установлено, что на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Федеральный реестр государственных контрактов" размещена информация о контракте № 301 от 16.06.2010, заключенном между Саратовской таможней и ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС", номер реестровой записи 1054810000061.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Таким образом, имеются основания для прекращения рассмотрения дела № 7-09/03.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь #M12293 0 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1586570328статьей 23#S, #M12293 1 901989534 0 0 0 0 0 0 0 3013133057частью 1 статьи 39#S, #M12293 2 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1172774147частями 1#S-#M12293 3 901989534 0 0 0 0 0 0 0 11727741474 статьи 41#S, #M12293 4 901989534 0 0 0 0 0 0 0 167855808статьей 48#S, #M12293 5 901989534 0 0 0 0 0 0 0 1067731440частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  

Признать ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС" нарушившим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.  

Рассмотрение дела прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО "Страховая компания РОСНО-МС".

3.  

Предписания не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

4.  

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <…>

 

 

<…>

                                                                                                                     

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа #M12293 0 901807667 0 0 0 0 0 0 0 3200223047статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях#S установлена административная ответственность.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу в отношении ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС"

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу в отношении ОАО "Страховая компания "РОСНО-МС"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => Контроль финансовых рынков [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-20 15:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-07-20 15:05:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )