Решение и предписание по делу № 34-52/ов

Номер дела: № 34-52/ов
Дата публикации: 9 октября 2014, 18:00

Р Е Ш Е Н И Е № 34-52/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 9 октября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

в присутствии:

1.      … – помощника прокурора Дергачевского района (доверенность от 24.09.2014 б/н).

рассмотрев дело № 34-52/ов по признакам нарушения администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В  Саратовское УФАС России поступило представление заместителя прокурора Дергачевского района (далее по тексту - Прокуратура) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 29-2014 от 16.07.2014) в отношении администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация), в связи с передачей муниципального нежилого имущества индивидуальному предпринимателю … по договору аренды №  38 от 11.06.2013 (далее – Договор) без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 11.06.2013 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 11.06.2013 по 11.05.2014.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх.  от 23.09.2014 №  1350) договор № 38 от 11.06.2013 считается пролонгацией ранее заключенного договора от 01.01.2012 года в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ.

Комиссией установлено,  что 01.01.2012 года между администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области и ИП … заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №  38.

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 01.01.2012 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 01.01.2012 по 30.11.2012.

В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без  проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа по письменному заявлению органа власти, органа местного самоуправления, имеющего намерение предоставить данную помощь.

Администрация Дергачевского муниципального района Саратовской области в Саратовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю … не обращалась.

В данном случае распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органов местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 являются ничтожным в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области по заключению договоров аренды муниципального нежилого недвижимого имущества № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, и без проведения торгов,  и нарушают требования ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Закона  о защите конкуренции,  поскольку указанные действия могут привести к  ограничению конкуренции на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.      Признать администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 34-52/ов

 

9 октября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … – председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 33-52/ов от 09.10.2014 о нарушении администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2. В срок до 10 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного индивидуальному предпринимателю … муниципального имущества, расположенного по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м.

3. В срок до 15 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

stdClass Object ( [vid] => 13112 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 34-52/ов [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13112 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415197507 [changed] => 1415197507 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415197507 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 34-52/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 9 октября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

в присутствии:

1.      … – помощника прокурора Дергачевского района (доверенность от 24.09.2014 б/н).

рассмотрев дело № 34-52/ов по признакам нарушения администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В  Саратовское УФАС России поступило представление заместителя прокурора Дергачевского района (далее по тексту - Прокуратура) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 29-2014 от 16.07.2014) в отношении администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация), в связи с передачей муниципального нежилого имущества индивидуальному предпринимателю … по договору аренды №  38 от 11.06.2013 (далее – Договор) без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 11.06.2013 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 11.06.2013 по 11.05.2014.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх.  от 23.09.2014 №  1350) договор № 38 от 11.06.2013 считается пролонгацией ранее заключенного договора от 01.01.2012 года в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ.

Комиссией установлено,  что 01.01.2012 года между администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области и ИП … заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №  38.

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 01.01.2012 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 01.01.2012 по 30.11.2012.

В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без  проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа по письменному заявлению органа власти, органа местного самоуправления, имеющего намерение предоставить данную помощь.

Администрация Дергачевского муниципального района Саратовской области в Саратовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю … не обращалась.

В данном случае распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органов местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 являются ничтожным в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области по заключению договоров аренды муниципального нежилого недвижимого имущества № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, и без проведения торгов,  и нарушают требования ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Закона  о защите конкуренции,  поскольку указанные действия могут привести к  ограничению конкуренции на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.      Признать администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 34-52/ов

 

9 октября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … – председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 33-52/ов от 09.10.2014 о нарушении администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2. В срок до 10 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного индивидуальному предпринимателю … муниципального имущества, расположенного по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м.

3. В срок до 15 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 34-52/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 9 октября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии;

в присутствии:

1.      … – помощника прокурора Дергачевского района (доверенность от 24.09.2014 б/н).

рассмотрев дело № 34-52/ов по признакам нарушения администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В  Саратовское УФАС России поступило представление заместителя прокурора Дергачевского района (далее по тексту - Прокуратура) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 29-2014 от 16.07.2014) в отношении администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация), в связи с передачей муниципального нежилого имущества индивидуальному предпринимателю … по договору аренды №  38 от 11.06.2013 (далее – Договор) без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 11.06.2013 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 11.06.2013 по 11.05.2014.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх.  от 23.09.2014 №  1350) договор № 38 от 11.06.2013 считается пролонгацией ранее заключенного договора от 01.01.2012 года в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ.

Комиссией установлено,  что 01.01.2012 года между администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области и ИП … заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества №  38.

В соответствии с п. 1.1 Договора №  38 Арендодатель (Администрация) предоставляет,  а Арендатор (И.П. …) принимает во временное владение и пользование на правах аренды нежилое помещение, расположенное по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности. Муниципальное недвижимое имущество было передано по акту приема-передачи 11.06.2013 (приложение №  1 к Договору №  38).

Согласно приложению № 1 к договору № 38 от 01.01.2012 передача имущества индивидуальному предпринимателю … была согласована с Администрацией.

Согласно п.  6.1. указанный договор вступает в силу с момента его подписания и действует с 01.01.2012 по 30.11.2012.

В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без  проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа по письменному заявлению органа власти, органа местного самоуправления, имеющего намерение предоставить данную помощь.

Администрация Дергачевского муниципального района Саратовской области в Саратовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю … не обращалась.

В данном случае распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органов местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 являются ничтожным в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области по заключению договоров аренды муниципального нежилого недвижимого имущества № 38 от 11.06.2013,  №  38 от 01.01.2012 без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, и без проведения торгов,  и нарушают требования ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Закона  о защите конкуренции,  поскольку указанные действия могут привести к  ограничению конкуренции на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.      Признать администрацию Дергачевского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 34-52/ов

 

9 октября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … – председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 33-52/ов от 09.10.2014 о нарушении администрацией Дергачевского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2. В срок до 10 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного индивидуальному предпринимателю … муниципального имущества, расположенного по адресу:  Саратовская область,  Дергачевский район,  п.  Зерновой,  ул.  Центральная,  д.  20,  общей площадью 50 кв.м.

3. В срок до 15 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 34-52/ов [format] => [safe_value] => № 34-52/ов ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-09 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-09 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415197507 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )