Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … – руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 № 1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды № 68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх. от 15.08.2008 № Ф-64-03ц/1656). Таким образом, Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 № 40-П на новый срок.
Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком, установленным пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.
Комиссией установлено, что 26.10.2005 между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от № 53.
Согласно п. 1.1. договора от 26.10.2005 № 53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратова, ул. Тракторная, 43.
Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 № 53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения 119 кв. м.
Комиссией установлено, что в период действия Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района: договор № 55 от 05.12.2006, договор № 68-П от 05.10.2007, договор № 40-П от 05.09.2008.
Согласно п. 1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 96, 5 кв. м.
Согласно п. 1.1 договора № 68-П от 05.10.2007 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения), у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (начало действия редакции от 26.10.2006).
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.1.5 договора № 55 от 05.12.2006 срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года по 5 октября 2007 года.
05.10.2007 администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 68-П, согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.
Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008, согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.
С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.
На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции в редакции от 30.06.2008, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Исходя из изложенной выше позиции Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006, № 68-П от 05.10.2007, № 40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.
В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору № 40-П от 05.09.2008.
Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43, общей площадью 96, 5 кв. м., торгов, несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области, и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43., общей площадью 96, 5 кв. м.
2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Председатель Комиссии: | … |
Члены Комиссии: | … … |
П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов
29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … –руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 43, общей площадью 96, 5 кв. м.3.
3. В срок до 25 декабря 2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: …
Члены Комиссии: …
…
stdClass Object
(
[vid] => 13066
[uid] => 5
[title] => Р Е Ш Е Н И Е и П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 13066
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1413978041
[changed] => 1413978041
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1413978041
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … – руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 № 1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды № 68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх. от 15.08.2008 № Ф-64-03ц/1656). Таким образом, Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 № 40-П на новый срок.
Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком, установленным пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.
Комиссией установлено, что 26.10.2005 между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от № 53.
Согласно п. 1.1. договора от 26.10.2005 № 53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратова, ул. Тракторная, 43.
Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 № 53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения 119 кв. м.
Комиссией установлено, что в период действия Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района: договор № 55 от 05.12.2006, договор № 68-П от 05.10.2007, договор № 40-П от 05.09.2008.
Согласно п. 1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 96, 5 кв. м.
Согласно п. 1.1 договора № 68-П от 05.10.2007 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения), у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (начало действия редакции от 26.10.2006).
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.1.5 договора № 55 от 05.12.2006 срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года по 5 октября 2007 года.
05.10.2007 администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 68-П, согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.
Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008, согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.
С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.
На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции в редакции от 30.06.2008, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Исходя из изложенной выше позиции Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006, № 68-П от 05.10.2007, № 40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.
В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору № 40-П от 05.09.2008.
Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43, общей площадью 96, 5 кв. м., торгов, несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области, и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43., общей площадью 96, 5 кв. м.
2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Председатель Комиссии: | … |
Члены Комиссии: | … … |
П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов
29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … –руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 43, общей площадью 96, 5 кв. м.3.
3. В срок до 25 декабря 2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: …
Члены Комиссии: …
…
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … – руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 № 1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды № 68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх. от 15.08.2008 № Ф-64-03ц/1656). Таким образом, Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 № 40-П на новый срок.
Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком, установленным пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.
Комиссией установлено, что 26.10.2005 между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от № 53.
Согласно п. 1.1. договора от 26.10.2005 № 53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратова, ул. Тракторная, 43.
Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 № 53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения 119 кв. м.
Комиссией установлено, что в период действия Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района: договор № 55 от 05.12.2006, договор № 68-П от 05.10.2007, договор № 40-П от 05.09.2008.
Согласно п. 1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 96, 5 кв. м.
Согласно п. 1.1 договора № 68-П от 05.10.2007 площадь помещения, передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения), у сторон возникли новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.
На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (начало действия редакции от 26.10.2006).
В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.1.5 договора № 55 от 05.12.2006 срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года по 5 октября 2007 года.
05.10.2007 администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 68-П, согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.
Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.
05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008, согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43.
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.
С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.
На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции в редакции от 30.06.2008, в соответствии с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений № 40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.
Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Исходя из изложенной выше позиции Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006, № 68-П от 05.10.2007, № 40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.
В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору № 40-П от 05.09.2008.
Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43, общей площадью 96, 5 кв. м., торгов, несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области, и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, 43., общей площадью 96, 5 кв. м.
2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Председатель Комиссии:
|
…
|
Члены Комиссии:
|
…
…
|
П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов
29 сентября 2014 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. … –руководитель управления, Председатель Комиссии;
2. … – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;
3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, д. 43, общей площадью 96, 5 кв. м.3.
3. В срок до 25 декабря 2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: …
Члены Комиссии: …
…
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 25-41/ов
[format] =>
[safe_value] => 25-41/ов
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-29 11:39:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-09-29 11:39:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1413978041
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)