Р Е Ш Е Н И Е и П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов

Номер дела: 25-41/ов
Дата публикации: 29 сентября 2014, 15:39

Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – руководитель управления,  Председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии; 

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче  ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 №  1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды №  68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх.  от 15.08.2008 №  Ф-64-03ц/1656). Таким образом,  Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 №  40-П на новый срок.

Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком,  установленным пунктом  1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации,  предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.

Комиссией установлено,  что 26.10.2005  между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от №  53.

Согласно п.  1.1. договора от 26.10.2005 №  53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу:  г. Саратова,  ул. Тракторная,  43.

Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 №  53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения  119 кв. м. 

Комиссией установлено,  что в период действия  Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района:  договор № 55 от 05.12.2006,  договор №  68-П от 05.10.2007,  договор №  40-П от 05.09.2008.

Согласно п.  1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения,  передаваемого в аренду,  составляла 96, 5 кв. м.

Согласно п. 1.1 договора №  68-П от 05.10.2007 площадь помещения,  передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения),  у сторон возникли новые правоотношения,  которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам,  установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам),  действующим на момент его заключения.

На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (начало действия редакции от 26.10.2006).

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа,  либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц,  которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1.5  договора № 55 от 05.12.2006  срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года  по 5 октября 2007 года.

05.10.2007  администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  68-П,  согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.

Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008,  согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.

С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.

На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции  в редакции от 30.06.2008, в соответствии  с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных  ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006,  №  68-П от 05.10.2007,  №  40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору №  40-П от 05.09.2008.

Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов,  ул. Тракторная,  43,  общей площадью 96, 5 кв. м., торгов,  несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области,  и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1.      Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.,  общей площадью 96, 5 кв. м.

2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов

 

29 сентября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … –руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г.  Саратов,  ул. Тракторная, д. 43,  общей площадью 96, 5 кв. м.3.

3. В срок до 25 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

stdClass Object ( [vid] => 13066 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е и П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13066 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413978041 [changed] => 1413978041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413978041 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – руководитель управления,  Председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии; 

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче  ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 №  1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды №  68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх.  от 15.08.2008 №  Ф-64-03ц/1656). Таким образом,  Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 №  40-П на новый срок.

Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком,  установленным пунктом  1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации,  предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.

Комиссией установлено,  что 26.10.2005  между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от №  53.

Согласно п.  1.1. договора от 26.10.2005 №  53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу:  г. Саратова,  ул. Тракторная,  43.

Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 №  53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения  119 кв. м. 

Комиссией установлено,  что в период действия  Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района:  договор № 55 от 05.12.2006,  договор №  68-П от 05.10.2007,  договор №  40-П от 05.09.2008.

Согласно п.  1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения,  передаваемого в аренду,  составляла 96, 5 кв. м.

Согласно п. 1.1 договора №  68-П от 05.10.2007 площадь помещения,  передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения),  у сторон возникли новые правоотношения,  которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам,  установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам),  действующим на момент его заключения.

На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (начало действия редакции от 26.10.2006).

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа,  либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц,  которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1.5  договора № 55 от 05.12.2006  срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года  по 5 октября 2007 года.

05.10.2007  администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  68-П,  согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.

Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008,  согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.

С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.

На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции  в редакции от 30.06.2008, в соответствии  с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных  ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006,  №  68-П от 05.10.2007,  №  40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору №  40-П от 05.09.2008.

Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов,  ул. Тракторная,  43,  общей площадью 96, 5 кв. м., торгов,  несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области,  и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1.      Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.,  общей площадью 96, 5 кв. м.

2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов

 

29 сентября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … –руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г.  Саратов,  ул. Тракторная, д. 43,  общей площадью 96, 5 кв. м.3.

3. В срок до 25 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 25-41/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2014  года

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014  года                                                 г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.      … – руководитель управления,  Председатель Комиссии; 

2.      … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии; 

3.    … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

рассмотрев дело № 25-41/ов по признакам нарушения администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области ч.1 ст. 15, ч. 1 ст. 17.1,   ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области (исх. № 05-05/399 от 08.05.2014) о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (далее – Закон о защите конкуренции) при передаче  ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" нежилого помещения по договору аренды № 40-П от 05.09.2008.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. от 18.07.2014 №  1800/01-30) ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" 15.08.2008 направило обращение в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) о продлении действующего договора аренды №  68-П от 05.10.2007 на новый срок (исх.  от 15.08.2008 №  Ф-64-03ц/1656). Таким образом,  Администрация заключила договор аренды с ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" от 05.09.2008 №  40-П на новый срок.

Согласно пояснениям представителя Администрации при заключении договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 Администрация руководствовалась порядком,  установленным пунктом  1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации,  предусматривающим преимущественное право арендатора на заключение договора аренды.

Комиссией установлено,  что 26.10.2005  между администрацией объединенного муниципального образования Саратовского района и ФГУП "Ростехинвентаризация" заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района от №  53.

Согласно п.  1.1. договора от 26.10.2005 №  53 ФГУП "Ростехинвентаризация" было передано нежилое помещение, расположенное по адресу:  г. Саратова,  ул. Тракторная,  43.

Согласно п. 1.2 договора от 26.10.2005 №  53 площадь сдаваемого в аренду нежилого помещения  119 кв. м. 

Комиссией установлено,  что в период действия  Закона о защите конкуренции между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" были заключены следующие договоры аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского района:  договор № 55 от 05.12.2006,  договор №  68-П от 05.10.2007,  договор №  40-П от 05.09.2008.

Согласно п.  1.1. договора № 55 от 05.12.2006 площадь помещения,  передаваемого в аренду,  составляла 96, 5 кв. м.

Согласно п. 1.1 договора №  68-П от 05.10.2007 площадь помещения,  передаваемого в аренду, составляла 98, 24 кв. м.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения договора № 55 от 05.12.2006 с изменением предмета договора (площади арендуемого помещения),  у сторон возникли новые правоотношения,  которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам,  установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам),  действующим на момент его заключения.

На момент подписания договора аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района № 55 от 05.12.2006 действовал Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  (начало действия редакции от 26.10.2006).

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения согласия антимонопольного органа,  либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц,  которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества, и нарушает ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1.5  договора № 55 от 05.12.2006  срок действия аренды устанавливается на период с 5 декабря 2006 года  по 5 октября 2007 года.

05.10.2007  администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области был заключен договор аренды нежилого помещения муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  68-П,  согласно п. 1.1 которого ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается с даты подписания договора и до 6 сентября 2008 года.

Данный договор также был заключен с нарушением требований, установленных ст.ст. 20, 15 Закона о защите конкуренции.

05.09.2008 администрация Саратовского муниципального района Саратовской области заключила договор аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008,  согласно которому ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" было передано нежилое помещение площадью 96,5 кв. м.,  расположенное по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.

В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия аренды устанавливается на период с 06.09.2008 по 07.08.2009.

С 08.08.2009 договор № 40-П от 05.09.2008 был возобновлен сторонами на неопределенный срок.

На момент подписания договора аренды нежилых помещений муниципальной собственности Саратовского муниципального района №  40-П от 05.09.2008 действовал Закон о защите конкуренции  в редакции от 30.06.2008, в соответствии  с частью 1 статьи 17.1 которого заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Следовательно, заключение договора аренды нежилых помещений №  40-П от 05.09.2008 и его возобновление было осуществлено администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области с нарушением требований, установленных  ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в данном случае, распоряжение муниципальным имуществом произошло не посредством проведения торгов, а прямым волеизъявлением органа местного самоуправления, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без получения предварительного согласия антимонопольного органа, либо без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Исходя из  изложенной выше позиции  Пленума ВАС РФ договоры № 55 от 05.12.2006,  №  68-П от 05.10.2007,  №  40-П от 05.09.2008 являются ничтожными в силу закона, так как были заключены с нарушением норм Закона о защите конкуренции.

В материалах дела находятся копии платежных поручений за период с 12.01.2009 по 09.07.2014 г., подтверждающие факт оплаты ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" Администрации аренды помещения по договору №  40-П от 05.09.2008.

Таким образом, непроведение администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области при распоряжении муниципальным имуществом - нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Саратов,  ул. Тракторная,  43,  общей площадью 96, 5 кв. м., торгов,  несогласование предоставления муниципальной помощи (преференции) с антимонопольным органом, привели к предоставлению преимущества ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" на рынке операций с недвижимым имуществом Саратовской области,  и нарушают требования ч. 1 статьи 15, ч. статьи 17. 1, ч. 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1.      Признать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.      Выдать администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1. В срок до 20.12.2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г. Саратов,  ул. Тракторная,  43.,  общей площадью 96, 5 кв. м.

2.2. В срок до 25.12.2014 года сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 25-41/ов

 

29 сентября 2014 года                                                                                г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

1.    … –руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.    … – и.о. начальника отдела контроля органов власти,  член Комиссии;   

3. … – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу № 25-41/ов от 29.09.2014 о нарушении администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.      Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области прекратить нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  а именно:

2.В срок до 20 декабря 2014 года обеспечить возврат переданного ФГУП "Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ" муниципального имущества, расположенного по адресу:  г.  Саратов,  ул. Тракторная, д. 43,  общей площадью 96, 5 кв. м.3.

3. В срок до 25 декабря 2014 года  сообщить в Саратовское УФАС России об исполнении настоящего предписания.  Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии:                                                                           …

 

Члены Комиссии:                                                                                       …

                                                                                                                      …

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 25-41/ов [format] => [safe_value] => 25-41/ов ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 11:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 11:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413978041 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )