РЕШЕНИЕ № 13-147/тр

Номер дела: № 13-147/тр
Дата публикации: 21 октября 2013, 18:00

 РЕШЕНИЕ № 13-147/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено  21 октября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

1.     

 

-       руководитель управления, председатель Комиссии;

 

2.     

-       заместитель руководителя управления, член Комиссии;

 

3.     

 

-       начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;

 

4.     

- старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и финансовых рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 13-147/тр по признакам нарушения ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, 66) ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закона "О защите конкуренции").

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление (исх. № 236 от 23.07.2012) ООО "Комплексбыт" с жалобой на злоупотребления доминирующим положением ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Облкоммунэнерго", выразившиеся в составлении актов о неучтенном потреблении электроэнергии в отсутствии представителя ООО "Комплексбыт" и начислении заявителю задолженности за безучетное потребление электрической энергии.

Как следует из заявления, между ООО "Комплексбыт" и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010, в соответствии с которым оплата за полученную энергию производится потребителем на основании показаний приборов учета. В соответствии с действующим законодательством гарантирующий поставщик (ОАО "Саратовэнерго") и сетевая организация (ОАО "Облкоммунэнерго") имеют право проводить проверки состояния приборов учета потребителя.

09.06.2012 сотрудниками ОАО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Саратовэнерго» была проведена проверка ООО "Комплексбыт", в результате которой ОАО "Облкоммунэнерго" были составлены акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012. Данные акты составлены в одностороннем порядке без уведомления Заявителя о проведении проверки.

На основании указанных выше актов ОАО «Саратовэнерго» направило ОАО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о задолженности в размере 735 404,80 руб. с угрозой ограничения подачи электроэнергии в случае ее не оплаты.

Определением от 19.09.2013 по ходатайству ОАО «Комплексбыт» ОАО «Саратовэнерго» было привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.

Также определением от 19.09.2013 в связи с поступлением ходатайства ОАО «Облкоммунэнерго» ОАО «МРСК Волги» привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Облкоммунэнерго» нарушения не признало и пояснило, что акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 не противоречат действующему законодательству.

ОАО «Саратовэнерго» также нарушения не признало, пояснило (исх. № 0132/3787 от 17.08.2012), что указанные выше акты полностью соответствуют требованиям п. 152 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), в связи с чем у Общества не было основания не принимать данные акты к расчету в июне 2012 г. В связи с этим расчет количества неучтенного потребления электроэнергии произведен ОАО «Саратовэнерго» в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010.

На заседании Комиссии ОАО «Саратовэнерго» заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копий фотоснимков, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», копии распоряжения ОАО «Саратовэнерго» от 04.10.2013 № 256-р, корректировочного счет-фактуры № 1300016К\12-1027311 от 30.09.2013, подтверждающие перерасчет выставленной ООО «Комплексбыт» задолженности.

Заявленные ОАО «Саратовэнерго» ходатайства Комиссией удовлетворены.

ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» заявили ходатайства о приобщении к материалам дела пояснений по делу.

Данные ходатайства ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» также удовлетворены Комиссией.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.

 

В материалы дела представлены копии следующих актов ОАО "Облкоммунэнерго": акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012.

Из указанных документов следует, что представители ОАО "Облкоммунэнерго" – электромонтеры СГЭЭ  с участием представителей ОАО "Саратовэнерго", потребителя в лице директора ООО "Комплексбыт" , осуществили осмотр электроустановок потребителя, обнаружив в них следующие недостатки:

- на электросчетчике меркурий 230 АМ заводской номер 00232192 – нарушена гарантийная наклейка завода-изготовителя на корпусе электрического счетчика, преднамеренное вмешательство в работу прибора учета посредством нарушения целостности корпуса электрического счетчика (корпус взломан), вводное токоограничивающее устройство не соответствует разрешенной мощности,

- на электросчетчике СЦЕП 31б заводской номер 000280 - клемная крышка на счетчике не закреплена, винт крепления клемной крышки к счетчику не закручен и снимается вместе с установленной на ней пломбой ОАО «Облкоммунэнерго».

Заявитель указывает, что указанные выше акты составлены с нарушением п. 152 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (действующего на момент составления актов).

Так, проверка проводилась в отсутствие указанного в актах представителя ООО "Комплексбыт", уведомление о проведении проверки в ООО "Комплексбыт" не направлялось, акты не были своевременно вручены представителю ООО "Комплексбыт", а были направлены для подписания через 10 дней после проведенной проверки письмом (исх. № 703 от 19.06.2012).

На основании указанных выше актов ОАО "Саратовэнерго" была выставлена ООО "Комплексбыт"  счет-фактура № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и требование о его оплате с угрозой отключения электроэнергии (уведомление № 696 от 19.072012).

Согласно п. 151 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530; далее – Постановление № 530) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

В соответствии с п. 152 Постановления  N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.

Факт не извещения ООО «Комплексбыт» о месте и времени составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и составления указанных актов в одностороннем порядке подтвержден судебными актами по делу № А57-16169/2012, вступившими в законную силу. Факт отказа полномочного представителя ООО «Комплексбыт» от подписания актов не подтвержден.

Представленные ОАО «Саратовэнерго» копии фотоснимков не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», поскольку невозможно достоверно установить время совершения фотосъемки.

Таким образом, акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 составлены ОАО «Облкоммунэнерго» с участием представителей ОАО «Саратовэнерго» с нарушением п. 152  Постановления  № 530.

В соответствии с п. 156 Постановления № 530,  стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору  купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (данные Положения действовали в период составления актов  № 19/27 от 09.06.2012 года и № 20/27 от 09.06.2012 года о неучтенном потреблении электрической энергии).

Согласно п. 194 «Основные положения  функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442( далее – Постановление № 422) (действующие на момент выставления счет-фактуры № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 года), расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в течении 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета). Расчет объема безучетного потребления  электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление.

Пункт  84  Постановления № 442, предусматривает, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

По результатам составления не соответствующих законодательству  указанных выше актов, ОАО «Саратовэнерго», принимавшее участие в их составлении, выставило ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и направило ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности.

В ходе судебного разбирательства по делу № А57-16169/2012 акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 признаны судом незаконными. Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012 вступило в законную силу 21.03.2013.

Однако, несмотря на решение суда, ОАО «Саратовэнерго» не отозвало счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов.

Материалами дела установлено, что ОАО «Саратовэнерго» приняло решение о проведении корректировки стоимости потребленной электроэнергии ООО «Комплексбыт» в сторону уменьшения на общую сумму 694 389,04 руб. лишь в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №13-14/тр, что подтверждается распоряжением «Саратовэнерго» № 256-р от 04.10.2013 и корректировочным счет-фактурой № 1300016/12-1027311 от 30.09.2013.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"  от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО "Облкоммунэнерго" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Следовательно, ОАО "Облкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Аналитическими отчётами по результатам анализа розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области в 2011, 2012г.г., доля ОАО «Саратовэнерго» на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области составила в 2011 году - 60, 63 %; в 2012 году – 66, 58%.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаётся  положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, ОАО «Саратовэнерго» занимает доминирующее положение на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что:

1)  ОАО «Облкоммунэнерго»,  составив акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 с нарушением п. 152 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2) ОАО «Саратовэнерго», принимая участие в составлении незаконных актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и выставляя на основании указанных актов ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб., а также направив ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности и не отозвав своевременно в связи с вступлением в законную силу Решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012  счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов, злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать ОАО "Облкоммунэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Признать ОАО "Саратовэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3.    Предписаний ОАО "Облкоммунэнерго" и ОАО "Саратовэнерго" не выдавать в связи с отсутствием оснований для их выдачи.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 11088 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 13-147/тр [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11088 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382958726 [changed] => 1382958726 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382958726 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 РЕШЕНИЕ № 13-147/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено  21 октября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

1.     

 

-       руководитель управления, председатель Комиссии;

 

2.     

-       заместитель руководителя управления, член Комиссии;

 

3.     

 

-       начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;

 

4.     

- старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и финансовых рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 13-147/тр по признакам нарушения ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, 66) ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закона "О защите конкуренции").

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление (исх. № 236 от 23.07.2012) ООО "Комплексбыт" с жалобой на злоупотребления доминирующим положением ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Облкоммунэнерго", выразившиеся в составлении актов о неучтенном потреблении электроэнергии в отсутствии представителя ООО "Комплексбыт" и начислении заявителю задолженности за безучетное потребление электрической энергии.

Как следует из заявления, между ООО "Комплексбыт" и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010, в соответствии с которым оплата за полученную энергию производится потребителем на основании показаний приборов учета. В соответствии с действующим законодательством гарантирующий поставщик (ОАО "Саратовэнерго") и сетевая организация (ОАО "Облкоммунэнерго") имеют право проводить проверки состояния приборов учета потребителя.

09.06.2012 сотрудниками ОАО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Саратовэнерго» была проведена проверка ООО "Комплексбыт", в результате которой ОАО "Облкоммунэнерго" были составлены акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012. Данные акты составлены в одностороннем порядке без уведомления Заявителя о проведении проверки.

На основании указанных выше актов ОАО «Саратовэнерго» направило ОАО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о задолженности в размере 735 404,80 руб. с угрозой ограничения подачи электроэнергии в случае ее не оплаты.

Определением от 19.09.2013 по ходатайству ОАО «Комплексбыт» ОАО «Саратовэнерго» было привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.

Также определением от 19.09.2013 в связи с поступлением ходатайства ОАО «Облкоммунэнерго» ОАО «МРСК Волги» привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Облкоммунэнерго» нарушения не признало и пояснило, что акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 не противоречат действующему законодательству.

ОАО «Саратовэнерго» также нарушения не признало, пояснило (исх. № 0132/3787 от 17.08.2012), что указанные выше акты полностью соответствуют требованиям п. 152 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), в связи с чем у Общества не было основания не принимать данные акты к расчету в июне 2012 г. В связи с этим расчет количества неучтенного потребления электроэнергии произведен ОАО «Саратовэнерго» в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010.

На заседании Комиссии ОАО «Саратовэнерго» заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копий фотоснимков, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», копии распоряжения ОАО «Саратовэнерго» от 04.10.2013 № 256-р, корректировочного счет-фактуры № 1300016К\12-1027311 от 30.09.2013, подтверждающие перерасчет выставленной ООО «Комплексбыт» задолженности.

Заявленные ОАО «Саратовэнерго» ходатайства Комиссией удовлетворены.

ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» заявили ходатайства о приобщении к материалам дела пояснений по делу.

Данные ходатайства ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» также удовлетворены Комиссией.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.

 

В материалы дела представлены копии следующих актов ОАО "Облкоммунэнерго": акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012.

Из указанных документов следует, что представители ОАО "Облкоммунэнерго" – электромонтеры СГЭЭ  с участием представителей ОАО "Саратовэнерго", потребителя в лице директора ООО "Комплексбыт" , осуществили осмотр электроустановок потребителя, обнаружив в них следующие недостатки:

- на электросчетчике меркурий 230 АМ заводской номер 00232192 – нарушена гарантийная наклейка завода-изготовителя на корпусе электрического счетчика, преднамеренное вмешательство в работу прибора учета посредством нарушения целостности корпуса электрического счетчика (корпус взломан), вводное токоограничивающее устройство не соответствует разрешенной мощности,

- на электросчетчике СЦЕП 31б заводской номер 000280 - клемная крышка на счетчике не закреплена, винт крепления клемной крышки к счетчику не закручен и снимается вместе с установленной на ней пломбой ОАО «Облкоммунэнерго».

Заявитель указывает, что указанные выше акты составлены с нарушением п. 152 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (действующего на момент составления актов).

Так, проверка проводилась в отсутствие указанного в актах представителя ООО "Комплексбыт", уведомление о проведении проверки в ООО "Комплексбыт" не направлялось, акты не были своевременно вручены представителю ООО "Комплексбыт", а были направлены для подписания через 10 дней после проведенной проверки письмом (исх. № 703 от 19.06.2012).

На основании указанных выше актов ОАО "Саратовэнерго" была выставлена ООО "Комплексбыт"  счет-фактура № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и требование о его оплате с угрозой отключения электроэнергии (уведомление № 696 от 19.072012).

Согласно п. 151 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530; далее – Постановление № 530) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

В соответствии с п. 152 Постановления  N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.

Факт не извещения ООО «Комплексбыт» о месте и времени составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и составления указанных актов в одностороннем порядке подтвержден судебными актами по делу № А57-16169/2012, вступившими в законную силу. Факт отказа полномочного представителя ООО «Комплексбыт» от подписания актов не подтвержден.

Представленные ОАО «Саратовэнерго» копии фотоснимков не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», поскольку невозможно достоверно установить время совершения фотосъемки.

Таким образом, акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 составлены ОАО «Облкоммунэнерго» с участием представителей ОАО «Саратовэнерго» с нарушением п. 152  Постановления  № 530.

В соответствии с п. 156 Постановления № 530,  стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору  купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (данные Положения действовали в период составления актов  № 19/27 от 09.06.2012 года и № 20/27 от 09.06.2012 года о неучтенном потреблении электрической энергии).

Согласно п. 194 «Основные положения  функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442( далее – Постановление № 422) (действующие на момент выставления счет-фактуры № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 года), расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в течении 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета). Расчет объема безучетного потребления  электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление.

Пункт  84  Постановления № 442, предусматривает, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

По результатам составления не соответствующих законодательству  указанных выше актов, ОАО «Саратовэнерго», принимавшее участие в их составлении, выставило ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и направило ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности.

В ходе судебного разбирательства по делу № А57-16169/2012 акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 признаны судом незаконными. Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012 вступило в законную силу 21.03.2013.

Однако, несмотря на решение суда, ОАО «Саратовэнерго» не отозвало счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов.

Материалами дела установлено, что ОАО «Саратовэнерго» приняло решение о проведении корректировки стоимости потребленной электроэнергии ООО «Комплексбыт» в сторону уменьшения на общую сумму 694 389,04 руб. лишь в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №13-14/тр, что подтверждается распоряжением «Саратовэнерго» № 256-р от 04.10.2013 и корректировочным счет-фактурой № 1300016/12-1027311 от 30.09.2013.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"  от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО "Облкоммунэнерго" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Следовательно, ОАО "Облкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Аналитическими отчётами по результатам анализа розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области в 2011, 2012г.г., доля ОАО «Саратовэнерго» на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области составила в 2011 году - 60, 63 %; в 2012 году – 66, 58%.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаётся  положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, ОАО «Саратовэнерго» занимает доминирующее положение на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что:

1)  ОАО «Облкоммунэнерго»,  составив акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 с нарушением п. 152 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2) ОАО «Саратовэнерго», принимая участие в составлении незаконных актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и выставляя на основании указанных актов ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб., а также направив ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности и не отозвав своевременно в связи с вступлением в законную силу Решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012  счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов, злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать ОАО "Облкоммунэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Признать ОАО "Саратовэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3.    Предписаний ОАО "Облкоммунэнерго" и ОАО "Саратовэнерго" не выдавать в связи с отсутствием оснований для их выдачи.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 РЕШЕНИЕ № 13-147/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено  21 октября 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

1.     

 

-       руководитель управления, председатель Комиссии;

 

2.     

-       заместитель руководителя управления, член Комиссии;

 

3.     

 

-       начальник отдела контроля товарных рынков, член Комиссии;

 

4.     

- старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и финансовых рынков, член Комиссии,

рассмотрев дело № 13-147/тр по признакам нарушения ОАО "Облкоммунэнерго" (410012, г. Саратов, ул. Московская, 66) ч. 1  ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закона "О защите конкуренции").

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило заявление (исх. № 236 от 23.07.2012) ООО "Комплексбыт" с жалобой на злоупотребления доминирующим положением ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Облкоммунэнерго", выразившиеся в составлении актов о неучтенном потреблении электроэнергии в отсутствии представителя ООО "Комплексбыт" и начислении заявителю задолженности за безучетное потребление электрической энергии.

Как следует из заявления, между ООО "Комплексбыт" и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010, в соответствии с которым оплата за полученную энергию производится потребителем на основании показаний приборов учета. В соответствии с действующим законодательством гарантирующий поставщик (ОАО "Саратовэнерго") и сетевая организация (ОАО "Облкоммунэнерго") имеют право проводить проверки состояния приборов учета потребителя.

09.06.2012 сотрудниками ОАО «Облкоммунэнерго» и ОАО «Саратовэнерго» была проведена проверка ООО "Комплексбыт", в результате которой ОАО "Облкоммунэнерго" были составлены акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012. Данные акты составлены в одностороннем порядке без уведомления Заявителя о проведении проверки.

На основании указанных выше актов ОАО «Саратовэнерго» направило ОАО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о задолженности в размере 735 404,80 руб. с угрозой ограничения подачи электроэнергии в случае ее не оплаты.

Определением от 19.09.2013 по ходатайству ОАО «Комплексбыт» ОАО «Саратовэнерго» было привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.

Также определением от 19.09.2013 в связи с поступлением ходатайства ОАО «Облкоммунэнерго» ОАО «МРСК Волги» привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Облкоммунэнерго» нарушения не признало и пояснило, что акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 не противоречат действующему законодательству.

ОАО «Саратовэнерго» также нарушения не признало, пояснило (исх. № 0132/3787 от 17.08.2012), что указанные выше акты полностью соответствуют требованиям п. 152 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), в связи с чем у Общества не было основания не принимать данные акты к расчету в июне 2012 г. В связи с этим расчет количества неучтенного потребления электроэнергии произведен ОАО «Саратовэнерго» в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора энергоснабжения № 1027 от 01.04.2010.

На заседании Комиссии ОАО «Саратовэнерго» заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копий фотоснимков, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», копии распоряжения ОАО «Саратовэнерго» от 04.10.2013 № 256-р, корректировочного счет-фактуры № 1300016К\12-1027311 от 30.09.2013, подтверждающие перерасчет выставленной ООО «Комплексбыт» задолженности.

Заявленные ОАО «Саратовэнерго» ходатайства Комиссией удовлетворены.

ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» заявили ходатайства о приобщении к материалам дела пояснений по делу.

Данные ходатайства ОАО  «Облкоммунэнерго» и ООО «Комплексбыт» также удовлетворены Комиссией.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, комиссия пришла к следующим выводам.

 

В материалы дела представлены копии следующих актов ОАО "Облкоммунэнерго": акты осмотра № 000683 от 09.06.2012 и № 000687 от 09.06.2012, а также акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012.

Из указанных документов следует, что представители ОАО "Облкоммунэнерго" – электромонтеры СГЭЭ  с участием представителей ОАО "Саратовэнерго", потребителя в лице директора ООО "Комплексбыт" , осуществили осмотр электроустановок потребителя, обнаружив в них следующие недостатки:

- на электросчетчике меркурий 230 АМ заводской номер 00232192 – нарушена гарантийная наклейка завода-изготовителя на корпусе электрического счетчика, преднамеренное вмешательство в работу прибора учета посредством нарушения целостности корпуса электрического счетчика (корпус взломан), вводное токоограничивающее устройство не соответствует разрешенной мощности,

- на электросчетчике СЦЕП 31б заводской номер 000280 - клемная крышка на счетчике не закреплена, винт крепления клемной крышки к счетчику не закручен и снимается вместе с установленной на ней пломбой ОАО «Облкоммунэнерго».

Заявитель указывает, что указанные выше акты составлены с нарушением п. 152 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (действующего на момент составления актов).

Так, проверка проводилась в отсутствие указанного в актах представителя ООО "Комплексбыт", уведомление о проведении проверки в ООО "Комплексбыт" не направлялось, акты не были своевременно вручены представителю ООО "Комплексбыт", а были направлены для подписания через 10 дней после проведенной проверки письмом (исх. № 703 от 19.06.2012).

На основании указанных выше актов ОАО "Саратовэнерго" была выставлена ООО "Комплексбыт"  счет-фактура № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и требование о его оплате с угрозой отключения электроэнергии (уведомление № 696 от 19.072012).

Согласно п. 151 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530; далее – Постановление № 530) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.

В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.

В соответствии с п. 152 Постановления  N 530 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представитель. Отказ потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо его представителя от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном этими лицами.

Факт не извещения ООО «Комплексбыт» о месте и времени составления актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и составления указанных актов в одностороннем порядке подтвержден судебными актами по делу № А57-16169/2012, вступившими в законную силу. Факт отказа полномочного представителя ООО «Комплексбыт» от подписания актов не подтвержден.

Представленные ОАО «Саратовэнерго» копии фотоснимков не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих факт вмешательства в электроустановки ООО «Комплексбыт», поскольку невозможно достоверно установить время совершения фотосъемки.

Таким образом, акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 составлены ОАО «Облкоммунэнерго» с участием представителей ОАО «Саратовэнерго» с нарушением п. 152  Постановления  № 530.

В соответствии с п. 156 Постановления № 530,  стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору  купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (данные Положения действовали в период составления актов  № 19/27 от 09.06.2012 года и № 20/27 от 09.06.2012 года о неучтенном потреблении электрической энергии).

Согласно п. 194 «Основные положения  функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442( далее – Постановление № 422) (действующие на момент выставления счет-фактуры № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 года), расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в течении 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета). Расчет объема безучетного потребления  электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление.

Пункт  84  Постановления № 442, предусматривает, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

По результатам составления не соответствующих законодательству  указанных выше актов, ОАО «Саратовэнерго», принимавшее участие в их составлении, выставило ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб. и направило ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности.

В ходе судебного разбирательства по делу № А57-16169/2012 акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 признаны судом незаконными. Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012 вступило в законную силу 21.03.2013.

Однако, несмотря на решение суда, ОАО «Саратовэнерго» не отозвало счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов.

Материалами дела установлено, что ОАО «Саратовэнерго» приняло решение о проведении корректировки стоимости потребленной электроэнергии ООО «Комплексбыт» в сторону уменьшения на общую сумму 694 389,04 руб. лишь в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №13-14/тр, что подтверждается распоряжением «Саратовэнерго» № 256-р от 04.10.2013 и корректировочным счет-фактурой № 1300016/12-1027311 от 30.09.2013.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции"  от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ОАО "Облкоммунэнерго" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Следовательно, ОАО "Облкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Аналитическими отчётами по результатам анализа розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области в 2011, 2012г.г., доля ОАО «Саратовэнерго» на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области составила в 2011 году - 60, 63 %; в 2012 году – 66, 58%.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаётся  положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, ОАО «Саратовэнерго» занимает доминирующее положение на розничном  рынке электрической энергии на территории Саратовской области.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что:

1)  ОАО «Облкоммунэнерго»,  составив акты о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 с нарушением п. 152 "Положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530), злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2) ОАО «Саратовэнерго», принимая участие в составлении незаконных актов о неучтенном потреблении электроэнергии № 19/27 от 09.06.2012 и № 20/27 от 09.06.2012 и выставляя на основании указанных актов ООО «Комплексбыт» счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012 на сумму 725 057,34 руб., а также направив ООО «Комплексбыт» уведомление (исх. № 696 от 19.07.2012) о необходимости оплаты задолженности в сумме 735 404.80 руб. и о введении ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты указанной задолженности и не отозвав своевременно в связи с вступлением в законную силу Решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-16169/2012 от 28.12.2012  счет-фактуру № 1205162/12-1027311 от 30.06.2012, выставленную на основании незаконных актов, злоупотребило доминирующим положением и нарушило  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать ОАО "Облкоммунэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Признать ОАО "Саратовэнерго" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

3.    Предписаний ОАО "Облкоммунэнерго" и ОАО "Саратовэнерго" не выдавать в связи с отсутствием оснований для их выдачи.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 13-147/тр [format] => [safe_value] => № 13-147/тр ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-21 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-21 11:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1382958726 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )