Страхование без спросу

Страховая компания «УралСиб» застраховала на саратовском автовокзале без их согласия 2 миллиона пассажиров.

В споре регионального Управления федеральной антимонопольной службы со страховой компанией «УралСиб», арбитражный суд Саратовской области поддержал УФАС. По мнению антимонопольной службы, с пассажиров автовокзала было незаконно получено 8 млн. рублей. По информации УФАС, с пассажиров на саратовском автовокзале взимали плату за полис добровольного страхования от несчастных случаев без их ведома. 4 рубля за страховой полис и стоимость билета пробивались одним чеком, о заключении договора страхования пассажиров заранее не предупреждали. При этом в здании автовокзала, рядом с кассами были вывешены памятки, в которых не сообщалось, что пассажир вправе отказаться от такой услуги или выбрать другую страховую компанию. По мнению сотрудников УФАС, пассажиров сознательно вводили в заблуждение относительно характера предоставляемой услуги.

Дальнейший ход событий живо опровергает пессимистичную народную мудрость, гласящую «у нас никому ничего не надо». По словам заместителя руководителя УФАС по Саратовской области Людмилы Борисовой, все началось с жалобы одного из пассажиров в УФАС на происходящее. Затем последовала проверка с участием незаинтересованных лиц и информация о том, что кассиры оформляли договор страхования без уведомления пассажира и без получения его согласия, оказалась правдивой. Как выяснилось в дальнейшем, между страховой компанией и транспортным предприятием заключен договор, по которому предприятие играло роль страхового агента. Размер премии страховой компании, полученной в рамках этого договора в 2010 г., составил 7,9 млн. руб. Таким образом, транспортная компания застраховала без спросу около 2 млн. пассажиров.

По оценке УФАС подобные действия противоречат законодательству о защите конкуренции, вследствие чего было выдано предписание о прекращении нарушений. Страховая компания обжаловала это решение в Саратовском арбитражном суде, утверждая что нарушения законодательства не было, и ссылаясь на тот факт, что не может нести ответственности и контролировать действия транспортного предприятия, поскольку оно является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Но заявление страховой компании не было удовлетворено, а решение УФАС арбитражный суд признал обоснованным и законным. Теперь страховую компанию может ожидать следующий неприятный сюрприз. По мнению экспертов, на основании законодательства о защите прав потребителей, пассажиры теперь вправе обратиться в суд, чтобы взыскать взятые с них страховые суммы, а также компенсацию морального вреда.
Фото без автора