ОАО "Саратовские авиалинии" признано злоупотребляющим доминирующим положением в отношении ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"

В октябре 2011 года в Саратовское УФАС России поступило заявление ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о нарушении ОАО "Саратовские авиалинии" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".

В ходе рассмотрения дела, антимонопольным органом было установлено, что в июне 2011 года ОАО "Саратовские авиалинии" отказало ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в оказании аэропортовых услуг для воздушных судов типа ЯК-42 на период "Лето-2011 в связи с отсутствием технической возможности -  ограниченной пропускной способности аэропорта.

Кроме того, в сентябре 2011 года ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" направило ОАО "Саратовские авиалинии" заявку об оказании аэропортовых услуг для воздушных судов типа ЯК-42 на период "Зима-2011", но получило отказ по причине того, что "запрашиваемый слот (отправление - 07.15) занят рейсом, выполняемым по праву исторического слота".

Также было установлено, что на официальном сайте ОАО "Саратовские авиалинии" присутствует не вся информация об услугах в аэропорту Саратов, подлежащая свободному доступу на основании п. 36 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 (далее - Правила).

ОАО "Саратовские авиалинии", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг аэропорта г. Саратова (доля 100 %).

"Комиссия установила, что ОАО "Саратовские авиалинии" выполняет рейсы по маршруту Саратов-Москва, в том числе со временем отправления 06 часов 50 минут и 08 часов 30 минут. При этом время отправления в 06 часов 50 минут используется по праву исторического слота. Однако время вылета 08 часов 30 минут таковым не является, вследствие чего в рассматриваемой ситуации ОАО "Саратовские авиалинии" было обязано рассматривать заявку авиакомпании с учетом уровней приоритетов, установленных п. 12-14 Правил" – говорит заместитель руководителя Людмила Борисова.

ОАО "Саратовские авиалинии" не только не выполнило данные условия, но и нарушило срок рассмотрения поданных авиакомпанией заявок.

С 06.01.2012 в Федеральный закон "О защите конкуренции" была введена ст. 39.1, согласно которой хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления в его действиях (бездействии) признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона в обязательном порядке должно быть выдано

предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - Предупреждение).

В связи с тем, что в действиях ОАО "Саратовские авиалинии", выразившихся в отказе ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в заключении договора на оказание услуг в аэропорту г. Саратов, были выявлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", рассмотрение дела в данной части было прекращено и ОАО "Саратовские авиалинии" было выдано Предупреждение с указанием о заключении на согласованных с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" условиях договора на оказание услуг в аэропорту г. Саратов в срок до 20 марта 2012 года.

По факту неразмещения на официальном сайте ОАО "Саратовские авиалинии" информации об услугах в аэропорту Саратов, предусмотренной п. 36 Правил, комиссия Саратовского УФАС России признала ОАО "Саратовские авиалинии" нарушившим п. 9  ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и выдала Обществу предписание о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.

Справочно: Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 5);

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 9).

Пресс-служба Саратовского УФАС России

8 (845-2) 27-72-50