Глава ФАС: совместная работа в области антимонопольной политики – один из важнейших элементов интеграционного развития стран СНГ

Об этом руководитель службы Максим Шаскольский рассказал в ходе 54-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике в Санкт-Петербурге

 

По его словам, деятельность антимонопольных регуляторов обеспечивает рыночный характер экономической политики в странах СНГ на основе свободной конкуренции, а также способствует развитию торгово-экономических отношений.

 

За 30 лет работы МСАП этот орган занял лидирующее место среди органов отраслевого сотрудничества СНГ. Благодаря его деятельности сформирована договорно-правовая база, ставшая основой для гармонизации антимонопольного законодательства государств – участников СНГ и развития сотрудничества по широкому кругу направлений.

 

Новые процессы в мировой экономике поставили перед антимонопольными органами задачи оперативного реагирования и принятия мер на различных рынках, в том числе традиционно конкурентных.

 

В частности, пристальное внимание ФАС России к работе торговых сетей обеспечило формирование добросовестных практик, основанных на социальной ответственности. В результате удалось снизить средний совокупный уровень наценок 11 крупнейших сетей по товарам «первой цены» 25 категорий социально значимых продуктов питания за 2022 год на 8 %, а за весь период мониторинга – почти на 16 %. На сегодняшний день эту практику поддержали около 90 региональных торговых сетей.

 

Важная работа проведена в части обеспечения сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями по доступным ценам. Совместно с другими органами власти разработаны торгово-сбытовые политики, определен приемлемый уровень цен на удобрения, порядок их индексации и процент вознаграждения дистрибьюторов. Все крупные производители минеральных удобрений в России согласовали со службой такие политики, и ФАС России контролирует их соблюдение.

 

Для обеспечения потребительского спроса Правительство РФ реализовало режим параллельного импорта, за введение которого ФАС России выступала много лет. Как отметил Максим Шаскольский, при параллельном импорте речь идет исключительно о легально приобретенном оригинальном товаре иностранных производителей, качество и безопасность которого могут быть проверены и подтверждены. Сейчас ФАС России совместно с деловым сообществом и при активном участии правообладателей прорабатывает систему борьбы с контрафактными товарами. Важно, чтобы этот механизм помогал эффективно бороться с контрафактом, при этом не ущемляя права добросовестных предпринимателей.

 

Также пристальное внимание служба обращала на рынок услуг связи. Тарифы на сотовую связь не регулируются государством и устанавливаются операторами самостоятельно. Тем не менее, с учетом того, что операторы занимают коллективное доминирующее положение, ФАС России проверяет установленные ими тарифы на предмет экономической обоснованности.

 

Например, один из операторов в 2022 году поднял тариф для 28 млн абонентов более чем на 20 %, чем нарушил пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены). Другой оператор повысил тариф для более 16,5 млн абонентов на 16 %, чем также нарушил Закон о защите конкуренции. ФАС России выдала обеим компаниям предписание о снижении тарифов до экономически обоснованного уровня.

 

В отношении ряда занимающих доминирующее положение компаний на рынках строительных материалов в 2022 году проведены расследования. ФАС России выявила факты установления монопольно высоких цен на рынке горячекатаного плоского проката, листового стекла, древесных материалов, газобетонных блоков. Компаниям выданы предписания, направленные на обеспечение конкуренции и снижение цен, а также четко сформулирована позиция о необходимости приоритетного насыщения внутреннего рынка по доступным потребителям ценам.

 

В рамках работы по пресечению картелей ФАС России и ее территориальные органы в 2022 году возбудили 305 дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности, в рамках которых принято 292 решения о нарушении антимонопольного законодательства. Вынесено 960 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму более 5 млрд 45 млн рублей, а общая сумма оплаченных в 2022 году штрафов составила 1 млрд 385 млн рублей.

 

Лидерами по количеству выявленных антиконкурентных соглашений остаются рынки строительства, в том числе автомобильных дорог, медицинских изделий, жилищно-коммунального хозяйства в части оказания услуг по транспортировке ТКО, а также реализации недвижимости.

 

Существенное внимание в 2022 году служба уделяла проверке экономической обоснованности тарифов в сферах электроэнергетики и ЖКХ. По результатам проверок из необходимой валовой выручки регулируемых организаций исключено 3 млрд 580 млн рублей необоснованно заложенных средств.

 

В прошедшем году в отношении четырех аэропортов были приняты меры антимонопольного реагирования. Также в сфере авиаперевозок было рассмотрено более 25 тарифных предложений, из которых принято 15 решений, направленных на сдерживание роста тарифов, по 10 предложениям было отказано. Сохранение конкуренции между авиакомпаниями в совокупности с принятыми решениями позволило сдерживать цены на авиаперелеты для граждан.

 

Еще одной важной задачей является создание национальных ценовых индикаторов. Инструментом для их формирования являются развитие биржевых торгов и регистрация внебиржевых сделок. ФАС России совместно с профильными министерствами и Банком России на протяжении длительного времени работали над созданием и совершенствованием таких инструментов. Первым рынком, где они стали востребованы, стала нефтяная отрасль, однако полученный опыт планируется распространить и на другие рынки.

 

Формирование национальных ценовых индикаторов позволит уйти от использования зарубежных котировок, снизит риски нарушения антимонопольного законодательства, создаст новые каналы сбыта и возможность приобретения товаров на конкурентных условиях.

 

В завершение своего выступления Максим Шаскольский выделил приоритетные направления деятельности МСАП на ближайшую перспективу. В их числе проведение совместных исследований на социально значимых рынках, выработка согласованных подходов к регулированию цифровых рынков и позиций по вопросам международной конкурентной политики, усиление борьбы с картелями и повышение уровня подготовки сотрудников антимонопольных органов стран СНГ, в том числе на базе Учебно-Методического центра ФАС России в Казани.

 

Руководитель ФАС России отметил, что глубокая профессиональная экспертиза участников МСАП в вопросах защиты и развития конкуренции позволяет антимонопольным органам участвовать в формировании экономической политики своих государств и содействовать социально-экономическим преобразованиям, что способствует экономическому росту государств СНГ.

Новость с сайта ФАС России