Об итогах деятельности Саратовского УФАС России за 2021 год

Саратовское УФАС России в соответствии с возложенными полномочиями осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обеспечивает государственный контроль за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и законодательства о торговле.

В 2021 году в антимонопольный орган поступило 1466 заявлений и жалоб, по которым приняты соответствующие процессуальные решения.

 

Статистика работы Саратовского УФАС России за 2021 год

 

Антимонопольный контроль

В 2021 году было рассмотрено 12 дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции):

- по статье 10 (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением) рассмотрено 3 дела, признано 2 нарушения, выдано 2 предписания, которые были исполнены;

- по статье 14.2 (запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение) рассмотрено 1 дело, признано 1 нарушение, выдано 1 предписание, которое было исполнено;

- по статье 14.5 (запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности) рассмотрено 1 дело, признано 1 нарушение;

- по статье 16 (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов) рассмотрено 3 дела, признано 3 нарушения;

- по статье 17 (антимонопольные требования к торгам) рассмотрено 4 дела, признано 3 нарушения.

По поступающим со стороны субъектов предпринимательской деятельности в Саратовское УФАС России заявлений на действия органов власти и органов местного самоуправления по вопросу создания административных барьеров было вынесено 22 решения об отказе в возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Примеры рассмотренных дел

В 2021 году ГКУ СО «Управление капитального строительства» признано нарушившим часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Нарушение установлено при проведении закупки на строительство бассейна в с. Перелюб Саратовской области в рамках реализации Национального проекта «Демография».

Во взаимодействие с прокуратурой Саратовской области установлено, что 03.12.2020 в целях строительства бассейна в с. Перелюб Саратовской области администрация Перелюбского района передала ГКУ СО «Управление капитального строительства» в безвозмездное пользование земельный участок.

04.12.2020 года ГКУ СО «Управление капитального строительства» в ЕИС размещено извещение № 0860500000220000067 на выполнение работ по строительству бассейна на сумму 77,7 млн рублей.

Срок выполнения работ установлен с момента заключения государственного контракта до 31.12.2020.

В свою очередь, до объявления закупки силами ООО СЗ «Межрегионстрой» уже осуществлялось строительство бассейна, в частности, по устройству фундамента, металлических колонн и ферм здания. По имеющимся у прокуратуры области данным строительство начато без разрешения на строительство.

Установление ГКУ СО «УКС» срока исполнения контракта менее 5 дней, а также то обстоятельство, что работы по строительству бассейны велись ООО СЗ «Межрегионстрой» до заключения контракта, могли привести к сужению круга потенциальных участников закупки и ограничению доступа к участию в торгах.

В свою очередь, в ходе рассмотрения дела установлено, что ГКУ СО «УКС» не выполнило своих обязанностей заказчика по передаче подрядчику проектной документации с согласованными и определенными техническими условиями (включая точки подключения) к тепловым и электрическим сетям. ООО СЗ «Межрегионстрой» уведомило заказчика о наличии не зависящих от общества обстоятельств, создающих невозможность завершения работ в установленный срок. В январе 2021 года ООО СЗ «Межрегионстрой» в адрес ГКУ СО «УКС» также направлялись претензии.

Более того, общество в декабре 2020 года направляло заказчику акты выполненных работ для оплаты. В свою очередь, акты заказчиком не рассматривались и не подписывались.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2021 по делу №А57-841/2021 по исковому заявлению ООО СЗ «Межрегионстрой» к ГКУ СО «УКС» об обязании заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ к государственному контракту суд обязал ГКУ СО «УКС» заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ до 01.08.2021.

Решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-841/2021 вступило в законную силу 08.05.2021.

По состоянию на январь 2021 года у ГКУ СО «УКС» перед ООО СЗ «Межрегионстрой» образовалась задолженность по контракту.

На момент рассмотрения дела работы по строительству бассейна выполнены на 85%.

На основании изложенного, Саратовское УФАС России пришло к выводу о том, что неисполнение ГКУ СО «УКС» обязанностей заказчика по передаче подрядчику проектной документации, установление короткого срока на выполнение работ по строительству бассейна нарушают часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Решение по делу направлено в правоохранительные органы для принятия возможных мер реагирования.

Должностное лицо ОГУ «УКС» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, сумма штрафа составила 15 000 рублей.

 

В 2021 году Саратовским УФАС России рассмотрено дело о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации Екатериновского муниципального района, Екатериновского районного собрания, Благотворительного фонда содействие деятельности в сфере культуры и искусства «Содействие», ООО «Орбита-М», ООО «ТРЕСТ 7».

Основанием к возбуждению дела послужили материалы Екатериновской районной прокуратуры.

Нарушение выявлено при строительстве дома культуры в р.п. Екатериновка. Строительство осуществлялось за счет средств местного бюджета, а также благотворительных взносов местных сельхозтоваропроизводителей.

Установлено, что в 2018-2019 годах органами местного самоуправления из местного бюджета БФ «Содействие» было выделено более 46 млн рублей в целях финансового обеспечения затрат на проведение мероприятий по строительству дома культуры в р.п. Екатериновка.

В свою очередь между БФ «Содействие», ООО «Орбита-М» и ООО «ТРЕСТ 7» без проведения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, заключались договоры подряда на выполнение различных этапов работ по строительству на сумму более 53 млн рублей.

Непроведение в данном случае конкурентных процедур по отбору исполнителей, а расходование бюджетных средств путем заключения договоров с конкретными хозяйствующими субъектами, привело к ограничению конкуренции на рынке строительных и ремонтных работ.

Решение по делу направлено в правоохранительные органы для принятия возможных мер реагирования.

По данным МО МВД России «Ртищевский» (№ 6403 от 16.06.2021) материал проверки по решению Саратовского УФАС России направлен в ОП в составе МО МВД России «Ртищевский» для дальнейшей проверки и принятия решения в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.

ООО «Орбита-М» и ООО «ТРЕСТ 7» привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ на общую сумму 1,2 млн рублей.

Должностные лица ответчиков по делу привлечены к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ на сумму 90 000 рублей.

 

В 2021 году рассмотрено дело, возбужденное в отношении МКУ МО г. Балашова «Городские ЖКХ» по признакам нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Дело было возбуждено на основании поступивших материалов проверки прокуратуры города Балашова.

Нарушение выразилось в том, что МКУ МО г. Балашова «Городские ЖКХ» в нарушение требований закона самостоятельно устанавливалась плата за технологическое присоединение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем работы по врезке водопровода и канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и водоотведения, тарифы на которые в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ.

По результатам рассмотрения дела МКУ МО г. Балашова «Городские ЖКХ» признано нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не выдавалось в связи признанием нарушения и обращением МКУ МО г. Балашова «Городские ЖКХ» в Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области для установления тарифа на технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения.

 

12.01.2021 в Саратовское УФАС России поступила информация об исполнении предписаний, выданных МУП «Лысогорские коммунальные системы» (МУП «ЛКС»). Договоры на теплоснабжение на 2020 год с заявителями были заключены по цене 2221,14 руб./Гкал, что на 21,37% ниже первоначального предложения МУП «ЛКС».

Ранее Саратовским УФАС России были рассмотрены дела, возбужденные в отношении МУП «ЛКС» по п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Дела были возбуждены по заявлениям ЖКС № 12 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО и Межрайонного УПФР в Калининском районе Саратовской области.

В ходе рассмотрения указанных дел заявителями указывалось, что с 01.01.2019 договором теплоснабжения с МУП «ЛКС» была установлена цена в размере 2135,71 руб./Гкал, ее рост к последнему регулируемому тарифу (2041,79 руб/Гкал в 2018 году) составлял 4,6%, что соответствовало индексу потребительских цен и инфляции. На 2020 год МУП «ЛКС» установлена цена в размере 2824,88 руб./Гкал, увеличение которой составило 38%. Заявителями такая цена была признана завышенной.

В ходе рассмотрения дел было проанализировано экспертное заключение тарифного органа по рассмотрению предложений МУП «ЛКС» об установлении тарифов на тепловую энергию, принимаемых к расчету на долгосрочный период регулирования на 2019-2023 годы, где расходы на топливо снижены на 1901,9 тыс. руб. и составили 663,52 тыс. руб.

Упомянутое экспертное заключение позволило МУП «ЛКС» признать необоснованным завышение цены на поставку тепловой энергии.

По результатам рассмотрения дел МУП «ЛКС» признано нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Были выданы предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно о заключении договоров о теплоснабжении по цене, согласованной с потребителями.

 

Саратовским УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО «Городские жилищные инновации» (сокращенное наименование - ООО «ГЖИ») по факту нарушения ст. 14.2 Закона о защите конкуренции.

Саратовское УФАС России при рассмотрении дела пришло к выводу о том, что включение в фирменное наименование предприятия сокращенного наименования органа исполнительной власти субъекта, а именно, ГЖИ СО (Государственной жилищной инспекции Саратовской области) и ООО «ГЖИ» способно породить у потенциальных потребителей услуг иллюзию большей стабильности и надежности хозяйствующего субъекта, более высокого качества его услуг по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые обычно ассоциируются в сознании потребителя со статусом властного органа, что нарушает статью 14.2 Закона о защите конкуренции. 

28.12.2021 ООО «ГЖИ» признано нарушившим п. 3 ст. 14.2 Закона о Защите конкуренции и выдано предписание о прекращении использования при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами наименования лица ООО «ГЖИ», ассоциирующегося с органом власти Саратовской области – Государственной жилищной инспекции Саратовской области. Данное предписание в настоящее время исполнено, общество изменило свое наименование на ООО «Управляющая компания «Арсенал».

 

Предупреждения и предостережения по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Предупреждение - является по своей природе превентивным механизмом, инструментом антимонопольного воздействия, направленным на устранение правонарушения и его последствий, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2021 году выдано 28 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Исполнено 27 предупреждений.

 

Примеры выданных предупреждений и предостережений

В 2020 году был зафиксирован значительный рост цен на социально значимые продукты питания, в том числе на масло подсолнечное (рост с начала 2020 года - 25,91%), что на фоне сокращения реальных доходов граждан, связанных с пандемией коронавируса, могло привести к нарастанию социальной напряженности.

В этих условиях Правительством РФ разработан комплекс мер по снижению цен на продовольствие. Одной из таких мер являлось подписанное Минсельхозом России и Минпромторгом России вместе с крупнейшими торговыми сетями и производителями продовольствия Соглашения о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное (далее – Соглашение).

ФАС России в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации приняла на себя обязательства о проведении ежедневного мониторинга цен на масло подсолнечное в торговых сетях, присоединившихся к Соглашению.

По результатам проведения мониторинга Саратовское УФАС России выдало предупреждение ООО «Сокур Торг» о необходимости прекращения торговой сетью действий, содержащих признаки нарушения, связанных с недобросовестной конкуренцией, выразившихся в установлении в течение срока действия соглашения о принятии мер по снижению и поддержанию цен на масло подсолнечное цены реализации товара «Щедрое Лето» в размере 144,44 руб./л, превышающую установленную Соглашением (110 руб./л). Указанное предупреждение было исполнено, цена на масло подсолнечное была снижена на 31% до установленного соглашением уровня.

 

В 2021 году Саратовским УФАС России выдано предостережение ООО «Мидгард» (торговая сеть «Спутник») о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Так, при совершении ООО «Мидгард» действий, направленных на повышение уровня розничных цен на молоко м.д.ж. 3,2% торговой марки «Волжские просторы» весом 900 г в магазинах торговой сети «Спутник», могла возникнуть угроза повышения розничных цен на молоко остальными участниками рынка розничной торговли продовольственными товарами Саратовской области, в которых цена на такой товар была ниже.

В результате исполнения предостережения ООО «Мидгард» снизило цену на указанную продукцию на 1,78% (с 55,90 руб./л до 54,90 руб./л). Также на данный товар была установлена акция, с учетом которой цена снижена до 48,90 руб./л или на 11%.

 

При рассмотрении заявления МБУДО «ДМШ №21» Саратовским УФАС России в действиях ПАО «Т Плюс» выявлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что ПАО «Т Плюс», причисляя здание МБУДО «ДМШ №21» к нежилым помещениям, являющихся частью многоквартирного жилого дома, начисляло плату за отопление по нормативам, ввиду чего у муниципального дошкольного учреждения сложилась задолженность, что могло привести к ограничению подачи тепловой энергии в учреждение.

Саратовское УФАС России посчитало неправомерной позицию ПАО «Т Плюс», по которой начислялась плата за отопление по нормативам, а не по данным прибора учета, согласованного с ПАО «Т Плюс» как с поставщиком тепловой энергии.

В связи с наличием в действиях ПАО «Т Плюс» признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Саратовское УФАС России предупредило ПАО «Т Плюс» о необходимости прекращения указанных действий путем:

- начала осуществления действий по осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по показаниям Узла учета.

- перерасчета за поставленную тепловую энергию с октября 2019 года по март 2021 года с МБУДО «ДМШ №21» в соответствии с требованиями п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

В декабре 2021 года предупреждение Саратовского УФАС России было исполнено, МБУДО «ДМШ №21» был сделан перерасчет за поставленную тепловую энергию, в соответствии с которым ранее образовавшаяся задолженность учреждения за 2019, 2020, 2021 год была списана

 

Оспаривание решений антимонопольного органа в судебном порядке

В 2021 году обжаловано 3 решения Саратовского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства:

В отчетном году 5 решений о нарушении антимонопольного законодательства, которые были приняты в предыдущие периоды, признаны законными в полном объеме.

Важно отметить, что в 2021 году Верховным Судом РФ поддержана позиция Саратовского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства при внедрении на территории области Системы-112.

При внедрении Системы-112 за 163 млн рублей выявлено сразу два соглашения. Заказчик разделил 163 млн рублей на 3 закупки: 28 млн на закупку основного оборудования, 19 млн на дооснащение системы и 116 млн на закупку лицензий.

При этом, только победитель в первой закупке сможет исполнять контракты по последующим закупкам, поскольку оборудование по второй закупке и лицензии по третей закупке должны быть совместимы с поставленным ранее оборудованием, о чем прямо было указано в документации.

Обладая данной информацией, участник закупки может максимально снизить цену, чтобы в будущем получить многомилионные контракты по начальной максимальной цене контракта. Управлением установлено, что до проведения закупок на региональном уровне формировались рабочие группы, участником которых являлось ПАО «Ростелеком».

В ходе совещаний ПАО «Ростелеком» получало всю информацию о ходе внедрения Системы-112, о финансировании, о сроках проведения закупок, имело возможность заранее подготовиться к участию. ПАО «Ростелеком» разрабатывался технический проект построения Системы-112, общество было назначено ответственным исполнителем за проведение закупок. Разработанный ПАО «Ростелеком» проект был скрыт от потенциальных участников закупок, не размещен в ЕИС либо иных источниках.

По условиям контрактов внедрение системы осуществлялось в соответствии с проектом. Данные обстоятельства позволили ПАО «Ростелеком» одержать победу в первой закупке, снизить цену контракта на 33%, устранить иных участников, получить гарантированную победу в остальных двух закупках.

Одновременно с ПАО «Ростелеком» участие в закупках принимал разработчик программного продукта АО «ИскраУралТел», которое не торговалось с ПАО «Ростелеком», а позже продавало товары ПАО «Ростелеком» по более низкой цене.

Данные обстоятельства квалифицированы по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции, установлено соглашение между ПАО «Ростелеком» и органами власти области, картельный сговор между ПАО «Ростелеком» и АО «ИскраУралТел».

Суды также отметили, что в результате действий ответчиков исключена возможность экономии бюджетных средств при закупке, созданы условия монополизации изначально конкурентного рынка путем ограничения круга участников торгов.

В результате привлечения ответчиков к административной ответственности Саратовским УФАС России взыскано 7,6 млн рублей.

 

Кроме того, в 2021 году Саратовским УФАС России вновь велась работа по оспариванию свидетельств об осуществлении регулярных перевозок в Энгельсском муниципальном районе, выданных без проведения торгов.

В декабре 2016 года 8 перевозчиков получили 36 свидетельств по 36 муниципальным маршрутам Энгельсского района без проведения конкурсных процедур. Выдавая свидетельства, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи АЭМР перевел пассажирские перевозки с регулируемых на нерегулируемые тарифы. Данное обстоятельство в силу требований федерального законодательства влечет выдачу свидетельств только по результатам конкурса.

Рынок осуществления пассажирских перевозок в регионе является конкурентным.

Действия по выдаче свидетельств без проведения конкурса лишили права более 80 хозяйствующих субъектов бороться за право осуществления предпринимательской деятельности.

В 2019 году Саратовским УФАС России подано заявление в Арбитражный суд Саратовской области о признании действий Комитета по выдаче свидетельств и бездействия в части непроведения конкурса незаконными; о прекращении действия 36 свидетельств.

Арбитражным судом удовлетворены требования антимонопольного органа. Действие 25 свидетельств прекращено, еще 11 свидетельств были сданы в Комитет в добровольном порядке в ходе рассмотрения дела в суде.

В 2021 году законность позиции Саратовского УФАС России подтверждена Верховным Судом РФ (дело № А57-27530/2019).

В результате проведения конкурсов по 30 маршрутам отобрано 14 перевозчиков вместо 8.

В ноябре 2020 года Комитетом на основании заявлений 2 перевозчиков об изменении остановочных пунктов переоформлены 6 из 36 оспариваемых свидетельств.

Несмотря на оспаривание Саратовским УФАС России свидетельств в судебном порядке, Комитетом принято решение изменить маршрут движения по 6 маршрутам, а именно конечные остановочные пункты, что привело к замене 6 оспариваемых свидетельств на новые и возможности дальнейшего незаконного осуществления деятельности 2 перевозчиков.

Более того, данное обстоятельство привело к затягиванию процесса оспаривания свидетельств по 6 маршрутам и ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

В 2021 году Саратовское УФАС России вновь обратилось Арбитражный суд Саратовской с заявлением об оспаривании 6 свидетельств.

Судами двух инстанций удовлетворены требования антимонопольного органа (дело №А57-4754/2021).

24 ноября 2021 года по спорным маршрутам объявлен конкурс. Итоги конкурса до настоящего времени не подведены.

 

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

В отчетном периоде в рамках осуществления указанных полномочий Саратовским УФАС России рассмотрено 615 жалоб, выдано 109 предписаний. Проведено 528 внеплановых проверок.

В 2021 году в отношении органов местного самоуправления и их подведомственных учреждений в разрезе муниципальных районов и городских округов Саратовской области по факту нарушений требований Закона о контрактной системе было рассмотрено – 103 жалобы; выявлено 113 нарушений Закона о контрактной системе; признано 96 жалоб обоснованными, по которым было выдано 38 предписаний. Все предписания исполнены.

Проведена 31 внеплановая проверка на предмет соблюдения Законодательства о контрактной системе, выявлено 43 нарушения.

Установлено 156 нарушений законодательства о контрактной системе муниципальными заказчиками на территории области, в том числе:

 

Контроль за соблюдением процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства

Поступило – 482 жалоб.

Отозвано – 42 жалоб.

Возвращено заявителю - 62 жалоб.

Признаны обоснованными - 129 жалобы.

Признаны необоснованными - 245 жалоб.

Выдано предписаний - 84.

Исполнено предписаний - 74.

В стадии исполнения - 10 предписания.

В сфере торгов на заключение договоров аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

44 жалобы признаны обоснованными, 57 жалоб – необоснованными, выдано 31 предписание, 26 из которых исполнены и 5 предписаний – в стадии исполнения.

В сфере торгов по продаже государственного и муниципального имущества:

1 жалоба признана обоснованной, 2 жалобы – необоснованными, предписаний не выдавалось.

В сфере торгов по реализации имущества должников (арестованное имущество):

3 жалобы признаны обоснованными, 24 жалобы – необоснованными, выдано 2 предписания, которые исполнены.

В сфере торгов по реализации имущества должников (банкротство):

15 жалоб признаны обоснованными, 20 жалоб – необоснованными, выдано 5 предписаний, которые исполнены.

В сфере торгов по отбору управляющей организации:

20 жалоб признаны необоснованными.

В сфере торгов на заключение договора водопользования:

1 жалоба признана необоснованной, 2 жалобы признаны обоснованными, выдано 2 предписания, которые были исполнены.

В сфере торгов по определению подрядной организации для проведения капитального ремонта:

1 жалоба признана необоснованной.

В сфере торгов на заключение охотхозяйственного соглашения:

2 жалобы признаны необоснованными.

В сфере торгов на право получения свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок:

15 жалоб признаны обоснованными, 45 жалоб – необоснованными, выдано 10 предписаний, которые исполнены.

В сфере градостроительной деятельности:

1 жалоба признана обоснованной, предписание не выдавалось.

В сфере закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках):

48 жалоб признаны обоснованными, 73 жалобы – необоснованными, выдано 34 предписания, 31 из которых исполнено, 3 предписания находятся в стадии исполнения.

 

Контроль рекламной деятельности

В рамках реализации функции по контролю Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Саратовским УФАС России в 2021 году рассмотрено 90 заявлений о нарушении Закона о рекламе. Возбуждено и рассмотрено 9 дел о нарушении законодательства о рекламе, выдано 9 предписаний, которые были исполнены.

Так, Саратовское УФАС России рассмотрено дело о нарушении Закона о рекламе в отношении АО «ОТП Банк» по заявлению физического лица, которому было направлено СМС-сообщение без предварительного согласия на его получение, содержащее предложение оформить кредит. Решением Саратовского УФАС России указанное сообщение было признано рекламой, нарушающей требования законодательства РФ о рекламе.

Также в рекламе отсутствовала часть существенной информации о финансовой услуге, об условиях ее приобретения или использования, все условия, определяющие полную стоимость кредита, что нарушало требования п. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст.28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

За допущенное нарушение АО «ОТП Банк» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 тыс. руб.

Банк оспаривал вынесенное постановление о наложении штрафа в судебном порядке, однако Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность.