Аукцион один, решения по жалобам разные

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Комиссия Саратовского УФАС России рассмотрела две жалобы на действия Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации города Саратова (далее – Комитет) при проведении в соответствии с законом о контрактной системе аукциона на благоустройство набережной Космонавтов от улицы Бабушкин взвоз до улицы Московской. Начальная максимальная цена контракта составила более 26 млн. рублей, техническая часть документации предусматривает, в том числе, организацию детских игровых зон, включающих четыре башни с сетью и насыпную изогнутую горку.

Заявитель из Саратовской области, указал в своей жалобе, что, исходя из Инструкции по заполнению заявки, нельзя однозначно понять, каким образом следует заполнить конкретные значения некоторых показателей.

При рассмотрении этой жалобы комиссия управления учитывала разъяснения ФАС России, данные информационным письмом от 25.06.2020 г. № ИА/53616/20 на основании полномочий, предоставленных в установленном порядке Правительством РФ по обобщению и анализу практики применения законодательства в установленной сфере. В письме служба напомнила, что после изменения законодательства с 01.01.2020 г. заказчик устанавливает в документации требование включать в заявку только согласие участника на использование при выполнении любых работ, услуг указанных заказчиком товаров без предоставления конкретных показателей таких товаров, в случае, если такой товар заказчику не передается. В связи с поступающими запросами о разграничении используемых в законодательстве понятий ФАС пояснила, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, которые соответствуют значениям, указанным в документации, если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи и не принимается к бухгалтерскому учету заказчика, а также, если товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства, без которых невозможно выполнить работу (услугу). Дополнительно служба отметила, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара, который используется при выполнении работ, устанавливаются заказчиком как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком всех обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.

В данном аукционе заказчик потребовал в Инструкции по заполнению заявки предоставить показатели как товаров, передаваемых заказчику и принимаемых к бухгалтерскому учету (насыпная горка, четыре башни с сетью, скамья из сосны без спинки), так и строительных материалов, используемых при выполнении работ (щебень, смесь бетонная тяжелого бетона). Кроме того, заказчик потребовал предоставить в составе заявки информацию о ключевой группе пользователей, в то время как такая характеристика относится к людям, которые будут пользоваться игровым оборудованием, и не относится к поставляемому товару.

Оценив все имеющиеся доказательства, комиссия пришла к выводу об обоснованности данной жалобы и допущенном Комитетом нарушении действующего законодательства. Комиссия выдала предписание об устранении нарушения. Материалы этой жалобы станут основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Вторая жалоба на действия Комитета поступила от организации из Алтайского края. Она указала на отсутствие в документации заказчика срока возврата денежных средств, внесенных исполнителем контракта в качестве обеспечения гарантийных обязательств.

При рассмотрении доводов этой жалобы комиссия установила.

С момента начала действия закона о контрактной системе от 2013 года существует обязанность заказчика (кроме некоторых исключений) устанавливать обеспечение исполнения контракта. При этом обязательным является установление срока возврата денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта.

С 01.07.2020 года в законе появилась норма о праве заказчика установить при необходимости обеспечение исполнения гарантийных обязательств размером не более 10% начальной максимальной цены контракта. При этом, требование об указании срока возврата средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств, в законе отсутствует. Представитель заказчика пояснил комиссии, что возврат обеспечения гарантийных обязательств будет осуществляться в разумный срок после истечения гарантийного срока на выполненные работы.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия пришла к выводу о том, что доводы заявителя не нашли своего подтверждения. Жалоба признана необоснованной.

Общим итогом рассмотрения двух жалоб может стать рекомендация и для заказчиков при подготовке документации по закупкам, и для возможных участников торгов, направляющих жалобы на действия заказчиков, о более внимательном изучении действующего законодательства, в том числе, последних его изменений.

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(8452)27-47-52