Вопросы внедрения антимонопольного комплаенса рассмотрели на 49-м заседании МСАП

26 сентября 2018 года в ходе 49-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), состоявшегося в рамках Недели конкуренции России, заместитель начальника Правового управления ФАС России Лариса Вовкивская представила доклад о внедрении института комплаенса в Российской Федерации.

ФАС России проведена комплексная работа по модернизации антимонопольного законодательств. Введена четкая регламентация административной ответственности за антимонопольные нарушения, уголовная ответственность за картельные соглашения, внедрена программа освобождения/снижения ответственности при сообщении о картели. Также проведена работа по совершенствованию механизмов антимонопольных расследований, анализа рынка в каждом деле и развитию превентивных инструментов в области соблюдения норм антимонопольного законодательства (предостережения и предупреждения).

«Мы убеждены, что для повышения эффективности защиты и развития конкуренции необходим действенный антимонопольный контроль, проконкурентная государственная политика и должная правовая культура», - подчеркнула Лариса Вовкивская.

В соответствии с Национальным планом развития конкуренции, утвержденном Указом Президента №618, количество нарушений со стороны органов власти должны быть снижено к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Так, органам государственной власти всех уровней надлежит до 1 марта 2019 года внедрить в своей работе меры антимонопольного комплаенса – систему нормативно-правовых актов, направленную на предупреждение антимонопольного законодательства.

В рамках реализации положений Указа ФАС России разработан законопроект о правовом регулировании антимонопольного комплаенса.

Он содержит требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на снижение таких рисков и механизмы контроля за функционированием комплаенса.

Стоит отметить, что институт комплаенса уже внедрен в работе организаций сферы государственного оборонного заказа. Соответствующие методические рекомендации по внедрению антимонопольного комплаенса были утверждены распоряжением Правительством России№795-р в апреле прошлого года.

Сегодня ФАС России разработаны аналогичные методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти.

Институт комплаенса в добровольном порядке активно внедряется в деятельности бизнес-структур. Система предупреждения антимонопольных нарушений действует в компаниях «Лукойл», МТС, «М.Видео», ГК «Автодор», «Уралкалий», «Балтика», «Еврохим».

«Комплаенс позволяет эффективно применять существующие антимонопольные механизмы снижения или же полного устранения рисков нарушения антимонопольного законодательства. В основу хорошо выстроенной работы хозсубъекта или органа власти заложены инструменты предупреждения нарушений», - заключила представитель ФАС России.

По итогам рассматриваемого вопроса заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов обратился с предложением к представителям конкурентных ведомств стран – членов СНГ обсудить в будущем в рамках МСАП опыт взаимодействия конкурентных ведомств с национальными органами власти.

«У нас могут отличаться компетенции и, безусловно, есть различия в законодательстве, но у каждого есть свои подходы в предупреждении и пресечении нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Эту практику следует обсудить в рамках МСАП», - сообщил он.

 

Справочно:

«Неделя конкуренции в России» - крупное ежегодное международное мероприятие, организуемое Федеральной антимонопольной службой. В нем принимают участие представители иностранных конкурентных ведомств, российских компаний, международных транснациональных корпораций, эксперты в области конкурентного права. Мероприятие проходит с 24 по 27 сентября 2018 года в г. Сочи (Роза Хутор).

Межгосударственный Совет по антимонопольной политике образован в декабре 1993 года. Совет призван осуществлять координацию деятельности государства Содружества независимых Государств по вопросам антимонопольного регулирования, способствовать созданию условий для развития добросовестной конкуренции и гармонизации конкурентного законодательства в рамках СНГ.

 

Информация с сайта ФАС России