Аналитический отчет о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа

I.                   Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа (далее по тексту рынок СУГ) проводится на основании Приказа ФАС России от 07.02.2011       № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 гг.", в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок), а также методическими указаниями ФАС России по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (письмо ФАС России от 01.04.2011 исх. № АГ 11751).

Целью данного анализа является:

§    определение положения хозяйствующих субъектов действующих на рынке СУГ.

§    определение доли хозяйствующих субъектов действующих на рынке СУГ,

§    оценка состояния конкурентной среды на рынке СУГ.

Для проведения анализа состояния конкурентной среды рынка СУГ, использовались следующие документы и информация:

§    Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220;

§    Методические указания ФАС России по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (письмо ФАС России от 01.04.2011 исх. № АГ 11751);

§    Информация, представленная хозяйствующими субъектами, действующих на рынке СУГ,

§    Информация, полученная от Средне - Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

§    Информация, полученная от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области.

II.                Временной интервал исследования рынка СУГ

В соответствии с Порядком, Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 гг.", Методическими указаниями ФАС России по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (письмо ФАС России от 01.04.2011 исх. № АГ 11751), в целях исследования сложившейся ситуации на товарном рынке, проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке. На основании вышеизложенного, временным интервалом рассматриваемого товарного рынка будет являться период 2010 года.

III.             Продуктовые границы рынка СУГ

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ "О защите конкуренции":

товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ  (СУГ), производимый преимущественно из попутного нефтяного газа (ПНГ).  СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Состав СУГ для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий две марки: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.

На практике на автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) поступает в основном газ по ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Данный ГОСТ имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных для двигателя и топливной аппаратуры (сера, ее соединения, непредельные углеводороды и т. д.). По этим техническим условиям газовое топливо поступает двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

Сжиженные углеводородные газы пожаро и взрывоопасны, малотоксичны, имеют специфический характерный запах. По степени воздействия на организм газы относятся к веществам 4-го класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

При высоких концентрациях сжиженных газов необходимо использовать шланговые изолирующие противогазы с принудительной подачей чистого воздуха. При небольших концентрациях используют фильтрующие противогазы марки БКФ, коробка защитного цвета.

В помещениях производства, хранения и перекачивания сжиженных углеводородных газов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении, все работы следует проводить инструментами, не дающими при ударе искру.

Основными требованиями, обеспечивающими сохранение природной среды, является максимальная герметизация емкостей, коммуникаций, насосных агрегатов и другого оборудования, строгое соблюдение технологического режима.

Сжиженные газы наливают в цистерны, металлические баллоны и другие емкости, освидетельствованные в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными в установленном порядке и ГОСТ 15860.

В качестве топлива для автомобилей разрешается использовать сжиженные углеводородные газы для автомобильного транспорта по ГОСТ 27578-87.

При работе на газовом топливе удельный объемный расход газового топлива при движении со скоростью 90 км/ч, максимальная скорость движения на горизонтальной дороге, время разгона автомобиля с места до скорости 100 км/ч, расход газа увеличивается на 7% по сравнению с аналогичным показателем при работе автомобиля на бензине.

Учитывая вышеизложенное, можно определить товар как газовое топливо для автомобилей – сжиженный углеводородный газ.

IV.             Географические границы рынка СУГ

В соответствии с Порядком географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает, или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Учитывая специфику изучаемого рынка, а также в соответствии с методическими указаниями ФАС России по проведению обследования рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (письмо ФАС России от 01.04.2011 исх. № АГ 11751) географическими границами анализируемого товарного рынка будет являться территория, ограниченная административными границами Саратовской области.

V.                Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке СУГ

В обозначенных продуктовых и географических границах на рынке СУГ в административных границах Саратовской области осуществляют деятельность по реализации сжиженного углеводородного газа более 20 хозяйствующих субъектов.

VI. Объем рынка СУГ

Расчет общего объема рынка СУГ в обозначенных продуктовых и географических границах рассматриваемого товарного рынка, а так же долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен на основании показателей объемов реализации сжиженного углеводородного газа, в связи с тем, что указанный метод позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на изучаемом рынке с точки зрения конкуренции.

VII Определение уровня концентрации на рынке СУГ

Для определения уровня концентрации рассматриваемого товарного рынка используются следующие показатели:

 - коэффициент рыночной концентрации (CR);

 - индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Данные показатели представлены в таблице:

Таблица

 

2010

Розничная реализация

CR

37,93

HHI

832,21

Оптовая реализация

CR

100,00

HHI

4280,26

В соответствии с полученными данными коэффициента рыночной концентрации (CR 3), индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по розничной реализации сжиженного углеводородного газа, можно сделать вывод о низком уровне концентрации на рынке СУГ, так как:

CR 3 < 45 % и HHI < 1 000, что соответствует критериям, указанных в п.7.2 Порядка.

В соответствии с полученными данными коэффициента рыночной концентрации (CR 3), индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по оптовой реализации сжиженного углеводородного газа, можно сделать вывод о высоком уровне концентрации на рынке СУГ, так как:

70 % < CR 3 < 100 % и 2000 <  HHI < 10 000, что соответствует критериям, указанных в п.7.2 Порядка.

VIII Определение барьеров входа на рынок СУГ

В соответствии с Порядком, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами входа на рынок СУГ в административных границах Саратовской области, являются:

  - административные ограничения, выразившиеся в необходимости поддержания производственных мощностей;

 - экономические ограничения – необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений на строительство АГЗС.

IX.Оценка состояния конкурентной среды на рынке СУГ

1.             Коэффициент рыночной концентрации (CR3) за 2010 год по розничной реализации  сжиженного углеводородного газа составлял  37,93 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 832,21.

2.             Коэффициент рыночной концентрации (CR3) за 2010 год по оптовой реализации  сжиженного углеводородного газа составлял  100 %, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – 4280,26.