Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг теплоснабжения на территории Балаковского муниципального района Саратовской области за 2009-2010 год

Общие положения

Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению, использован Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок).

Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории г.Саратова является поручение ФАС России от 07.12.2010 исх.№ АЦ/43443 "О методических рекомендациях по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению".

Целью проведения данного анализа является:

 - определение положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг по теплоснабжению,

 - определение доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по теплоснабжению,

 - оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению.

            Источниками исходной информации для проведения анализа исследуемого товарного рынка были использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных районов Саратовской области, Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, а так же сведения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке  по теплоснабжению.

Определение временного интервала исследования

рынка услуг по теплоснабжению

В соответствии с поручением ФАС России  (письмо от 07.12.2010 исх. № АЦ/43443) временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка будет период 2009 – 2010 гг. Изучив сложившиеся характеристики, для целей исследования рассматриваемого товарного рынка проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке  по теплоснабжению.

Определение продуктовых границ рынка услуг по теплоснабжению

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции":

- товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Учитывая вышеизложенное, а также в соответствии с поручением ФАС России  (письмо от 07.12.2010 исх. № АЦ/43443) товаром анализируемого рынка будет услуга по теплоснабжению.

Определение географических границ рынка услуг по теплоснабжению

В соответствии с Порядком географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает, или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Учитывая специфику изучаемого рынка, а также в соответствии с поручением ФАС России  (письмо от 07.12.2010 исх. № АЦ/43443) географическими границами анализируемого товарного рынка будет являться территория, ограниченная административными границами Балаковского муниципального района Саратовской области.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих

на рынке услуг по теплоснабжению

Потребителями услуг теплоснабжения в административных границах Балаковского муниципального района Саратовской области, являются как юридические лица, так и физические лица.

Объем рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке услуг по теплоснабжению

Расчет общего объема рынка услуг по теплоснабжению за 2009-2010 гг. в обозначенных продуктовых и географических границах рассматриваемого товарного рынка, а так же долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен на основании показателей оказанных услуг теплоснабжению, в связи с тем, что указанный метод позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на изучаемом рынке с точки зрения конкуренции.

Наибольшую долю в 2009 – 2010 гг. на исследуемом товарном рынке занимает ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания".

Определение уровня концентрации на рынке услуг по теплоснабжению

Для определения уровня концентрации рассматриваемого товарного рынка используются следующие показатели:

 - коэффициент рыночной концентрации (CR3);

 - индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Данные показатели представлены в таблице:

Таблица

 

2009

2010

CR-3

99,95

99,81

HHI

9361,65

9290,00

 

В соответствии с полученными данными коэффициента рыночной концентрации (CR3), индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), можно сделать вывод о высоком уровне концентрации на рынке услуг по теплоснабжению, так как:

70 % < CR 3 < 100 % и 2000 <  HHI < 10 000, что соответствует критериям, указанных в п.7.2 Порядка.

Определение барьеров входа на рынок услуг по теплоснабжению

В соответствии с Порядком, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами входа на рынок услуг по теплоснабжению, являются экономические ограничения, которые выражаются в необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

Оценка состояния конкурентной среды

на рынке услуг по теплоснабжению

1.             В обозначенных продуктовых и географических границах на рынке услуг по теплоснабжению в 2009 году присутствовали 4 хозяйствующих субъекта, в 2010 – 7 хозяйствующих субъекта оказывающих данные услуги.

2.             Коэффициент рыночной концентрации (CR3) за 2009 год составлял  9361,65 %, за 2010 - 9290,00 %.

Таким образом, рынок услуг по теплоснабжению в административных границах Балаковского муниципального района Саратовской области за 2009-2010 гг. являлся высококонцентрированным.