Аналитический отчет по результатам анализа розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области

  1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области проводился в соответствии с:

- приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы" (далее по тексту – План);

- приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту – Порядок);

- методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) - (письмо ФАС России от 02.12.2010 № ЦА/42758) (далее по тексту – Методические рекомендации);

- информацией комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области;

- информацией хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории Саратовской области;

- информацией предприятий - потребителей электрической энергии.

Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии является определение состояния конкуренции, а так же величины долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Саратовской области.

  1. Временной интервал исследования розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области

Временной интервал анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области определен в соответствии с Планом работы ФАС России – 2010 год.

  1. Продуктовые границы розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области

В соответствии с п. 3.1 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка включает в себя процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России, а также в соответствии с договорами, заключенными между потребителями и продавцами электрической энергии продуктовыми границами рынка будет являться "купля-продажа (поставка) электрической энергии".

     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст, "торговля электроэнергией" присвоен код  - 40.13.2.

Как показал опрос хозяйствующих субъектов-потребителей электрической энергии, последние не имеют возможности отказаться от приобретения электрической энергии (даже в случае резкого изменения цены на электрическую энергию), что означает, что у данного товара заменителей не имеется.

Кроме того, для 44,5 % опрошенных потребителей, расположенных на территории Саратовской области наличие статуса гарантирующего поставщика имеет весомое значение при выборе продавца электрической энергии.

Учитывая, что в рамках настоящего анализа исследуется товар, предназначенный для конечного потребления (а не для последующей перепродажи), в настоящем исследовании изучается состояние конкуренции на розничном уровне рынка электрической энергии (далее – розничный рынок электрической энергии).

  1. Географические границы розничного рынка электрической энергии на территории Саратовской области

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Такой сферой обращения товара будет являться территория, ограниченная административными границами Саратовской области, поскольку именно на этой территории имеется экономическая, техническая возможность осуществлять продавцам, присутствующим на розничном рынке электроэнергии деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии.

Учитывая, что осуществление деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии возможно лишь при наличии соответствующих объектов электросетевого хозяйства, географические границы рынка определены административными границами Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к которым присоединены потребители каждого продавца (поставщика) электрической энергии, действующего на данной территории в обозначенных продуктовых границах.

Кроме того, для 22,2 % опрошенных потребителей, расположенных на территории Саратовской области, территория, ограниченная административными границами Саратовской области, и является той сферой обращения товара, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности потребитель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за пределами Саратовской области.

Вместе с тем, зона деятельности продавцов (поставщиков) электрической энергии, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, определяется Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области и может ограничиваться как административными границами Саратовской области, так и границами соответствующего муниципального образования Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к которым присоединены потребители электроэнергии.

Указанные особенности обращения товара свидетельствует о наличии локальных рынков электрической энергии, границами которых будут являться границы балансовой принадлежности сетей сетевой организации, с которой поставщиком электрической энергии заключен договор на передачу электроэнергии и к которой присоединены потребители электроэнергии.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России, а также в целях изучения степени влияния крупнейших продавцов электроэнергии на рынок Саратовской области в целом, дальнейшая детализация географических границ не применяется.

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области

Хозяйствующими субъектами действующих на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области, являются юридические лица.

  1.  Объем розничного рынка электрической энергии и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарного рынка за 2010 год в обозначенных продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка, а так же долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен на основании показателей объемов продаж (поставок) электрической энергии[1].

Анализ представленных сведений показывает, что доля ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго" в течении 2010 года подвергается малозначительным изменениям, относительно размера долей на изучаемом товарном рынке, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам.

  1. Определение уровня концентрации на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области

В соответствии с Порядком, для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для n крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn),  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

2010 год

CR3

HHI

92,69

4 265,1

Высокий

Высокий

В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о высоком уровне концентрации на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области, так как:

70% <  CR3 <  100%,

2000 <  HHI <  10000, что соответствует критериям, указанных в п. 7.2 Порядка.

  1. Определение барьеров входа на розничный рынок электрической энергии на территории Саратовской области

В соответствии с п. 8.1 Порядка, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами входа на рынок являются:

1.             экономические ограничения, которые выражаются в капитальных затратах при первоначальных инвестициях, необходимых для входа на рынок.

  1. административные ограничения:

- оформление пакета документов при получении лицензии на реализацию природного газа;

- регистрация организации в налоговом органе, во всех фондах (пенсионный, социальное страхование), статистика.

  1. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области

Изучаемый розничный рынок электрической энергии Саратовской области относится к высококонцентрированному рынку с неразвитой конкуренцией, поскольку значение коэффициента рыночной концентрации (CR3), а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) находится в пределах: CR> 70%, 2000 <  HHI <  10000.


[1] Учитывая, что в настоящем исследовании изучается розничный уровень рынка электрической энергии, для расчета долей хозяйствующих субъектов на рынке использовалась информация об объемах продаж (поставок) электрической энергии, предназначенной только для собственного потребления покупателями такой энергии.