Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области

  1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области проводился в соответствии с:

- приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы" (далее по тексту – План);

- приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту – Порядок);

- методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока - (письмо ФАС России от 07.12.2010                № ЦА/43327) (далее по тексту – методические рекомендации);

- информацией министерства сельского хозяйства Саратовской области;

- информацией территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области;

- информацией хозяйствующих субъектов (предприятий – переработчиков молока), осуществляющих деятельность на рынке сырого молока на территории Саратовской области.

Целью проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока является определение состояния конкуренции, а так же величины долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Саратовской области.

  1. Временной интервал исследования рынка сырого молока

Временной интервал анализа состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области определен в соответствии с Планом работы ФАС России – 2008 - 2010 гг.

  1. Продуктовые границы рынка сырого молока

на территории Саратовской области

В соответствии с п. 3.1 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка включает в себя процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.

Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.

В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.

Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.

Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.

Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента,  массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град.С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего – 3,4%; базисная норма массовой доли белка – 3%.

В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.

Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов, что и подтверждается участниками рынка сырого молока.  Сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка

Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого, в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.

Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.

Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.

Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Ттехническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) сырое молоко классифицировано в подгруппе 012000 («Продукция животноводства»).

Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.

Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.

Учитывая изложенное и в соответствии с Методическими рекомендациями, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.

При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а также принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара  (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.

  1. Географические границы рынка сырого молока

на территории Саратовской области

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования  условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.

Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.

Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.

Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка.

Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.

Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.

Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.

Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими».

Учитывая изложенное, географические границы рынка сырого молока определены административными границами Саратовской области.

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке сырого молока на территории Саратовской области

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.

Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока)  являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

По имеющейся в распоряжении Саратовского УФАС России информации, представленной министерством сельского хозяйства и Саратовстат предприятиями переработчиками сырого молока на территории Саратовской области являются юридические лица и ИП.

  1. Объем рынка сырого молока и доли хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с Порядком и методическими рекомендациями, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки (с учетом закупленного для переработки молока в других регионах.

На территории Саратовской области в 2008 и 2009 году на рынке сырого молока действовало 16 предприятий - переработчиков сырого молока, в 2010 году   18 хозяйствующих субъектов.

Наибольшую долю на исследуемом товарном рынке занимает ОАО "Молочный комбинат "Энгельсский".

  1. Определение уровня концентрации на рынке сырого молока на территории Саратовской области

В соответствии с Порядком и методическими рекомендациями для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для n крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn),  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

 

2008 год

2009 год

2010 год

CR3

HHI

CR3

HHI

CR3

HHI

64,86

1 863,32

68,70

1 748,59

61,83

1 757,21

Умеренный

Умеренный

Умеренный

 

В соответствии с полученными данными можно сделать вывод об умеренном уровне концентрации на рынке сырого молока на территории Саратовской области, так как:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000, что соответствует критериям, указанных в п. 7.2 Порядка.

  1. Определение барьеров входа на рынок сырого молока на территории Саратовской области

В соответствии с п. 8.1 Порядка, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Барьерами входа на рынок сырого молока являются:

1. Сезонные колебания объемов производства сырого молока. В осенне-зимний период наблюдается дефицит сырого молока и рост цен на него. В весенне-летний период объем производится избыточное количество молока и происходит падение цен на него.

2. Высокая стоимость кредитных ресурсов на создание, развитие и модернизацию производства.

Рынок сырого молока напрямую связан с оптовым рынком готовой молочной продукции. Ряд проблем функционирования рынка сырого молока вызван трудностями сбыта готовой молочной продукции:

- высоким уровнем удовлетворения спроса за счет ввоза готовой молочной продукции из других регионов;

- проблемами логистики (отсутствием специализированных терминалов, осуществляющих накопление, хранение и распределение продукции различных молокозаводов по предприятиям розничной торговли).

  1. Оценка состояния конкурентной среды на рынке сырого молока на территории Саратовской области

Молочное скотоводство занимает особое место в составе агропромышленного комплекса и является ведущей отраслью животноводства в Саратовской области. На его долю приходится около 20 % в объеме валового производства продукции животноводства.

Значение этой отрасли определяется не только высокой долей ее в производстве валовой продукции, но и большим влиянием на уровень обеспеченности населения продуктами питания.

Разведением молочного скота в Саратовской области занимается свыше 450 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств и более 90 тысяч личных подсобных хозяйств населения.

Молоко входит в число необходимых продуктов питания, уровень его потребления на душу населения в Саратовской области увеличился за последние 5 лет на 7,3 % и составил 288 кг. в 2005 году, 309 кг. в 2009 году.

За последние годы в развитии молочного скотоводства наметились положительные тенденции – сократились темпы снижения поголовья крупного рогатого скота, возросла продуктивность коров. Эти изменения привели к увеличению валового производства молока в Саратовской области и улучшению сырьевого обеспечения молочной промышленности.

Молочная отрасль в области имеет стабильную тенденцию развития. В 2010 году произведено 998,8 тыс. тонн молока, рост к уровню предыдущего года составил 2,1 %,  к 2005 году – 14,6 %.

Необходимо отметить, что рост производства молока продолжался и в годы засухи (в 2009 и 2010 годах на территории Саратовской области вводился режим чрезвычайной ситуации из-за опасных агрометеорологических условий).

Все это обеспечивается ростом численности молочных коров (прирост коров в 2010 году к 2009 году составил 3,4 тыс. голов) и ростом продуктивности (в хозяйствах всех категорий надой молока на фуражную корову возрос на 3,9 % и составил 4 442 кг.).

По итогам 2010 года Саратовская область занимает 6 место среди основных производителей молока в Российской Федерации и 3 место – в Приволжском Федеральном округе.

Изучаемый рынок сырого молока на территории Саратовской области относится к умеренно концентрированному рынку с достаточно развитой конкуренцией, поскольку значение коэффициента рыночной концентрации (CR3), а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) находится в пределах:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000.