Решение по делу № 11-12р в отношении ОАО «НВКбанк», ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов»

Номер дела: 11-12р
Дата публикации: 13 апреля 2012, 17:23

 

РЕШЕНИЕ

 

12 марта 2012 года                                                                                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

<…..> –руководитель управления;

 

<…..> – заместитель руководителя управления;

<…..> – начальник отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…..> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 11-12р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» рекламы в форме рекламного видеоролика ОАО «НВКбанк» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»,

далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

(реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»), содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «НВКбанк» - <…..> (дов. б/н от 11.03.2012), <…..> (дов. б/н от 11.03.2012);

ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» - <…..> (дов. б/н от 01.02.2012),

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России в период с 28.11.2011 по 07.12.2011 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

При анализе представленных ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» рекламных материалов выявлены следующие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк» заключен договор № 222-р от 13.09.2011.

В соответствии с указанным договором ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» в период с 15.09.2011 по 31.12.2011 года оказывало услуги ОАО «Нижневолжский коммерческий банк» по размещению рекламы в форме рекламных видеороликов в региональном эфире телевизионных вещательных каналов «Первый канал», «Российское телевидение», «Россия-2» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.».

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.».

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»

Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

            Из письменных пояснений ОАО «НВКбанк» (исх. № 12/2-5-01137-1 от 07.03.2012) следует, что в рамках договорных отношений со своим контрагентом по договору № 222-р от 13.09.2011, ОАО «НВКбанк» был предложен хронометраж рекламного видеоролика, где он указывал о необходимости изготовить ролик таким образом, чтобы продолжительность блока, содержащего всю информацию, необходимую для потребителя составляла не менее 5 секунд от общего времени просмотра, при этом, на другие блоки рекламного ролика, было отведено в среднем по 2 секунды, а с учетом общей продолжительности ролика, данный блок занимает преимущественное место в ролике, что свидетельствует о добросовестности действий ОАО «НВКбанк» при изготовлении и трансляции данного ролика, что подтверждается представленной в материалы дела раскадровкой ролика по времени. Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не установлены минимальные и максимальные размеры шрифта, подлежащие использованию в рекламе, в связи с чем, оценка размера конкретного используемого шрифта носит субъективный характер.

            Из письменных пояснений ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012) следует, что размер набивки, содержащейся в ролике, составляет более 7% от площади кадра, продолжительность нахождения на экране-3 секунды, высота букв 3 мм, что обеспечивает возможность ознакомления потребителя с информацией, содержащейся в такой набивке. Таким образом, по мнению ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» в рекламном ролике ОАО «НВКбанк» соблюдены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

            В связи с тем, что Комиссия не располагает достаточными сведениями о количестве времени, на протяжении которого данная информация находилась на экране при трансляции указанной рекламы в эфире, Комиссия не может сделать однозначный вывод о наличии, либо отсутствии нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части неуказания в рассматриваемой рекламе источника информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

 

            Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что данный рекламный видеоролик ОАО «НВКбанк» не содержит сведений о сроках проведения   стимулирующего мероприятия.

            Так, из пояснений ОАО «НВКбанк» следует, что срок проведения акции, указанный в рекламном видеоролике с 05.09.2011 по 29.02.2012, рассматривается ОАО «НВКбанк» как срок проведения стимулирующего мероприятия.

            Комиссия Саратовского УФАС России не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под стимулирующим мероприятием понимается стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Согласно п. 2.2. Положения о розыгрыше призов между клиентами - физическими лицами ОАО «НВКбанк» по вкладу «Юбилейная удача», утвержденному приказом ОАО «НВКбанк» № 327 от 01.09.2011, розыгрыш призов проводился в два этапа – 05.12.2011 и 12.032012.

В рекламном видеоролике указан срок проведения акции и принятия вклада для участия в розыгрыше призов с 05.09.2011 по 29.02.2012. Помимо этого, в источнике сведений о проведении указанного стимулирующего мероприятия - на сайте сети Интернет «www.nvkbank.ru» срок с 05.09.2011 по 29.02.2012 указан как срок принятия вклада. Таким образом, в рекламе ОАО «НВКбанк» о проведении стимулирующего мероприятия отсутствуют сроки проведения такого мероприятия.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 9 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «НВКбанк», рекламораспространителем – ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов». Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела копией договора № 222-р от 13.09.2011 об оказании услуг, заключенного между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк», а так же актом о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011.

Из письменных объяснений ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012), а также устных пояснений представителя Общества, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что вышеуказанная реклама распространялась в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 и транслировалась в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал». Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011. В настоящее время данная реклама не распространяется.

 

Таким образом, ОАО «НВКбанк», разместив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» распространив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.», поскольку в ней нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ОАО «НВКбанк», ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов», ОАО «НВКбанк».

Решение изготовлено в полном объеме 26.03.2012. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…..>

 

Члены Комиссии:

<…..>

 

 

<…..>

 

 

<…..>

 

stdClass Object ( [vid] => 8251 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 11-12р в отношении ОАО «НВКбанк», ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8251 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334669154 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

12 марта 2012 года                                                                                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

<…..> –руководитель управления;

 

<…..> – заместитель руководителя управления;

<…..> – начальник отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…..> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 11-12р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» рекламы в форме рекламного видеоролика ОАО «НВКбанк» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»,

далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

(реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»), содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «НВКбанк» - <…..> (дов. б/н от 11.03.2012), <…..> (дов. б/н от 11.03.2012);

ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» - <…..> (дов. б/н от 01.02.2012),

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России в период с 28.11.2011 по 07.12.2011 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

При анализе представленных ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» рекламных материалов выявлены следующие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк» заключен договор № 222-р от 13.09.2011.

В соответствии с указанным договором ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» в период с 15.09.2011 по 31.12.2011 года оказывало услуги ОАО «Нижневолжский коммерческий банк» по размещению рекламы в форме рекламных видеороликов в региональном эфире телевизионных вещательных каналов «Первый канал», «Российское телевидение», «Россия-2» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.».

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.».

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»

Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

            Из письменных пояснений ОАО «НВКбанк» (исх. № 12/2-5-01137-1 от 07.03.2012) следует, что в рамках договорных отношений со своим контрагентом по договору № 222-р от 13.09.2011, ОАО «НВКбанк» был предложен хронометраж рекламного видеоролика, где он указывал о необходимости изготовить ролик таким образом, чтобы продолжительность блока, содержащего всю информацию, необходимую для потребителя составляла не менее 5 секунд от общего времени просмотра, при этом, на другие блоки рекламного ролика, было отведено в среднем по 2 секунды, а с учетом общей продолжительности ролика, данный блок занимает преимущественное место в ролике, что свидетельствует о добросовестности действий ОАО «НВКбанк» при изготовлении и трансляции данного ролика, что подтверждается представленной в материалы дела раскадровкой ролика по времени. Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не установлены минимальные и максимальные размеры шрифта, подлежащие использованию в рекламе, в связи с чем, оценка размера конкретного используемого шрифта носит субъективный характер.

            Из письменных пояснений ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012) следует, что размер набивки, содержащейся в ролике, составляет более 7% от площади кадра, продолжительность нахождения на экране-3 секунды, высота букв 3 мм, что обеспечивает возможность ознакомления потребителя с информацией, содержащейся в такой набивке. Таким образом, по мнению ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» в рекламном ролике ОАО «НВКбанк» соблюдены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

            В связи с тем, что Комиссия не располагает достаточными сведениями о количестве времени, на протяжении которого данная информация находилась на экране при трансляции указанной рекламы в эфире, Комиссия не может сделать однозначный вывод о наличии, либо отсутствии нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части неуказания в рассматриваемой рекламе источника информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

 

            Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что данный рекламный видеоролик ОАО «НВКбанк» не содержит сведений о сроках проведения   стимулирующего мероприятия.

            Так, из пояснений ОАО «НВКбанк» следует, что срок проведения акции, указанный в рекламном видеоролике с 05.09.2011 по 29.02.2012, рассматривается ОАО «НВКбанк» как срок проведения стимулирующего мероприятия.

            Комиссия Саратовского УФАС России не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под стимулирующим мероприятием понимается стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Согласно п. 2.2. Положения о розыгрыше призов между клиентами - физическими лицами ОАО «НВКбанк» по вкладу «Юбилейная удача», утвержденному приказом ОАО «НВКбанк» № 327 от 01.09.2011, розыгрыш призов проводился в два этапа – 05.12.2011 и 12.032012.

В рекламном видеоролике указан срок проведения акции и принятия вклада для участия в розыгрыше призов с 05.09.2011 по 29.02.2012. Помимо этого, в источнике сведений о проведении указанного стимулирующего мероприятия - на сайте сети Интернет «www.nvkbank.ru» срок с 05.09.2011 по 29.02.2012 указан как срок принятия вклада. Таким образом, в рекламе ОАО «НВКбанк» о проведении стимулирующего мероприятия отсутствуют сроки проведения такого мероприятия.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 9 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «НВКбанк», рекламораспространителем – ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов». Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела копией договора № 222-р от 13.09.2011 об оказании услуг, заключенного между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк», а так же актом о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011.

Из письменных объяснений ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012), а также устных пояснений представителя Общества, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что вышеуказанная реклама распространялась в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 и транслировалась в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал». Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011. В настоящее время данная реклама не распространяется.

 

Таким образом, ОАО «НВКбанк», разместив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» распространив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.», поскольку в ней нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ОАО «НВКбанк», ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов», ОАО «НВКбанк».

Решение изготовлено в полном объеме 26.03.2012. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…..>

 

Члены Комиссии:

<…..>

 

 

<…..>

 

 

<…..>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

12 марта 2012 года                                                                                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

<…..> –руководитель управления;

 

<…..> – заместитель руководителя управления;

<…..> – начальник отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…..> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 11-12р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» рекламы в форме рекламного видеоролика ОАО «НВКбанк» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»,

далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

(реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»), содержащей признаки нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «НВКбанк» - <…..> (дов. б/н от 11.03.2012), <…..> (дов. б/н от 11.03.2012);

ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» - <…..> (дов. б/н от 01.02.2012),

УСТАНОВИЛА:

 

Саратовским УФАС России в период с 28.11.2011 по 07.12.2011 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

При анализе представленных ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» рекламных материалов выявлены следующие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк» заключен договор № 222-р от 13.09.2011.

В соответствии с указанным договором ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» в период с 15.09.2011 по 31.12.2011 года оказывало услуги ОАО «Нижневолжский коммерческий банк» по размещению рекламы в форме рекламных видеороликов в региональном эфире телевизионных вещательных каналов «Первый канал», «Российское телевидение», «Россия-2» следующего содержания:

«НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.».

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.».

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.»

Согласно ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

            Из письменных пояснений ОАО «НВКбанк» (исх. № 12/2-5-01137-1 от 07.03.2012) следует, что в рамках договорных отношений со своим контрагентом по договору № 222-р от 13.09.2011, ОАО «НВКбанк» был предложен хронометраж рекламного видеоролика, где он указывал о необходимости изготовить ролик таким образом, чтобы продолжительность блока, содержащего всю информацию, необходимую для потребителя составляла не менее 5 секунд от общего времени просмотра, при этом, на другие блоки рекламного ролика, было отведено в среднем по 2 секунды, а с учетом общей продолжительности ролика, данный блок занимает преимущественное место в ролике, что свидетельствует о добросовестности действий ОАО «НВКбанк» при изготовлении и трансляции данного ролика, что подтверждается представленной в материалы дела раскадровкой ролика по времени. Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не установлены минимальные и максимальные размеры шрифта, подлежащие использованию в рекламе, в связи с чем, оценка размера конкретного используемого шрифта носит субъективный характер.

            Из письменных пояснений ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012) следует, что размер набивки, содержащейся в ролике, составляет более 7% от площади кадра, продолжительность нахождения на экране-3 секунды, высота букв 3 мм, что обеспечивает возможность ознакомления потребителя с информацией, содержащейся в такой набивке. Таким образом, по мнению ЗАО «Видео Интернешнл-Саратов» в рекламном ролике ОАО «НВКбанк» соблюдены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

            В связи с тем, что Комиссия не располагает достаточными сведениями о количестве времени, на протяжении которого данная информация находилась на экране при трансляции указанной рекламы в эфире, Комиссия не может сделать однозначный вывод о наличии, либо отсутствии нарушения ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в части неуказания в рассматриваемой рекламе источника информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

 

            Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что данный рекламный видеоролик ОАО «НВКбанк» не содержит сведений о сроках проведения   стимулирующего мероприятия.

            Так, из пояснений ОАО «НВКбанк» следует, что срок проведения акции, указанный в рекламном видеоролике с 05.09.2011 по 29.02.2012, рассматривается ОАО «НВКбанк» как срок проведения стимулирующего мероприятия.

            Комиссия Саратовского УФАС России не может согласиться с данным доводом по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под стимулирующим мероприятием понимается стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара. Согласно п. 2.2. Положения о розыгрыше призов между клиентами - физическими лицами ОАО «НВКбанк» по вкладу «Юбилейная удача», утвержденному приказом ОАО «НВКбанк» № 327 от 01.09.2011, розыгрыш призов проводился в два этапа – 05.12.2011 и 12.032012.

В рекламном видеоролике указан срок проведения акции и принятия вклада для участия в розыгрыше призов с 05.09.2011 по 29.02.2012. Помимо этого, в источнике сведений о проведении указанного стимулирующего мероприятия - на сайте сети Интернет «www.nvkbank.ru» срок с 05.09.2011 по 29.02.2012 указан как срок принятия вклада. Таким образом, в рекламе ОАО «НВКбанк» о проведении стимулирующего мероприятия отсутствуют сроки проведения такого мероприятия.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 9 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ОАО «НВКбанк», рекламораспространителем – ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов». Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела копией договора № 222-р от 13.09.2011 об оказании услуг, заключенного между ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» и ОАО «НВКбанк», а так же актом о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011.

Из письменных объяснений ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» (исх. № 19 от 06.03.2012), а также устных пояснений представителя Общества, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что вышеуказанная реклама распространялась в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 и транслировалась в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал». Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта о выполнении работ № 00001966 на размещение рекламы от 13.09.2011. В настоящее время данная реклама не распространяется.

 

Таким образом, ОАО «НВКбанк», разместив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» распространив рекламу в региональном эфире телевизионного вещательного канала «Первый канал» в период с 01.10.2011 по 07.10.2011 о проведении стимулирующего мероприятия без указания сроков проведения такого мероприятия, допустило нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «НВКбанк. 20 лет. Вклад «Юбилейная удача». Стань богаче! Машина в придачу! Нижневолжский коммерческий банк. (8452) 344-344. www.nvkbank.ru.»

Далее на экране на короткое время появляется текст, выполненный мелким шрифтом: «Срок проведения акции и принятие вклада для участия в розыгрыше призов с 5.09.2011 по 29.02.2012. С подробной информацией о вкладе «Юбилейная удача», правилах проведения розыгрыша, о месте проведения, количестве призов и порядке их получения можно ознакомиться в любом офисе ОАО «НВК Банк» по телефону в Саратове (8452) 344-344, в Вольске (84593) 7-23-18, а также на сайте www.nvkbank.ru. Лицензия на осуществление банковских операций № 931 от 02.10.2002 г.»

Реклама сопровождается голосом за кадром: «НВК Банк празднует юбилей и предлагает вклад «Юбилейная удача»! Это хороший процент, ценные подарки и главное розыгрыш автомобиля. Стань богаче! Машина в придачу! Телефон 344-344.», поскольку в ней нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание ОАО «НВКбанк», ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов» не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в отношении ЗАО «Видео Интернешнл – Саратов», ОАО «НВКбанк».

Решение изготовлено в полном объеме 26.03.2012. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

<…..>

 

Члены Комиссии:

<…..>

 

 

<…..>

 

 

<…..>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11-12р [format] => [safe_value] => 11-12р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-13 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-12 13:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334669154 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )