РЕШЕНИЕ
24 января 2012 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | <…> – руководитель управления; <…> – заместитель руководителя управления, член Комиссии; <…> – ведущий специалист-эксперт, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
заявителя – Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе <…> (доверенность № 42-11-СК-05/8289 от 26.12.2011);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– ООО "БистроФинанс" <…> (доверенность № 21 от 17.01.2012),
– ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" <…> (доверенность на право представлять интересы от 01.11.2011),
рассмотрев дело № 18-11р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго – Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", содержащей признаки нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) поступило заявление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) (далее также – Заявитель) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" (далее также – Общество), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Из заявления следует, что на сайте http://www.sarbc.ru в разделе строчной рекламы установлен факт размещения рекламы ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
В ходе рассмотрения дела Заявитель поддержал свои доводы, изложенные в заявлении (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011), а также указал на то, что Общество на момент распространения рекламы не имело право рекламировать услуги по привлечению денежных средств от физических лиц, поскольку не было включено в реестр микрофинансовых организаций.
По мнению ООО "БистроФинанс" в рассматриваемой рекламе не содержится признаков нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Из письменных пояснений ООО "БистроФинанс" (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что в вышеуказанной рекламе указано в качестве условия оказания услуг, влияющих на сумму дохода, которые получат воспользовавшиеся услугами лица - 24 % от суммы привлекаемых денег, а условия оказания услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами не указано, так как лица, чьи денежные средства могли быть привлечены, не несут каких – либо расходов, то есть, нет никаких комиссий, членских взносов и т.д.
Также в ходе рассмотрения дела представитель ООО "БистроФинанс" пояснила, что Общество осуществляет свою деятельность на основании главы 42 Гражданского Кодекса РФ, заключая гражданско-правовые договоры с населением на предоставление займов, и выступая как микрофинансовая организация. В реестр микрофинансовых организаций ООО "БистроФинанс" внесено с 17.11.2011, однако распространение рекламы осуществлялось в октябре 2011 года и в настоящее время реклама не распространяется.
Из письменных пояснений ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" (исх. № 40 от 28.11.2011; исх. № 16 от 26.12.2011) следует, что рассматриваемая реклама распространялась в поле бегущей строки в течение недели с 24.10.2011 по 30.10.2011. По мнению ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", указывая при этом, что в рекламе финансовых услуг не требуется указывать полное фирменное наименование лица, оказывающего услуги, а лишь просто наименование, что применительно к обществам с ограниченной ответственностью подразумевает отсутствие обязательного указания организационно-правовой формы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе указание наименование лица, оказывающего рекламную услугу ("БистроФинанс") без указания организационно-правовой формы полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" пояснил, что текст рекламы был предоставлен ООО "БистроФинанс".
В соответствии с п. 1.1. договора на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011 ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" принимает на себя обязательство по информационному обслуживанию, которое заключается в размещении на первой странице сайта "СаратовБизнесКонсалтинг" бегущей строки "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", написанной заглавными буквами красного цвета.
Из приложения № 1 к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011 следует, что размещение на главной странице сайта вышеуказанной рекламы осуществляется сроком на одну неделю.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru была размещена реклама финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
Согласно представленным ООО "БистроФинанс" документам (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что предметом деятельности Общества является микрофинансовая деятельность, денежное посредничество, предоставление займов, что подтверждается уставом ООО "БистроФинанс", утвержденный протоколом № 1 Общего собрания участников (учредителей) ООО "БистроФинанс" от 08.11.2010 г.
Также ООО "БистроФинанс" предоставило документы (вх. № 214 от 19.01.2012) из которых следует, что датой внесения сведений об Обществе в государственный реестр микрофинансовых организаций является 17.11.2011, регистрационный номер записи 2 11 05 64 000795.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" уполномоченный орган вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Согласно письму ФСФР России (исх. № 11-02-02/30679 от 24.11.2011) сведения об ООО "БистроФинанс" были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 17.11.2011 (приказ ФСФР России от 17.11.2011 № 11-3107/пз-и).
Таким образом, на момент распространения вышеуказанной рекламы с 24.10.2011 по 30.10.2011 ООО "БистроФинанс" не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения об ООО "БистроФинанс" не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение п. 7 ст. 7 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "БистроФинанс", рекламораспространителем является ООО "СаратовБизнесконсалтинг". Данный факт подтверждается договором на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011, заключенным между ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" и ООО "БистроФинанс", приложением к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011, платежным поручением № 495 от 14.10.2011, актом № 111003700 от 31.10.2011.
Таким образом, ООО "БистроФинанс", разместив в период с 24.10.2011 по 30.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru указанную выше рекламу без наличия статуса микрофинансовой организации и отсутствия внесенных сведений в государственный реестр, допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, ООО "СаратовБизнесконсалтинг", распространив указанную выше рекламу при отсутствии у ООО "БистроФинанс" разрешения на рекламируемый вид услуг допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что поскольку ООО "БистроФинанс" на момент распространения рекламы не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения о данном Обществе не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, то ООО "БистроФинанс" не имело право размещать вышеуказанную рекламу без соответствующего свидетельства.
Таким образом, Комиссией не установлен факт нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" при распространении вышеуказанной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в настоящее время указанная выше реклама ООО "СаратовБизнесконсалтинг" не распространяется, в связи с чем отсутствуют основания в выдаче ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" предписаний о нарушении законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписания ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии | <…> |
Члены Комиссии: | <…> <…> |
stdClass Object
(
[vid] => 7784
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 18-11р в отношении ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7784
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1329140895
[changed] => 1368704211
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368704211
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
24 января 2012 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | <…> – руководитель управления; <…> – заместитель руководителя управления, член Комиссии; <…> – ведущий специалист-эксперт, член Комиссии, |
в присутствии представителей:
заявителя – Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе <…> (доверенность № 42-11-СК-05/8289 от 26.12.2011);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– ООО "БистроФинанс" <…> (доверенность № 21 от 17.01.2012),
– ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" <…> (доверенность на право представлять интересы от 01.11.2011),
рассмотрев дело № 18-11р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго – Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", содержащей признаки нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) поступило заявление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) (далее также – Заявитель) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" (далее также – Общество), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Из заявления следует, что на сайте http://www.sarbc.ru в разделе строчной рекламы установлен факт размещения рекламы ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
В ходе рассмотрения дела Заявитель поддержал свои доводы, изложенные в заявлении (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011), а также указал на то, что Общество на момент распространения рекламы не имело право рекламировать услуги по привлечению денежных средств от физических лиц, поскольку не было включено в реестр микрофинансовых организаций.
По мнению ООО "БистроФинанс" в рассматриваемой рекламе не содержится признаков нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Из письменных пояснений ООО "БистроФинанс" (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что в вышеуказанной рекламе указано в качестве условия оказания услуг, влияющих на сумму дохода, которые получат воспользовавшиеся услугами лица - 24 % от суммы привлекаемых денег, а условия оказания услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами не указано, так как лица, чьи денежные средства могли быть привлечены, не несут каких – либо расходов, то есть, нет никаких комиссий, членских взносов и т.д.
Также в ходе рассмотрения дела представитель ООО "БистроФинанс" пояснила, что Общество осуществляет свою деятельность на основании главы 42 Гражданского Кодекса РФ, заключая гражданско-правовые договоры с населением на предоставление займов, и выступая как микрофинансовая организация. В реестр микрофинансовых организаций ООО "БистроФинанс" внесено с 17.11.2011, однако распространение рекламы осуществлялось в октябре 2011 года и в настоящее время реклама не распространяется.
Из письменных пояснений ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" (исх. № 40 от 28.11.2011; исх. № 16 от 26.12.2011) следует, что рассматриваемая реклама распространялась в поле бегущей строки в течение недели с 24.10.2011 по 30.10.2011. По мнению ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", указывая при этом, что в рекламе финансовых услуг не требуется указывать полное фирменное наименование лица, оказывающего услуги, а лишь просто наименование, что применительно к обществам с ограниченной ответственностью подразумевает отсутствие обязательного указания организационно-правовой формы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе указание наименование лица, оказывающего рекламную услугу ("БистроФинанс") без указания организационно-правовой формы полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" пояснил, что текст рекламы был предоставлен ООО "БистроФинанс".
В соответствии с п. 1.1. договора на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011 ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" принимает на себя обязательство по информационному обслуживанию, которое заключается в размещении на первой странице сайта "СаратовБизнесКонсалтинг" бегущей строки "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", написанной заглавными буквами красного цвета.
Из приложения № 1 к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011 следует, что размещение на главной странице сайта вышеуказанной рекламы осуществляется сроком на одну неделю.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru была размещена реклама финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
Согласно представленным ООО "БистроФинанс" документам (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что предметом деятельности Общества является микрофинансовая деятельность, денежное посредничество, предоставление займов, что подтверждается уставом ООО "БистроФинанс", утвержденный протоколом № 1 Общего собрания участников (учредителей) ООО "БистроФинанс" от 08.11.2010 г.
Также ООО "БистроФинанс" предоставило документы (вх. № 214 от 19.01.2012) из которых следует, что датой внесения сведений об Обществе в государственный реестр микрофинансовых организаций является 17.11.2011, регистрационный номер записи 2 11 05 64 000795.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" уполномоченный орган вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Согласно письму ФСФР России (исх. № 11-02-02/30679 от 24.11.2011) сведения об ООО "БистроФинанс" были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 17.11.2011 (приказ ФСФР России от 17.11.2011 № 11-3107/пз-и).
Таким образом, на момент распространения вышеуказанной рекламы с 24.10.2011 по 30.10.2011 ООО "БистроФинанс" не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения об ООО "БистроФинанс" не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение п. 7 ст. 7 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "БистроФинанс", рекламораспространителем является ООО "СаратовБизнесконсалтинг". Данный факт подтверждается договором на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011, заключенным между ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" и ООО "БистроФинанс", приложением к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011, платежным поручением № 495 от 14.10.2011, актом № 111003700 от 31.10.2011.
Таким образом, ООО "БистроФинанс", разместив в период с 24.10.2011 по 30.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru указанную выше рекламу без наличия статуса микрофинансовой организации и отсутствия внесенных сведений в государственный реестр, допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, ООО "СаратовБизнесконсалтинг", распространив указанную выше рекламу при отсутствии у ООО "БистроФинанс" разрешения на рекламируемый вид услуг допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что поскольку ООО "БистроФинанс" на момент распространения рекламы не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения о данном Обществе не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, то ООО "БистроФинанс" не имело право размещать вышеуказанную рекламу без соответствующего свидетельства.
Таким образом, Комиссией не установлен факт нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" при распространении вышеуказанной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в настоящее время указанная выше реклама ООО "СаратовБизнесконсалтинг" не распространяется, в связи с чем отсутствуют основания в выдаче ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" предписаний о нарушении законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписания ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии | <…> |
Члены Комиссии: | <…> <…> |
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
24 января 2012 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
<…> – руководитель управления;
<…> – заместитель руководителя управления, член Комиссии;
<…> – ведущий специалист-эксперт, член Комиссии,
|
в присутствии представителей:
заявителя – Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе <…> (доверенность № 42-11-СК-05/8289 от 26.12.2011);
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– ООО "БистроФинанс" <…> (доверенность № 21 от 17.01.2012),
– ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" <…> (доверенность на право представлять интересы от 01.11.2011),
рассмотрев дело № 18-11р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго – Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", содержащей признаки нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) поступило заявление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Восточном регионе (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011) (далее также – Заявитель) о размещении в сети Интернет на сайте http://www.sarbc.ru рекламы финансовых услуг ООО "БистроФинанс" (далее также – Общество), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Из заявления следует, что на сайте http://www.sarbc.ru в разделе строчной рекламы установлен факт размещения рекламы ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
В ходе рассмотрения дела Заявитель поддержал свои доводы, изложенные в заявлении (исх. № 60-11-КП-08/342 от 01.11.2011), а также указал на то, что Общество на момент распространения рекламы не имело право рекламировать услуги по привлечению денежных средств от физических лиц, поскольку не было включено в реестр микрофинансовых организаций.
По мнению ООО "БистроФинанс" в рассматриваемой рекламе не содержится признаков нарушения п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Из письменных пояснений ООО "БистроФинанс" (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что в вышеуказанной рекламе указано в качестве условия оказания услуг, влияющих на сумму дохода, которые получат воспользовавшиеся услугами лица - 24 % от суммы привлекаемых денег, а условия оказания услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами не указано, так как лица, чьи денежные средства могли быть привлечены, не несут каких – либо расходов, то есть, нет никаких комиссий, членских взносов и т.д.
Также в ходе рассмотрения дела представитель ООО "БистроФинанс" пояснила, что Общество осуществляет свою деятельность на основании главы 42 Гражданского Кодекса РФ, заключая гражданско-правовые договоры с населением на предоставление займов, и выступая как микрофинансовая организация. В реестр микрофинансовых организаций ООО "БистроФинанс" внесено с 17.11.2011, однако распространение рекламы осуществлялось в октябре 2011 года и в настоящее время реклама не распространяется.
Из письменных пояснений ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" (исх. № 40 от 28.11.2011; исх. № 16 от 26.12.2011) следует, что рассматриваемая реклама распространялась в поле бегущей строки в течение недели с 24.10.2011 по 30.10.2011. По мнению ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", указывая при этом, что в рекламе финансовых услуг не требуется указывать полное фирменное наименование лица, оказывающего услуги, а лишь просто наименование, что применительно к обществам с ограниченной ответственностью подразумевает отсутствие обязательного указания организационно-правовой формы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе указание наименование лица, оказывающего рекламную услугу ("БистроФинанс") без указания организационно-правовой формы полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" пояснил, что текст рекламы был предоставлен ООО "БистроФинанс".
В соответствии с п. 1.1. договора на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011 ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" принимает на себя обязательство по информационному обслуживанию, которое заключается в размещении на первой странице сайта "СаратовБизнесКонсалтинг" бегущей строки "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", написанной заглавными буквами красного цвета.
Из приложения № 1 к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011 следует, что размещение на главной странице сайта вышеуказанной рекламы осуществляется сроком на одну неделю.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru была размещена реклама финансовых услуг ООО "БистроФинанс" следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35".
Согласно представленным ООО "БистроФинанс" документам (вх. № 7632 от 28.12.2011) следует, что предметом деятельности Общества является микрофинансовая деятельность, денежное посредничество, предоставление займов, что подтверждается уставом ООО "БистроФинанс", утвержденный протоколом № 1 Общего собрания участников (учредителей) ООО "БистроФинанс" от 08.11.2010 г.
Также ООО "БистроФинанс" предоставило документы (вх. № 214 от 19.01.2012) из которых следует, что датой внесения сведений об Обществе в государственный реестр микрофинансовых организаций является 17.11.2011, регистрационный номер записи 2 11 05 64 000795.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона № 151-ФЗ от 02.07.2010 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" уполномоченный орган вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Согласно письму ФСФР России (исх. № 11-02-02/30679 от 24.11.2011) сведения об ООО "БистроФинанс" были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций 17.11.2011 (приказ ФСФР России от 17.11.2011 № 11-3107/пз-и).
Таким образом, на момент распространения вышеуказанной рекламы с 24.10.2011 по 30.10.2011 ООО "БистроФинанс" не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения об ООО "БистроФинанс" не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение п. 7 ст. 7 настоящего Федерального закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "БистроФинанс", рекламораспространителем является ООО "СаратовБизнесконсалтинг". Данный факт подтверждается договором на информационное обслуживание № 11/10-11 от 11.10.2011, заключенным между ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" и ООО "БистроФинанс", приложением к договору № 11/10-2011 от 11.10.2011, платежным поручением № 495 от 14.10.2011, актом № 111003700 от 31.10.2011.
Таким образом, ООО "БистроФинанс", разместив в период с 24.10.2011 по 30.10.2011 на Интернет сайте http://www.sarbc.ru указанную выше рекламу без наличия статуса микрофинансовой организации и отсутствия внесенных сведений в государственный реестр, допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, ООО "СаратовБизнесконсалтинг", распространив указанную выше рекламу при отсутствии у ООО "БистроФинанс" разрешения на рекламируемый вид услуг допустило нарушение п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что поскольку ООО "БистроФинанс" на момент распространения рекламы не обладало статусом микрофинансовой организации и сведения о данном Обществе не были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, то ООО "БистроФинанс" не имело право размещать вышеуказанную рекламу без соответствующего свидетельства.
Таким образом, Комиссией не установлен факт нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" при распространении вышеуказанной рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что в настоящее время указанная выше реклама ООО "СаратовБизнесконсалтинг" не распространяется, в связи с чем отсутствуют основания в выдаче ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" предписаний о нарушении законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "БистроФинанс (живые деньги) привлекает деньги под 24 % (8452) 75-35-35", поскольку в ней нарушены требования п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписания ООО "БистроФинанс" и ООО "СаратовБизнесКонсалтинг" не выдавать в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "06" февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
|
<…>
|
Члены Комиссии:
|
<…>
<…>
|
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 18-11р
[format] =>
[safe_value] => 18-11р
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-24 13:45:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2012-01-24 13:45:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1329140895
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)