Решение по делу № 4-11/03 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области

Дата публикации: 6 июня 2011, 19:35

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                                               г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "06" июня 2011 года.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <>

 

– руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <>

– и.о. начальника отдела, член Комиссии;

3. <>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

рассмотрев дело № 4-11/03 по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление Прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011).

Из представления следует, что Прокуратурой Саратовской области с привлечением специалистов Саратовского УФАС России проведена проверка на соответствие действующему законодательству и антикоррупционная экспертиза приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее также - Министерство) от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также - Приказ).

В результате проведенной проверки выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

{C}1.         {C}Раздел I Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02.03.2011 № 47 "Порядок согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также – Порядок согласования) содержит пункт 2 следующего содержания: "Не позднее 10 дней после поступления заявки на заключение Соглашения Министерство направляет Участнику решение о заключении Соглашения, либо о мотивированном отказе в заключении Соглашения".

Вместе с тем, текст Порядка согласования не содержит оснований для отказа Участнику в заключении Соглашения.

{C}2.     {C}Пункт 3 в представленном тексте Порядка согласования отсутствует.

{C}3.         {C}Согласно п. 4 Порядка согласования, Участник рассматривает Соглашение (приложение № 2), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

При таких обстоятельствах при реализации данного пункта Порядка согласования может возникнуть ситуация, когда у Участника и у Министерства будут разные тексты Соглашения.

Таким образом, при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" выше изложенные обстоятельства могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Саратовской области поддержал доводы, изложенные в представлении о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011) и пояснил, что на момент проведения проверки в тексте представленной Министерством заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствовал пункт 3.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на заседании Комиссии пояснила, что при копировании Приказа от 02.03.2011 № 47 произошла техническая ошибка, в результате которой в изготовленной копии документа отсутствовал пункт 3 Порядка согласования.

В ходе рассмотрения дела Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представило письменные пояснения (исх. № 5033 от 20.05.2011) из которых следует, что основанием для отказа в заключении Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1 Порядка согласования (копия Устава (Положения), копия лицензии для кредитных организаций (банков), копия лицензии для иных юридических лиц (за исключением организаций, деятельность которых не подлежит лицензированию), копия доверенности для кредитных организаций (банков), действующих на основании доверенности, информационное письмо о деятельности организации (резюме), а также истечение срока действия лицензии (пункт 3 раздела I Порядка согласования).

Также Министерство указывает (исх. № 5033 от 20.05.2011), что в тексте Порядка согласования пункт 3 присутствует, и что в случае возникновения разногласий при рассмотрении Соглашения сторонами составляется и подписывается акт разногласий.

Кроме того, из письменных пояснений (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что Перечень кредитных организаций, обратившихся в Министерство за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования": ОАО "Сбербанк России" и Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк". С данными кредитными организациями согласованы и заключены соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования". Кредитных организаций, которым было отказано в согласовании и заключении указанного выше соглашения о сотрудничестве не имеется.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товара.

Установлено, что в представленной при проведении проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в Прокуратуру Саратовской области заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствуют основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3. Каждый лист указанного документа заверен подписью сотрудника отдела правовой работы Министерства.

Таким образом, в представленной Министерством копии Приказа от 02.03.2011 № 47 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области имеются признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в части ограничения, устранения конкуренции при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования".

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела Министерство сообщило (исх. № 5033 от 20.05.2011), что текст Приказа от 02.03.2011 № 47 опубликован в "Саратовской областной газете" № 33(2727) от 05.03.2011. В материалы дела представлена копия приказа от 02.03.2011 № 47, текст которого содержит пункт 3 следующего содержания:

"Основанием для отказа в заключение Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1; истечение срока действия лицензии".

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что текст Приказа от 02.03.2011 № 47, содержащий основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3, размещен в правовой системе "КонсультантПлюс".

Таким образом установлено, что Порядок согласования содержит основания для отказа Участнику в заключении Соглашения.

Согласно п. 4 Порядка согласования, участник рассматривает Соглашение (приложение № 2 к Приказу от 02.03.2011 № 47), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

Из пояснений Министерства (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" обратились следующие кредитные организации:

- ОАО "Сбербанк России";

- Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк".

С данными кредитными организациями Министерством были согласованы и заключены указанные выше соглашения о сотрудничестве. Кредитные организации, которым было отказано в согласовании и заключении соглашений о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования", отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства пояснила, и Комиссией установлено, что соглашения с ОАО "Сбербанк России" и Саратовским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк", заключены Министерством в том виде, в котором они являются приложением к Приказу от 02.03.2011 № 47. Таким образом установлено, что тексты Соглашения Участников и у Министерства одинаковые.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо от отклонении протокола разногласий.

Из приведенных норм права следует, что протокол разногласий допускается на стадии согласования проекта договора. На момент подписания договора все разногласия должны быть полностью согласованы, так как в силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в по принятию Приказа от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствует.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

{C}1.   {C}Рассмотрение дела № 4-11/03 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <>

 

                                                                                                                     

<>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 6981 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № 4-11/03 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6981 [type] => solution [language] => ru [created] => 1307360136 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                                               г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "06" июня 2011 года.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

1. <>

 

– руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <>

– и.о. начальника отдела, член Комиссии;

3. <>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

рассмотрев дело № 4-11/03 по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление Прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011).

Из представления следует, что Прокуратурой Саратовской области с привлечением специалистов Саратовского УФАС России проведена проверка на соответствие действующему законодательству и антикоррупционная экспертиза приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее также - Министерство) от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также - Приказ).

В результате проведенной проверки выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

{C}1.         {C}Раздел I Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02.03.2011 № 47 "Порядок согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также – Порядок согласования) содержит пункт 2 следующего содержания: "Не позднее 10 дней после поступления заявки на заключение Соглашения Министерство направляет Участнику решение о заключении Соглашения, либо о мотивированном отказе в заключении Соглашения".

Вместе с тем, текст Порядка согласования не содержит оснований для отказа Участнику в заключении Соглашения.

{C}2.     {C}Пункт 3 в представленном тексте Порядка согласования отсутствует.

{C}3.         {C}Согласно п. 4 Порядка согласования, Участник рассматривает Соглашение (приложение № 2), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

При таких обстоятельствах при реализации данного пункта Порядка согласования может возникнуть ситуация, когда у Участника и у Министерства будут разные тексты Соглашения.

Таким образом, при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" выше изложенные обстоятельства могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Саратовской области поддержал доводы, изложенные в представлении о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011) и пояснил, что на момент проведения проверки в тексте представленной Министерством заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствовал пункт 3.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на заседании Комиссии пояснила, что при копировании Приказа от 02.03.2011 № 47 произошла техническая ошибка, в результате которой в изготовленной копии документа отсутствовал пункт 3 Порядка согласования.

В ходе рассмотрения дела Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представило письменные пояснения (исх. № 5033 от 20.05.2011) из которых следует, что основанием для отказа в заключении Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1 Порядка согласования (копия Устава (Положения), копия лицензии для кредитных организаций (банков), копия лицензии для иных юридических лиц (за исключением организаций, деятельность которых не подлежит лицензированию), копия доверенности для кредитных организаций (банков), действующих на основании доверенности, информационное письмо о деятельности организации (резюме), а также истечение срока действия лицензии (пункт 3 раздела I Порядка согласования).

Также Министерство указывает (исх. № 5033 от 20.05.2011), что в тексте Порядка согласования пункт 3 присутствует, и что в случае возникновения разногласий при рассмотрении Соглашения сторонами составляется и подписывается акт разногласий.

Кроме того, из письменных пояснений (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что Перечень кредитных организаций, обратившихся в Министерство за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования": ОАО "Сбербанк России" и Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк". С данными кредитными организациями согласованы и заключены соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования". Кредитных организаций, которым было отказано в согласовании и заключении указанного выше соглашения о сотрудничестве не имеется.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товара.

Установлено, что в представленной при проведении проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в Прокуратуру Саратовской области заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствуют основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3. Каждый лист указанного документа заверен подписью сотрудника отдела правовой работы Министерства.

Таким образом, в представленной Министерством копии Приказа от 02.03.2011 № 47 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области имеются признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в части ограничения, устранения конкуренции при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования".

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела Министерство сообщило (исх. № 5033 от 20.05.2011), что текст Приказа от 02.03.2011 № 47 опубликован в "Саратовской областной газете" № 33(2727) от 05.03.2011. В материалы дела представлена копия приказа от 02.03.2011 № 47, текст которого содержит пункт 3 следующего содержания:

"Основанием для отказа в заключение Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1; истечение срока действия лицензии".

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что текст Приказа от 02.03.2011 № 47, содержащий основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3, размещен в правовой системе "КонсультантПлюс".

Таким образом установлено, что Порядок согласования содержит основания для отказа Участнику в заключении Соглашения.

Согласно п. 4 Порядка согласования, участник рассматривает Соглашение (приложение № 2 к Приказу от 02.03.2011 № 47), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

Из пояснений Министерства (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" обратились следующие кредитные организации:

- ОАО "Сбербанк России";

- Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк".

С данными кредитными организациями Министерством были согласованы и заключены указанные выше соглашения о сотрудничестве. Кредитные организации, которым было отказано в согласовании и заключении соглашений о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования", отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства пояснила, и Комиссией установлено, что соглашения с ОАО "Сбербанк России" и Саратовским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк", заключены Министерством в том виде, в котором они являются приложением к Приказу от 02.03.2011 № 47. Таким образом установлено, что тексты Соглашения Участников и у Министерства одинаковые.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо от отклонении протокола разногласий.

Из приведенных норм права следует, что протокол разногласий допускается на стадии согласования проекта договора. На момент подписания договора все разногласия должны быть полностью согласованы, так как в силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в по принятию Приказа от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствует.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

{C}1.   {C}Рассмотрение дела № 4-11/03 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <>

 

                                                                                                                     

<>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                                               г. Саратов

 

Резолютивная часть решения оглашена "25" мая 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено "06" июня 2011 года.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:


1. <>

 

– руководитель управления, Председатель Комиссии;

2. <>

– и.о. начальника отдела, член Комиссии;

3. <>

– старший государственный инспектор, член Комиссии,

рассмотрев дело № 4-11/03 по признакам нарушения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Саратовское УФАС России поступило представление Прокуратуры Саратовской области о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011).

Из представления следует, что Прокуратурой Саратовской области с привлечением специалистов Саратовского УФАС России проведена проверка на соответствие действующему законодательству и антикоррупционная экспертиза приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее также - Министерство) от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также - Приказ).

В результате проведенной проверки выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

{C}

1.         {C}

Раздел I Приложения к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02.03.2011 № 47 "Порядок согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" (далее также – Порядок согласования) содержит пункт 2 следующего содержания: "Не позднее 10 дней после поступления заявки на заключение Соглашения Министерство направляет Участнику решение о заключении Соглашения, либо о мотивированном отказе в заключении Соглашения".

Вместе с тем, текст Порядка согласования не содержит оснований для отказа Участнику в заключении Соглашения.

{C}

2.     {C}

Пункт 3 в представленном тексте Порядка согласования отсутствует.

{C}

3.         {C}

Согласно п. 4 Порядка согласования, Участник рассматривает Соглашение (приложение № 2), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

При таких обстоятельствах при реализации данного пункта Порядка согласования может возникнуть ситуация, когда у Участника и у Министерства будут разные тексты Соглашения.

Таким образом, при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" выше изложенные обстоятельства могут привести к ограничению, устранению конкуренции.

На заседании Комиссии представитель Прокуратуры Саратовской области поддержал доводы, изложенные в представлении о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 7/1-08-2011 от 22.04.2011) и пояснил, что на момент проведения проверки в тексте представленной Министерством заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствовал пункт 3.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на заседании Комиссии пояснила, что при копировании Приказа от 02.03.2011 № 47 произошла техническая ошибка, в результате которой в изготовленной копии документа отсутствовал пункт 3 Порядка согласования.

В ходе рассмотрения дела Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представило письменные пояснения (исх. № 5033 от 20.05.2011) из которых следует, что основанием для отказа в заключении Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1 Порядка согласования (копия Устава (Положения), копия лицензии для кредитных организаций (банков), копия лицензии для иных юридических лиц (за исключением организаций, деятельность которых не подлежит лицензированию), копия доверенности для кредитных организаций (банков), действующих на основании доверенности, информационное письмо о деятельности организации (резюме), а также истечение срока действия лицензии (пункт 3 раздела I Порядка согласования).

Также Министерство указывает (исх. № 5033 от 20.05.2011), что в тексте Порядка согласования пункт 3 присутствует, и что в случае возникновения разногласий при рассмотрении Соглашения сторонами составляется и подписывается акт разногласий.

Кроме того, из письменных пояснений (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что Перечень кредитных организаций, обратившихся в Министерство за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования": ОАО "Сбербанк России" и Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк". С данными кредитными организациями согласованы и заключены соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования". Кредитных организаций, которым было отказано в согласовании и заключении указанного выше соглашения о сотрудничестве не имеется.

 

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товара.

Установлено, что в представленной при проведении проверки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в Прокуратуру Саратовской области заверенной копии Приказа от 02.03.2011 № 47 в Порядке согласования отсутствуют основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3. Каждый лист указанного документа заверен подписью сотрудника отдела правовой работы Министерства.

Таким образом, в представленной Министерством копии Приказа от 02.03.2011 № 47 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области имеются признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в части ограничения, устранения конкуренции при реализации подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования".

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела Министерство сообщило (исх. № 5033 от 20.05.2011), что текст Приказа от 02.03.2011 № 47 опубликован в "Саратовской областной газете" № 33(2727) от 05.03.2011. В материалы дела представлена копия приказа от 02.03.2011 № 47, текст которого содержит пункт 3 следующего содержания:

"Основанием для отказа в заключение Соглашения между Участником и Министерством является непредставление документов, указанных в п. 1; истечение срока действия лицензии".

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что текст Приказа от 02.03.2011 № 47, содержащий основания для отказа Участнику в заключении Соглашения, а также пункт 3, размещен в правовой системе "КонсультантПлюс".

Таким образом установлено, что Порядок согласования содержит основания для отказа Участнику в заключении Соглашения.

Согласно п. 4 Порядка согласования, участник рассматривает Соглашение (приложение № 2 к Приказу от 02.03.2011 № 47), при отсутствии разногласий подписывает его, скрепляет печатью и направляет в адрес Министерства. При наличии разногласий Участник и Министерство подписывают протокол разногласий.

Из пояснений Министерства (исх. № 5033 от 20.05.2011) следует, что за согласованием и заключением соглашения о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" обратились следующие кредитные организации:

- ОАО "Сбербанк России";

- Саратовский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк".

С данными кредитными организациями Министерством были согласованы и заключены указанные выше соглашения о сотрудничестве. Кредитные организации, которым было отказано в согласовании и заключении соглашений о сотрудничестве по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования", отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства пояснила, и Комиссией установлено, что соглашения с ОАО "Сбербанк России" и Саратовским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк", заключены Министерством в том виде, в котором они являются приложением к Приказу от 02.03.2011 № 47. Таким образом установлено, что тексты Соглашения Участников и у Министерства одинаковые.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо от отклонении протокола разногласий.

Из приведенных норм права следует, что протокол разногласий допускается на стадии согласования проекта договора. На момент подписания договора все разногласия должны быть полностью согласованы, так как в силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о том, что в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в по принятию Приказа от 02.03.2011 № 47 "Об утверждении порядка согласования и заключения соглашения о сотрудничестве между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и кредитными организациями (банками), их региональными филиалами (отделениями), иными юридическими лицами, органами местного самоуправления по основным мероприятиям подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" отсутствует.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

{C}

1.   {C}

Рассмотрение дела № 4-11/03 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                             <>

 

                                                                                                                     

<>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № 4-11/03 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № 4-11/03 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-06 15:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-06-06 15:35:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )