Решение и предписание по делу № 13-80/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"

Номер дела: 13-80/тр
Дата публикации: 29 марта 2011, 04:00

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области

 

 

410012,  г. Саратов, ул.  Вольская, 81

 

Тел.:  (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14    

E-mail: to64@fas.gov.ru

 РЕШЕНИЕ № 13-80/тр

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года                         

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года                                                  г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 13-80/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

{C}{C}{C}1.         {C}{C}{C}В результате рассмотрения заявления СНТ "Родничок", с жалобой на действия государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс"), выразившиеся в предоставлении СНТ "Родничок" услуг по водоснабжению по завышенным тарифам, установлено следующее:

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Согласно п. 10 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Согласно п. 3 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.

Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 205 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Родничок" (далее – Договор № 205) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Родничок" (водоснабжение СНТ "Родничок") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Родничок" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Родничок" за оказание услуги водоснабжение на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 –  2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".

06.12.2010 Саратовским УФАС России был издан приказ № 286 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

06.12.2010 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 13-80/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 18.01.2011.

2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал.

Согласно письменным пояснениям представителя ГУП СО "Облводоресурс" (вх. № 8494 от 30.12.10) СНТ "Родничок" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Родничок".

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Родничок" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.

Тариф на предоставляемые СНТ "Родничок" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.

По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции".

4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Родничок" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как следует из материалов дела, между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.

В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.

Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.03.2011 № 1963

на СНТ "Родничок"  распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.

Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Родничок" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.

Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Родничок», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.

Следовательно, с СНТ "Родничок" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.

Вышеизложенные доводы подтверждаются вступившим в законную силу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011. по делу № А-57-13944/2010.

Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Родничок".

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела рапортов о показаниях приборов учета воды: б/н от 01.06.2010 (4572 м. куб.), б/н от 01.07.2010 (8034 м. куб.), б/н от 01.08.2010 (9826 м. куб.), б/н от 01.09.2010 (8950 м. куб.), б/н от 16.09.2010 (2251 м. куб.) следует, что фактическое водопотребление СНТ "Родничок" по договору № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 33633 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205  водоснабжения должна была составить 106616 рублей 61 копейка (без НДС).

Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", фактическая оплата СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 156 577 рублей 17 копеек. Кроме того, на 01.01.2010 задолженность ГУП СО "Облводоресурс" перед СНТ "Родничок составляла 3222 рубля 4 копейки. Итого 159799 рублей 21 копейка (с НДС). При выделении НДС (159799,21/ 1,18) получается  135423 рубля 5 копеек.

С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (135423,5 – 106616,61) 28806 рублей 89 копеек.

С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.

Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как  исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона),  нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость  действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Родничок" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия          

Р Е Ш И Л А  :

 

{C}{C}{C}1.         {C}{C}{C}Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

{C}{C}{C}2.         {C}{C}{C}Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня  его принятия  в арбитражный суд.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  13-80/тр

 

29 марта 2011 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 13-80/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

{C}{C}{C}1.   {C}{C}{C}Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

{C}{C}{C}2.         {C}{C}{C}Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:

Получатель:

ИНН 6450014580, КПП 645501001,

УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),

КБК  161 1 16 02010 01 0000 140,

Код ОКАТО  634 01 000 000

Банк получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,

БИК 046311001,

Расчетный счет 40101810300000010010.

Назначение платежа:

за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 13-80/тр от 29.03.2011 г.

{C}{C}{C}3.         {C}{C}{C}О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6966 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу № 13-80/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6966 [type] => solution [language] => ru [created] => 1301342400 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области

 

 

410012,  г. Саратов, ул.  Вольская, 81

 

Тел.:  (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14    

E-mail: to64@fas.gov.ru

 РЕШЕНИЕ № 13-80/тр

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года                         

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года                                                  г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 13-80/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

{C}{C}{C}1.         {C}{C}{C}В результате рассмотрения заявления СНТ "Родничок", с жалобой на действия государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс"), выразившиеся в предоставлении СНТ "Родничок" услуг по водоснабжению по завышенным тарифам, установлено следующее:

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Согласно п. 10 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Согласно п. 3 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.

Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 205 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Родничок" (далее – Договор № 205) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Родничок" (водоснабжение СНТ "Родничок") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Родничок" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Родничок" за оказание услуги водоснабжение на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 –  2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".

06.12.2010 Саратовским УФАС России был издан приказ № 286 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

06.12.2010 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 13-80/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 18.01.2011.

2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал.

Согласно письменным пояснениям представителя ГУП СО "Облводоресурс" (вх. № 8494 от 30.12.10) СНТ "Родничок" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Родничок".

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Родничок" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.

Тариф на предоставляемые СНТ "Родничок" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.

По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции".

4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Родничок" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как следует из материалов дела, между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.

В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.

Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.03.2011 № 1963

на СНТ "Родничок"  распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.

Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Родничок" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.

Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Родничок», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.

Следовательно, с СНТ "Родничок" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.

Вышеизложенные доводы подтверждаются вступившим в законную силу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011. по делу № А-57-13944/2010.

Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Родничок".

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела рапортов о показаниях приборов учета воды: б/н от 01.06.2010 (4572 м. куб.), б/н от 01.07.2010 (8034 м. куб.), б/н от 01.08.2010 (9826 м. куб.), б/н от 01.09.2010 (8950 м. куб.), б/н от 16.09.2010 (2251 м. куб.) следует, что фактическое водопотребление СНТ "Родничок" по договору № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 33633 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205  водоснабжения должна была составить 106616 рублей 61 копейка (без НДС).

Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", фактическая оплата СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 156 577 рублей 17 копеек. Кроме того, на 01.01.2010 задолженность ГУП СО "Облводоресурс" перед СНТ "Родничок составляла 3222 рубля 4 копейки. Итого 159799 рублей 21 копейка (с НДС). При выделении НДС (159799,21/ 1,18) получается  135423 рубля 5 копеек.

С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (135423,5 – 106616,61) 28806 рублей 89 копеек.

С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.

Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как  исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона),  нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость  действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Родничок" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия          

Р Е Ш И Л А  :

 

{C}{C}{C}1.         {C}{C}{C}Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

{C}{C}{C}2.         {C}{C}{C}Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня  его принятия  в арбитражный суд.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  13-80/тр

 

29 марта 2011 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 13-80/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

{C}{C}{C}1.   {C}{C}{C}Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

{C}{C}{C}2.         {C}{C}{C}Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:

Получатель:

ИНН 6450014580, КПП 645501001,

УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),

КБК  161 1 16 02010 01 0000 140,

Код ОКАТО  634 01 000 000

Банк получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,

БИК 046311001,

Расчетный счет 40101810300000010010.

Назначение платежа:

за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 13-80/тр от 29.03.2011 г.

{C}{C}{C}3.         {C}{C}{C}О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Саратовской области


 

 


410012,  г. Саратов, ул.  Вольская, 81

 

Тел.:  (845-2) 27-96-42

Факс: (845-2) 27-93-14    

E-mail: to64@fas.gov.ru

 РЕШЕНИЕ № 13-80/тр

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года                         

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года                                                  г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 13-80/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

{C}{C}{C}

1.         {C}{C}{C}

В результате рассмотрения заявления СНТ "Родничок", с жалобой на действия государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс"), выразившиеся в предоставлении СНТ "Родничок" услуг по водоснабжению по завышенным тарифам, установлено следующее:

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Согласно п. 10 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Согласно п. 3 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.

Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 205 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Родничок" (далее – Договор № 205) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Родничок" (водоснабжение СНТ "Родничок") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Родничок" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Родничок" за оказание услуги водоснабжение на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 –  2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".

06.12.2010 Саратовским УФАС России был издан приказ № 286 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

06.12.2010 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 13-80/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 18.01.2011.

2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал.

Согласно письменным пояснениям представителя ГУП СО "Облводоресурс" (вх. № 8494 от 30.12.10) СНТ "Родничок" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Родничок".

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Родничок" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.

Тариф на предоставляемые СНТ "Родничок" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.

По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  "О защите конкуренции".

4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Родничок" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Как следует из материалов дела, между СНТ "Родничок" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).

В соответствии с п. 4.3 Договора № 205 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.

В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.

Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.03.2011 № 1963

на СНТ "Родничок"  распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.

Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Родничок" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.

Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Родничок», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.

Следовательно, с СНТ "Родничок" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.

Вышеизложенные доводы подтверждаются вступившим в законную силу постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011. по делу № А-57-13944/2010.

Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Родничок".

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела рапортов о показаниях приборов учета воды: б/н от 01.06.2010 (4572 м. куб.), б/н от 01.07.2010 (8034 м. куб.), б/н от 01.08.2010 (9826 м. куб.), б/н от 01.09.2010 (8950 м. куб.), б/н от 16.09.2010 (2251 м. куб.) следует, что фактическое водопотребление СНТ "Родничок" по договору № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 33633 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205  водоснабжения должна была составить 106616 рублей 61 копейка (без НДС).

Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", фактическая оплата СНТ "Родничок" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 205 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 156 577 рублей 17 копеек. Кроме того, на 01.01.2010 задолженность ГУП СО "Облводоресурс" перед СНТ "Родничок составляла 3222 рубля 4 копейки. Итого 159799 рублей 21 копейка (с НДС). При выделении НДС (159799,21/ 1,18) получается  135423 рубля 5 копеек.

С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (135423,5 – 106616,61) 28806 рублей 89 копеек.

С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.

Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как  исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона),  нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость  действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006    135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Родничок" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Родничок".

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия          

Р Е Ш И Л А  :

 

{C}{C}{C}

1.         {C}{C}{C}

Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

{C}{C}{C}

2.         {C}{C}{C}

Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня  его принятия  в арбитражный суд.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  13-80/тр

 

29 марта 2011 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 13-80/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

{C}{C}{C}

1.   {C}{C}{C}

Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 28806 рублей 89  копеек (двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей восемьдесят девять копеек).

{C}{C}{C}

2.         {C}{C}{C}

Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:

Получатель:

ИНН 6450014580, КПП 645501001,

УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),

КБК  161 1 16 02010 01 0000 140,

Код ОКАТО  634 01 000 000

Банк получателя:

ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,

БИК 046311001,

Расчетный счет 40101810300000010010.

Назначение платежа:

за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 13-80/тр от 29.03.2011 г.

{C}{C}{C}

3.         {C}{C}{C}

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        

 

 

Члены Комиссии                                                                                    

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 13-80/тр [format] => [safe_value] => 13-80/тр ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу № 13-80/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу № 13-80/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Сфера услуг [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-29 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-29 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )