ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Саратовской области
410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81 | Тел.: (845-2) 27-96-42 Факс: (845-2) 27-93-14 E-mail: to64@fas.gov.ru |
РЕШЕНИЕ № 2/тр
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
{C}{C}1. {C}{C}При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 13-80/тр, возбужденного в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс") по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006, установлено следующее:
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.
Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно п. 10 положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Согласно п. 3 распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.
Согласно информации, представленной ГУП СО "Облводоресурс" письмом (вх. № 8494 от 30.12.2010) между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" заключен договор водоснабжения. В рамках указанного договора ГУП СО "Облводоресурс" с СНТ "Березка" взимается плата за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Березка" за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 – 2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".
20.01.2011 Саратовским УФАС России был издан приказ № 6 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
20.01.2011 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 2/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 16.02.2011.
2. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 15.03.2011 представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал. Вместе с тем пояснил, что СНТ "Березка" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Березка".
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Березка" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 203 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Березка" (далее – Договор № 203) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Березка" (водоснабжение СНТ "Березка") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Березка" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
Тариф на предоставляемые СНТ "Березка" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.
По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения ответчика по делу, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Березка" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.
В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.
Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.02.2011 № 1032 на СНТ "Березка" распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Березка" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.
Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Березка», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.
Следовательно, с СНТ "Березка" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.
Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Березка".
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела счетов-фактур: № 02439-КР от 31.05.2010 (1145 м. куб.); № 02648-КР от 30.06.2010 (4893 м. куб.); № 03281-КР от 31.07.2010 (6892 м. куб.); № 03745-КР от 31.08.2010 (9842 м. куб.), № 04236-КР от 30.09.2010 (2793 м. куб.), следует, что фактическое водопотребление СНТ "Березка" по договору № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 25565 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 должна была составить 81041 рубль 5 копеек (без НДС).
Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", на 01.01.2010 задолженность СНТ "Березка перед ГУП СО "Облводоресурс" составляла 13338 рублей 33 копейки и была погашена СНТ "Березка" 22.03.2010. Фактическая оплата СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 132685 рублей 58 копеек (с НДС). При выделении НДС (132685,58/ 1,18) получается 112445 рублей 40 копеек.
С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (112445,4 – 81041,05) 31404 рубля 35 копеек.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Березка".
В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.
Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона), нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Березка" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Березка".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
{C}{C}1. {C}{C}Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
{C}{C}2. {C}{C}Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 2/тр
29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 2/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
{C}{C}1. {C}{C}Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
{C}{C}2. {C}{C}Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН 6450014580, КПП 645501001,
УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140,
Код ОКАТО 634 01 000 000
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,
БИК 046311001,
Расчетный счет 40101810300000010010.
Назначение платежа:
за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 2/тр от 29.03.2011 г.
{C}{C}3. {C}{C}О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
stdClass Object
(
[vid] => 6964
[uid] => 1
[title] => Решение и предписание по делу № 2/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6964
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1301402885
[changed] => 1368704211
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368704211
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Саратовской области
410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81 | Тел.: (845-2) 27-96-42 Факс: (845-2) 27-93-14 E-mail: to64@fas.gov.ru |
РЕШЕНИЕ № 2/тр
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
{C}{C}1. {C}{C}При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 13-80/тр, возбужденного в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс") по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006, установлено следующее:
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.
Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно п. 10 положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Согласно п. 3 распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.
Согласно информации, представленной ГУП СО "Облводоресурс" письмом (вх. № 8494 от 30.12.2010) между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" заключен договор водоснабжения. В рамках указанного договора ГУП СО "Облводоресурс" с СНТ "Березка" взимается плата за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Березка" за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 – 2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".
20.01.2011 Саратовским УФАС России был издан приказ № 6 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
20.01.2011 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 2/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 16.02.2011.
2. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 15.03.2011 представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал. Вместе с тем пояснил, что СНТ "Березка" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Березка".
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Березка" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 203 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Березка" (далее – Договор № 203) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Березка" (водоснабжение СНТ "Березка") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Березка" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
Тариф на предоставляемые СНТ "Березка" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.
По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения ответчика по делу, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Березка" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.
В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.
Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.02.2011 № 1032 на СНТ "Березка" распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Березка" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.
Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Березка», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.
Следовательно, с СНТ "Березка" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.
Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Березка".
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела счетов-фактур: № 02439-КР от 31.05.2010 (1145 м. куб.); № 02648-КР от 30.06.2010 (4893 м. куб.); № 03281-КР от 31.07.2010 (6892 м. куб.); № 03745-КР от 31.08.2010 (9842 м. куб.), № 04236-КР от 30.09.2010 (2793 м. куб.), следует, что фактическое водопотребление СНТ "Березка" по договору № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 25565 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 должна была составить 81041 рубль 5 копеек (без НДС).
Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", на 01.01.2010 задолженность СНТ "Березка перед ГУП СО "Облводоресурс" составляла 13338 рублей 33 копейки и была погашена СНТ "Березка" 22.03.2010. Фактическая оплата СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 132685 рублей 58 копеек (с НДС). При выделении НДС (132685,58/ 1,18) получается 112445 рублей 40 копеек.
С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (112445,4 – 81041,05) 31404 рубля 35 копеек.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Березка".
В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.
Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона), нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Березка" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Березка".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
{C}{C}1. {C}{C}Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
{C}{C}2. {C}{C}Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 2/тр
29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 2/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
{C}{C}1. {C}{C}Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
{C}{C}2. {C}{C}Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН 6450014580, КПП 645501001,
УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140,
Код ОКАТО 634 01 000 000
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,
БИК 046311001,
Расчетный счет 40101810300000010010.
Назначение платежа:
за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 2/тр от 29.03.2011 г.
{C}{C}3. {C}{C}О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Саратовской области
410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81
|
Тел.: (845-2) 27-96-42
Факс: (845-2) 27-93-14
E-mail: to64@fas.gov.ru
|
РЕШЕНИЕ № 2/тр
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (далее – ГУП СО "Облводоресурс") ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
{C}{C}
1. {C}{C}
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 13-80/тр, возбужденного в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс" (далее – ГУП СО "Облводоресурс") по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006, установлено следующее:
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее – Закон № 210-ФЗ) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
ГУП СО "Облводоресурс" оказывает услуги по водоснабжению на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района.
Согласно п. 17 ст. 2 Закона № 210-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе, относятся тарифы на холодную воду.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно п. 10 положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 № 168-П Министерство в соответствии с возложенными на него функциями устанавливает тарифы на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) Саратовской области, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Согласно п. 3 распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р с 1 января 2010 года ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжение с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м. без НДС.
Согласно информации, представленной ГУП СО "Облводоресурс" письмом (вх. № 8494 от 30.12.2010) между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" заключен договор водоснабжения. В рамках указанного договора ГУП СО "Облводоресурс" с СНТ "Березка" взимается плата за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В данном случае установление платы ГУП СО "Облводоресурс" СНТ "Березка" за оказание услуги водоснабжения на территории с. Мордово Красноармейского муниципального района в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС приводит к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В результате предварительного анализа состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области за 2009 – 2010 гг. имеются признаки наличия доминирующего положения ГУП СО "Облводоресурс".
20.01.2011 Саратовским УФАС России был издан приказ № 6 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс", по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
20.01.2011 Саратовским УФАС России было вынесено определение о назначении дела № 2/тр о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Рассмотрение дела было назначено на 16.02.2011.
2. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 15.03.2011 представитель ГУП СО "Облводоресурс" факт нарушения не признал. Вместе с тем пояснил, что СНТ "Березка" расположено за пределами территории населенного пункта с. Мордово. В связи с чем, действие распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 № 461-р не распространяется на предоставляемые услуги водоснабжения для СНТ "Березка".
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В связи с изложенным, деятельность ГУП СО "Облводоресурс" по предоставлению промышленной воды СНТ "Березка" для осуществления полива огородов и приусадебных участков является коммерческой деятельностью, которая регулируется заключенным между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" договором возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1.1 договора от 01.05.2010 № 203 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) заключенного между ГУП СО "Облводоресурс" и СНТ "Березка" (далее – Договор № 203) ГУП СО "Облводоресурс" обязуется обеспечить отпуск воды СНТ "Березка" (водоснабжение СНТ "Березка") через присоединенную водопроводную сеть, а СНТ "Березка" принять воду и оплатить стоимость услуг водоснабжения в объёме, в сроки и на условия, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
Тариф на предоставляемые СНТ "Березка" услуги на полив неочищенной водой ГУП СО "Облводоресурс" в 2010 г., был рассчитан исходя из фактических расходов за 2009 г. и прогноза роста тарифов на электрическую энергию на 2010 г., затрат включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, нормативов потребления, плановых и отчетных технико-экономических показателей.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс" считает, что не нарушает установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования и в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
3. С целью установления факта нарушения ГУП СО "Облводоресурс" антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг.
По результатам указанного анализа было установлено, что ГУП СО "Облводоресурс" занимает доминирующее положение (доля 100%) на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг. и на него распространяются запреты, установленные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения ответчика по делу, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ГУП СО "Облводоресурс", выразившихся в применении к СНТ "Березка" тарифа на водоснабжение в размере 11,88 руб./куб.м. с учетом НДС, нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, между СНТ "Березка" и ГУП СО "Облводоресурс" был заключен договор № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения).
В соответствии с п. 4.3 Договора № 203 расчетной единицей является договорная (отпускная) цена одного кубического метра неочищенной воды, которая составляет 11 рублей 88 копеек с учетом НДС.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации окончательное решение об установлении тарифов принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Названная норма не относит указанную категорию потребителей к сельским потребителям. В ней говорится о праве органов исполнительной власти устанавливать льготный тариф на воду для садоводческих объединений.
В Саратовской области уполномоченным органом по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 2, 9, 10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года № 168-П) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, с 01.01.2010 для ГУП СО "Облводоресурс" установлен тариф на услугу водоснабжения с. Мордово Красноармейского муниципального района 3,17 руб./куб.м без НДС.
Как следует из разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, изложенных в письме от 10.02.2011 № 1032 на СНТ "Березка" распространяется тариф установленный распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, так как товарищество является потребителем услуги, предоставляемой ГУП СО "Облводоресурс" с использованием имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расходы на эксплуатацию которого были учтены в указанном тарифе.
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отмечает, что услугу водоснабжения неочищенной водой ГУП СО "Облводоресрс" имеет возможность предоставлять СНТ "Березка" только с использованием единственного имущественного комплекса систем коммунальной инфраструктуры, расположенного непосредственно в Мордовинском муниципальном образовании.
Материалами дела подтверждено, что юридическим адресом СНТ «Березка», является: Саратовская область, Красноармейский район, с. Мордово.
Следовательно, с СНТ "Березка" подлежит взиманию плата за услуги водоснабжения, установленная распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р.
Нарушение со стороны ГУП СО "Облводоресурс" в рассматриваемой ситуации выразилось в том, что ГУП СО "Облводоресурс" применяло тарифы не подлежащие применению к СНТ "Березка".
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий (недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц) предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела счетов-фактур: № 02439-КР от 31.05.2010 (1145 м. куб.); № 02648-КР от 30.06.2010 (4893 м. куб.); № 03281-КР от 31.07.2010 (6892 м. куб.); № 03745-КР от 31.08.2010 (9842 м. куб.), № 04236-КР от 30.09.2010 (2793 м. куб.), следует, что фактическое водопотребление СНТ "Березка" по договору № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) в 2010 г. составило 25565 м. куб. При применении тарифа на водоснабжение, установленного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р, в размере 3 рубля 17 копеек (без НДС), плата за водопотребление подлежащая уплате СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 должна была составить 81041 рубль 5 копеек (без НДС).
Согласно имеющейся в материалах дела карточки счета 62.1.1, представленной ГУП СО "Облводоресурс", на 01.01.2010 задолженность СНТ "Березка перед ГУП СО "Облводоресурс" составляла 13338 рублей 33 копейки и была погашена СНТ "Березка" 22.03.2010. Фактическая оплата СНТ "Березка" ГУП СО "Облводоресурс" в рамках договора № 203 от 01.05.2010 на отпуск и потребление воды (водоснабжения) за 2010 год составила 132685 рублей 58 копеек (с НДС). При выделении НДС (132685,58/ 1,18) получается 112445 рублей 40 копеек.
С учетом изложенного, доход, полученный ГУП СО "Облводоресурс" вследствие нарушения антимонопольного законодательства составил (112445,4 – 81041,05) 31404 рубля 35 копеек.
С учетом изложенного, вышеуказанные действия ГУП СО "Облводоресурс" привели к ущемлению интересов СНТ "Березка".
В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закон от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
2) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);
3) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
4) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;
5) наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствий основания для прекращения рассмотрения данного дела.
Частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает условия допустимости действий (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий (ст.11 Закона) хозяйствующих субъектов, как исключение из общих правил квалификации действий хозяйствующих субъектов (ст.10 Закона), соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов (ст.11 Закона), нарушающих антимонопольное законодательство, допустимость действий указанных в п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не предусмотрена.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, ГУП СО "Облводоресурс", занимая доминирующее положение на рынке водоснабжения в административных границах Мордовинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области, за период 2009 – 2010 гг., нарушило установленный нормативным правовым актом (распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.11.2009 года № 461-р) порядок ценообразования применив к СНТ "Березка" тариф на водоснабжение в размере 11 рублей 88 копеек с учетом НДС, что привело к ущемлению интересов СНТ "Березка".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
Р Е Ш И Л А :
{C}{C}
1. {C}{C}
Признать государственное унитарное предприятие Саратовской области "Облводоресурс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
{C}{C}
2. {C}{C}
Выдать ГУП СО "Облводоресурс" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 2/тр
29 марта 2011 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29.03.2011 по делу № 2/тр о нарушении государственным унитарным предприятием Саратовской области "Облводоресурс" (410005 , г. Саратов, ул. Зарубина, 176) (ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
{C}{C}
1. {C}{C}
Государственному унитарному предприятию Саратовской области "Облводоресурс" в 30-дневный срок с момента получения настоящего предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 31404 рубля 35 копеек (тридцать одна тысяча четыреста четыре рубля тридцать пять копеек).
{C}{C}
2. {C}{C}
Сумма дохода, уплаченная за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется в доход федерального бюджета по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН 6450014580, КПП 645501001,
УФК по Саратовской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области),
КБК 161 1 16 02010 01 0000 140,
Код ОКАТО 634 01 000 000
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов,
БИК 046311001,
Расчетный счет 40101810300000010010.
Назначение платежа:
за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках по делу N 2/тр от 29.03.2011 г.
{C}{C}
3. {C}{C}
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2/тр
[format] =>
[safe_value] => 2/тр
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение и предписание по делу № 2/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение и предписание по делу № 2/тр в отношении государственного унитарного предприятия Саратовской области "Облводоресурс"
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.
Борьба с картелями
Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"
Журнал "Конкуренция и рынок"
Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 58
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 58
[vid] => 6
[name] => Сфера услуг
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-03-29 16:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-03-29 16:48:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321540208
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)