Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"

Номер дела: 5-13/тр
Дата публикации: 1 июня 2010, 19:02

РЕШЕНИЕ № 5-13/тр

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года                                     г. Саратов

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

 

 в присутствии:

      

1.   <…>

 

 

 

 

 2.  <…>

 

 

- представитель территориального органа Федеральной  службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010);

 

-    директор МП «Аптека № 116»,

 

рассмотрев   дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1.  24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010       от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П                от 17.11.2009).

В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.

1)   С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.   

Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в  ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия  в количестве 5 упаковок.    

Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10"  была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата           МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.

Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.

2)  МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.

По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения  МП "Аптека № 116".

 По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".

 

 2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация)  лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и  для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.

 Согласно пояснениям <…>, в указанном  письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа,  куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009,  "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009

 Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.

Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения  прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.      

Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района   (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ"  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.

Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о".

Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района")                      препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.      

3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312           от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на  реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.

Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.

Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области         (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области          № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.

Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

  4.  С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).

Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими

 

 

 

 

 

товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:                                                                

                                                                                                                          

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть)

Доля на рынке %

 

1

2

3

  1.  

ЗАО "Бонум"

8,76

  1.  

МП "Аптека № 116"

42,59

  1.  

ООО "Милосердие"

48,65

 

ИТОГО:

 100

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в  Таблице № 2:

  

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

45,34

46,32

47,44

48,55

47,02

  1.  

ООО "Милосердие"

54,66

53,68

52,56

51,45

52,98

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в  Таблице № 3:

    Таблица №3

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

50,52

47,35

57,81

56,85

53,39

  1.  

ООО "Милосердие"

49,48

52,65

42,19

43,15

46,61

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:

- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила         53,39 %, в том числе:  I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %,  III  квартал – 57,81 %,         IV квартал – 56,85 %;

 

В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5  Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.

 

5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009  максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.

МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.

Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".  

 

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39,                 частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ         "О защите конкуренции" Комиссия          

 

Р Е Ш И Л А  :

 

1.    Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.

                   3.  Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.       

                      

Председатель Комиссии                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  5-13/тр

 

01 июня 2010 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

3.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении  МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10  Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1.    МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.  

 

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.

 

 Председатель Комиссии                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

    

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6928 [uid] => 1 [title] => Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6928 [type] => solution [language] => ru [created] => 1275390166 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 5-13/тр

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года                                     г. Саратов

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

 

 в присутствии:

      

1.   <…>

 

 

 

 

 2.  <…>

 

 

- представитель территориального органа Федеральной  службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010);

 

-    директор МП «Аптека № 116»,

 

рассмотрев   дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1.  24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010       от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П                от 17.11.2009).

В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.

1)   С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.   

Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в  ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия  в количестве 5 упаковок.    

Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10"  была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата           МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.

Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.

2)  МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.

По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения  МП "Аптека № 116".

 По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".

 

 2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация)  лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и  для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.

 Согласно пояснениям <…>, в указанном  письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа,  куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009,  "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009

 Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.

Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения  прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.      

Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района   (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ"  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.

Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о".

Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района")                      препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.      

3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312           от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на  реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.

Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.

Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области         (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области          № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.

Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

  4.  С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).

Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими

 

 

 

 

 

товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:                                                                

                                                                                                                          

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть)

Доля на рынке %

 

1

2

3

  1.  

ЗАО "Бонум"

8,76

  1.  

МП "Аптека № 116"

42,59

  1.  

ООО "Милосердие"

48,65

 

ИТОГО:

 100

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в  Таблице № 2:

  

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

45,34

46,32

47,44

48,55

47,02

  1.  

ООО "Милосердие"

54,66

53,68

52,56

51,45

52,98

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в  Таблице № 3:

    Таблица №3

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

50,52

47,35

57,81

56,85

53,39

  1.  

ООО "Милосердие"

49,48

52,65

42,19

43,15

46,61

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:

- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила         53,39 %, в том числе:  I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %,  III  квартал – 57,81 %,         IV квартал – 56,85 %;

 

В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5  Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.

 

5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009  максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.

МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.

Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".  

 

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39,                 частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ         "О защите конкуренции" Комиссия          

 

Р Е Ш И Л А  :

 

1.    Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.

                   3.  Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.       

                      

Председатель Комиссии                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  5-13/тр

 

01 июня 2010 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

3.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении  МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10  Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1.    МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.  

 

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.

 

 Председатель Комиссии                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

    

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 5-13/тр

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2010 года                                     г. Саратов

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2010 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

2.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

 

 в присутствии:

      

1.   <…>

 

 

 

 

 2.  <…>

 

 

- представитель территориального органа Федеральной  службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (дов. № 64и-1051/10 от 11.05.2010);

 

-    директор МП «Аптека № 116»,

 

рассмотрев   дело № 5-13/тр по признакам нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") в отношении МП "Аптека № 116",

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1.  24 февраля 2010 года в адрес Саратовского УФАС России поступило представление прокуратуры Федоровского района Саратовской области (исх. № 7-2010       от 17.02.2010) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП "Аптека № 116", по факту завышения МП "Аптека № 116" размеров предельных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Саратовской области № 574-П                от 17.11.2009).

В результате рассмотрения указанного представления прокуратуры Федоровского района Саратовской области было установлено следующее.

1)   С 1 по 4 декабря 2009 года прокуратурой Федоровского района Саратовской области в отношении МП "Аптека № 116", расположенного в р.п. Мокроус, ул. Первомайская, д.12, была проведена проверка, в ходе которой было выявлено завышение со стороны МП "Аптека № 116" предельных размеров торговых надбавок, установленных постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009.   

Согласно товарной накладной № Р-930044 от 12.11.2009 МП "Аптека № 116" 12.11.2009 были приобретены лекарственные средства в  ЗАО "СИА Интернейшнл-Саратов", в том числе "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" - ООО Ниармедик плюс, Россия  в количестве 5 упаковок.    

Согласно протокола согласования цен к накладной № Р-930044 от 12.11.2009, цена изготовителя на лекарственный препарат " Кагоцел 0,012г. таб. Х10"  была установлена в размере 184 рубля 24 копейки. Сумма реализации данного лекарственного препарата           МП "Аптека № 116" была установлена в размере 248 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 34,6%.

Согласно товарной накладной № 136508 от 01.10.2009 МП "Аптека № 116" также было приобретено лекарственное средство "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" - ОАО Фармстандарт-Томскхимфарм, Россия в количестве 20 упаковок. Цена изготовителя на данный лекарственный препарат была установлена 93 рубля 50 копеек, сумма реализации данного лекарственного препарата МП "Аптека № 116" была установлена в размере 130 рублей за упаковку, в связи с чем торговая надбавка составила 39%.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009 установлены максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, в размере 10% для организаций оптовой торговли и в размере 25% для организаций розничной торговли.

2)  МП "Аптека № 116" приказом Саратовского УФАС России 15.04.2009 № 80 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по следующей позиции: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами, с долей на соответствующем товарном рынке более 35%.

По результатам предварительного анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год имеются признаки наличия доминирующего положения  МП "Аптека № 116".

 По вышеуказанному представлению Саратовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 5-13/тр по признакам нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении МП "Аптека № 116".

 

 2. На заседаниях Комиссии Саратовского УФАС России 20.04.2010 директор МП "Аптека № 116" Цетва В.А. пояснила, что отпуск (реализация)  лекарственных средств производитсяМП "Аптека №116"в том числе и  для ЛПУ на основании договора № 10 от 01.01.2008, заключенного между МП "Аптека № 116" и МУЗ "Мокроусская ЦРБ". На основании информационного письма Министерства здравоохранения Саратовской области № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ.

 Согласно пояснениям <…>, в указанном  письме Министерства здравоохранения Саратовской области не было прямых указаний о создании резерва лекарственных средств, для оказания экстренной помощи стационарным больным ЛПУ, но представитель ответчика посчитала нужным создать минимальный запас противовирусных препаратов, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа,  куда вошли препараты "Арбидол 0.05 № 10 табл.п/о", который был получен 01.10.2009,  "Кагоцел 0,012 табл. № 10", который был получен 12.11.2009, а также "Арбидол 0,1 № 10 табл.п/о", который был получен 23.11.2009

 Также <…> пояснила Комиссии, что на момент проведения проверки прокуратурой Федоровского района, с 1 по 4 декабря 2009, вышеуказанные препараты, находясь в так называемом резерве, не реализовывались МП "Аптека № 116", т.к. в указанный период от МУЗ "Мокроусская ЦРБ" не поступало заявок на обеспечение лекарственными средствами.

Переоценка вышеуказанных препаратов со стороны МП "Аптека № 116" не была произведена вовремя, в связи с тем, что в постановлении Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009 вступившем в законную силу 29.11.2009, не было сказано о необходимости переоценки ранее полученных лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области, где говорилось о необходимости переоценки лекарственных средств, полученных до 29.11.2009, было получено МП "Аптека № 116" только 03.12.2009. В связи с этим переоценка на вышеуказанные лекарственные препараты была проведена 03.12.2009, т.е. в день проведения  прокуратурой Федоровского района вышеупомянутой проверки.      

Как следует из информации, представленной прокуратурой Федоровского района   (вх. № 799 от 14.05.2010) согласно договору № 10 от 01.01.2008, МП "Аптека № 116" был создан резерв лекарственных средств, предназначенных для снабжения МУЗ "Мокроусская ЦРБ"  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам.

Согласно ст.6 Закона Саратовской области № 60-ЗСО от 02.12.1999 "О лекарственном обеспечении населения Саратовской области", финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно п.2 ст.2 вышеуказанного Закона бесплатное лекарственное обеспечение предоставляется в том числе и гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, к которым также отнесены ОРВИ и пневмонии, для лечения которых используются в том числе, "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о".

Таким образом, вне зависимости от категории приобретателей лекарственных средств (физические лица либо МУЗ "Мокроусская ЦРБ Федоровского района")                      препараты "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол  0,05 № 10 табл. п/о" предназначались для реализации.      

3. На заседании Комиссии Саратовского УФАС России 21.05.2010 представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области <…> пояснила, что информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись. Создание резерва лекарственных средств и ценообразование лекарственных средств, находящихся в резерве действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Реализация лекарственных средств осуществляется по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 312           от 29.04.2005 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" определен минимальный обязательный ассортимент лекарственных препаратов, который должен быть на  реализации в аптечных учреждениях. Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009.

Переоценка лекарственных средств, применяемых для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа должна была быть произведена с момента вступления в законную силу вышеуказанного постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009, т.е. с 29.11.2009, независимо от того, когда они были приобретены.

Согласно информации, представленной в адрес Саратовского УФАС России, в ходе рассмотрения дела № 5-13/тр Министерством здравоохранения Саратовской области         (исх. № 08-01-10/2037 от 17.05.2010), информационные письма о создании резерва на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, применяемые для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа в адрес МП "Аптека № 116" не направлялись.

Информационное письмо Министерства здравоохранения Саратовской области          № 10-03-17/4992 от 02.11.2009 об обеспечении наличия в аптечных учреждениях необходимого ассортимента лекарственных средств, в том числе противовирусных препаратов было опубликовано в журнале "Региональный медико-фармацевтический вестник". Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы создания в аптечных учреждениях резерва лекарственных средств, на сегодняшний день в РФ отсутствуют.

Установление цен на лекарственные средства, применяемые для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, осуществляется на основании постановления Правительства Саратовской области № 547-П от 17.11.2009. Реализация лекарственных средств должна осуществляться по общему порядку, независимо от того находятся они в резерве или нет.

  4.  С целью установления фактов нарушения МП "Аптека № 116" антимонопольного законодательства Саратовское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108, провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2009 год и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела).

Кроме того, в материалах дела имеются аналитические отчеты по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области за 2007 г., также за 2008 г.

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими

 

 

 

 

 

товарами в административных границах Федоровского района в 2007 году приведены в Таблице № 1:                                                                

                                                                                                                          

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта (аптека, сеть)

Доля на рынке %

 

1

2

3

  1.  

ЗАО "Бонум"

8,76

  1.  

МП "Аптека № 116"

42,59

  1.  

ООО "Милосердие"

48,65

 

ИТОГО:

 100

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2008 году приведены в  Таблице № 2:

  

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

45,34

46,32

47,44

48,55

47,02

  1.  

ООО "Милосердие"

54,66

53,68

52,56

51,45

52,98

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

Сведения о долях аптечных учреждений на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в административных границах Федоровского района в 2009 году приведены в  Таблице № 3:

    Таблица №3

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

 

Доля на рынке, % I квартал

Доля на рынке, %  II квартал

Доля на рынке, % III квартал

Доля на рынке, % IV квартал

Итого за 2009 год

Доля на рынке,          %

  1.  

МП "Аптека № 116"

50,52

47,35

57,81

56,85

53,39

  1.  

ООО "Милосердие"

49,48

52,65

42,19

43,15

46,61

                             ИТОГО:

100

100

100

100

100

 

Анализ данных, представленных в таблице № 3 позволяет сделать Комиссии следующий вывод:

- доля МП "Аптека № 116" на изучаемом товарном рынке в 2009 году составила         53,39 %, в том числе:  I квартал – 50,52 %, II квартал – 47,35 %,  III  квартал – 57,81 %,         IV квартал – 56,85 %;

 

В соответствии с п.1 ч. 1 ст.5  Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 С учетом изложенного, Комиссия Саратовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О защите конкуренции" признает положение МП "Аптека № 116" на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующим.

 

5. Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Постановлением Правительства Саратовской области № 574-П от 17.11.2009  максимальные надбавки к фактической отпускной цене лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, применяемых для профилактики и лечения острых респираторных вирусных инфекций и гриппа, установлены в размере 10% для организаций оптовой торговли и 25% для организаций розничной торговли.

МП "Аптека № 116", занимая на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами в административных границах Федоровского муниципального района Саратовской области в 2009 году доминирующее положение, допустило завышение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства "Кагоцел 0,012г. таб. Х10" и "Арбидол 0,05 № 10 табл. п/о", утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 547-П "Об установлении предельных размеров торговых надбавок на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения", что могло привести к ущемлению интересов приобретателей лекарственных средств.

Таким образом, МП "Аптека № 116" в описанной ситуации нарушило ч.1. ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции".  

 

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39,                 частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ         "О защите конкуренции" Комиссия          

 

Р Е Ш И Л А  :

 

1.    Признать МП "Аптека № 116" нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.    Выдать МП "Аптека № 116" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: с момента получения настоящего предписания не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.

                   3.  Передать материалы дела № 5-13/тр уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МП "Аптека № 116" по ст.14.31 КоАП РФ.       

                      

Председатель Комиссии                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №  5-13/тр

 

01 июня 2010 года                                                                                            г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области  по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1.  <…>

 

-   руководитель управления, Председатель Комиссии;

3.   <…>

 

-    заместитель руководителя управления, член Комиссии;

3.  <…>

 

4.  <…>

-  и.о. начальника отдела контроля товарных рынков; член  Комиссии;

-    специалист-эксперт, член Комиссии;

 

5.   <…>                                  -    специалист-эксперт, член Комиссии.

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.06.2010 по делу № 5-13/тр о нарушении  МП "Аптека № 116" части 1 статьи 10  Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1.    МП "Аптека № 116" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: с момента получения настоящего Предписания, не допускать превышения установленных Правительством Саратовской области предельных размеров торговых надбавок на лекарственные средства.  

 

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить письменно в срок до 21 июня 2010 года.

 

 Председатель Комиссии                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <…>

 

          <…>

 

          <…>

 

          <…>

    

 

Предписание может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5-13/тр [format] => [safe_value] => 5-13/тр ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение и предписание по делу в отношении в отношении МП "Аптека № 116"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 57 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 57 [vid] => 6 [name] => Контроль торговой деятельности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-01 15:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-01 15:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )