Решение по делу в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>

Дата публикации: 14 мая 2010, 04:00

Р Е Ш Е Н И Е № 3/ов

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12  мая 2010  года

Решение в полном объеме изготовлено  14  мая  2010  года                                                                                            г. Саратов                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1. <…>

-        руководитель управления,  Председатель  Комиссии;

2. <…>

   начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. <…>

-        специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии:

1. <…>.

-        главы администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района саратовской области;

2. <…>

-        индивидуального предпринимателя,

рассмотрев   дело № 3/ов по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского  муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

Саратовским УФАС России, в целях осуществления контроля и надзора за соблюдением требований антимонопольного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", был направлен запрос № 02/2-386 от 04.02.2010 в адрес  администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области.

В результате анализа информации, представленной администрацией  Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области    (исх. № 01-18/84 от 18.02.2010), установлено следующее:

В соответствии с перечнем, утвержденным решением Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области        от 15.05.2007 № 58 "О внесении изменений в решение Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района № 43 от 25.10.2006", в собственность Ровенского МО передано  5 кладбищ.

Функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ровенского МО в соответствии с договором № 22 от 01.07.2009 (далее – Договор), возложены администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области  на ИП <…>Согласно  п. 1.1 Договора предметом договора является оказание услуг, указанных в пункте 1.2 Договора, а именно: ведение книги умерших по установленной форме, поддержка санитарного состояния кладбища, погребение бесхозных трупов по ритуальным услугам: рытье могилы -1500 рублей, гроб – 700 рублей, крест – 200 рублей, покрывало 100 рублей, согласно решению Совета № 93 от  30.07.2008  "Об оказании ритуальных услуг населению ровенского МО" именуемые в дальнейшем услуги. Таким образом, администрация Ровенского МО предоставляет ИП <…> исключительные права на обеспечение населения ритуальными услугами, на погребение бесхозных трупов и наделяет его полномочиями органа местного самоуправления по ведению книги умерших, по содержанию кладбищ.

Пунктом 1.3 Договора установлен срок его действия с 01.07.2009 по 01.06.2010.

07.04.2010 приказом № 107 Саратовским УФАС России было  возбуждено дело  в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя Серова Сергея Николаевича по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела № 3/ов о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.04.2010 рассмотрение дела было назначено на 12 мая 2010 года.

На заседании Комиссии Саратовского УФАС России представитель администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области <…> пояснила, что содержание мест захоронения на территории Ровенского муниципального образования осуществляется администрацией. В настоящее время              ИП <…> ведет  документацию и архив по захоронениям;  осуществляет захоронение безродных по расценкам, утвержденным решением Совета  муниципального образования. Администрация получает социальное пособие на захоронение и рассчитывается с                ИП <…> за произведенные захоронения. Договор № 22 от 01.07.2009 в настоящее время расторгнут.

Администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области было представлено  соглашение № 1                    от 06.05.2010 о расторжении договора № 22 от 01.07.2009.

Согласно аналитическому отчету отдела контроля органов власти о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области, рынок ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области являлся не конкурентным. На данном рынке осуществляет деятельность 1 хозяйствующий субъект ИП <…>.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, заслушав пояснения ответчиков, проанализировав нормативные акты, Комиссия пришла к следующему  выводу:

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное  препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами  органов местного самоуправления.

Статья 16 Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления…" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом:

- действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по заключению договора № 22 от 01.07.2009 с индивидуальным предпринимателем <…>нарушали части 1 и 3 статьи 15, Закона о защите конкуренции, так как приводили  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и наделяли хозяйствующий субъект функциями и правами  органов местного самоуправления;

- согласованные действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя <…>по заключению договора № 22 от 01.07.2009 нарушали статью 16 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия создавали преимущественные условия для деятельности  ИП <…> как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг Ровенского района Саратовской области, и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

Из представленной администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области информации (исх. № 01-18/290               от 04.05.2010) следует, что договор № 22 от 01.07.2009, заключенный между администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>расторгнут на основании соглашения № 1 от 06.05.2010.

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия               

 

 

 

Р Е Ш И Л А  :

 

Прекратить рассмотрение дела № 3/ов в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>.

 

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии: 

<…>

 

<…>

                                                                                                               

 

stdClass Object ( [vid] => 6917 [uid] => 1 [title] => Решение по делу в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…> [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6917 [type] => solution [language] => ru [created] => 1273780800 [changed] => 1368704211 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368704211 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 3/ов

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12  мая 2010  года

Решение в полном объеме изготовлено  14  мая  2010  года                                                                                            г. Саратов                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1. <…>

-        руководитель управления,  Председатель  Комиссии;

2. <…>

   начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. <…>

-        специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии:

1. <…>.

-        главы администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района саратовской области;

2. <…>

-        индивидуального предпринимателя,

рассмотрев   дело № 3/ов по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского  муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

Саратовским УФАС России, в целях осуществления контроля и надзора за соблюдением требований антимонопольного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", был направлен запрос № 02/2-386 от 04.02.2010 в адрес  администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области.

В результате анализа информации, представленной администрацией  Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области    (исх. № 01-18/84 от 18.02.2010), установлено следующее:

В соответствии с перечнем, утвержденным решением Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области        от 15.05.2007 № 58 "О внесении изменений в решение Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района № 43 от 25.10.2006", в собственность Ровенского МО передано  5 кладбищ.

Функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ровенского МО в соответствии с договором № 22 от 01.07.2009 (далее – Договор), возложены администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области  на ИП <…>Согласно  п. 1.1 Договора предметом договора является оказание услуг, указанных в пункте 1.2 Договора, а именно: ведение книги умерших по установленной форме, поддержка санитарного состояния кладбища, погребение бесхозных трупов по ритуальным услугам: рытье могилы -1500 рублей, гроб – 700 рублей, крест – 200 рублей, покрывало 100 рублей, согласно решению Совета № 93 от  30.07.2008  "Об оказании ритуальных услуг населению ровенского МО" именуемые в дальнейшем услуги. Таким образом, администрация Ровенского МО предоставляет ИП <…> исключительные права на обеспечение населения ритуальными услугами, на погребение бесхозных трупов и наделяет его полномочиями органа местного самоуправления по ведению книги умерших, по содержанию кладбищ.

Пунктом 1.3 Договора установлен срок его действия с 01.07.2009 по 01.06.2010.

07.04.2010 приказом № 107 Саратовским УФАС России было  возбуждено дело  в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя Серова Сергея Николаевича по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела № 3/ов о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.04.2010 рассмотрение дела было назначено на 12 мая 2010 года.

На заседании Комиссии Саратовского УФАС России представитель администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области <…> пояснила, что содержание мест захоронения на территории Ровенского муниципального образования осуществляется администрацией. В настоящее время              ИП <…> ведет  документацию и архив по захоронениям;  осуществляет захоронение безродных по расценкам, утвержденным решением Совета  муниципального образования. Администрация получает социальное пособие на захоронение и рассчитывается с                ИП <…> за произведенные захоронения. Договор № 22 от 01.07.2009 в настоящее время расторгнут.

Администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области было представлено  соглашение № 1                    от 06.05.2010 о расторжении договора № 22 от 01.07.2009.

Согласно аналитическому отчету отдела контроля органов власти о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области, рынок ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области являлся не конкурентным. На данном рынке осуществляет деятельность 1 хозяйствующий субъект ИП <…>.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, заслушав пояснения ответчиков, проанализировав нормативные акты, Комиссия пришла к следующему  выводу:

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное  препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами  органов местного самоуправления.

Статья 16 Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления…" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом:

- действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по заключению договора № 22 от 01.07.2009 с индивидуальным предпринимателем <…>нарушали части 1 и 3 статьи 15, Закона о защите конкуренции, так как приводили  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и наделяли хозяйствующий субъект функциями и правами  органов местного самоуправления;

- согласованные действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя <…>по заключению договора № 22 от 01.07.2009 нарушали статью 16 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия создавали преимущественные условия для деятельности  ИП <…> как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг Ровенского района Саратовской области, и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

Из представленной администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области информации (исх. № 01-18/290               от 04.05.2010) следует, что договор № 22 от 01.07.2009, заключенный между администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>расторгнут на основании соглашения № 1 от 06.05.2010.

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия               

 

 

 

Р Е Ш И Л А  :

 

Прекратить рассмотрение дела № 3/ов в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>.

 

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии: 

<…>

 

<…>

                                                                                                               

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 3/ов

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 12  мая 2010  года

Решение в полном объеме изготовлено  14  мая  2010  года                                                                                            г. Саратов                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

 

1. <…>

-        руководитель управления,  Председатель  Комиссии;

2. <…>

   начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

3. <…>

-        специалист-эксперт, член Комиссии,

в присутствии:

1. <…>.

-        главы администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района саратовской области;

2. <…>

-        индивидуального предпринимателя,

рассмотрев   дело № 3/ов по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15, статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского  муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

Саратовским УФАС России, в целях осуществления контроля и надзора за соблюдением требований антимонопольного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, на основании статьи 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", был направлен запрос № 02/2-386 от 04.02.2010 в адрес  администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области.

В результате анализа информации, представленной администрацией  Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области    (исх. № 01-18/84 от 18.02.2010), установлено следующее:

В соответствии с перечнем, утвержденным решением Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области        от 15.05.2007 № 58 "О внесении изменений в решение Совета Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района № 43 от 25.10.2006", в собственность Ровенского МО передано  5 кладбищ.

Функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ровенского МО в соответствии с договором № 22 от 01.07.2009 (далее – Договор), возложены администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области  на ИП <…>Согласно  п. 1.1 Договора предметом договора является оказание услуг, указанных в пункте 1.2 Договора, а именно: ведение книги умерших по установленной форме, поддержка санитарного состояния кладбища, погребение бесхозных трупов по ритуальным услугам: рытье могилы -1500 рублей, гроб – 700 рублей, крест – 200 рублей, покрывало 100 рублей, согласно решению Совета № 93 от  30.07.2008  "Об оказании ритуальных услуг населению ровенского МО" именуемые в дальнейшем услуги. Таким образом, администрация Ровенского МО предоставляет ИП <…> исключительные права на обеспечение населения ритуальными услугами, на погребение бесхозных трупов и наделяет его полномочиями органа местного самоуправления по ведению книги умерших, по содержанию кладбищ.

Пунктом 1.3 Договора установлен срок его действия с 01.07.2009 по 01.06.2010.

07.04.2010 приказом № 107 Саратовским УФАС России было  возбуждено дело  в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя Серова Сергея Николаевича по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Определением о назначении дела № 3/ов о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.04.2010 рассмотрение дела было назначено на 12 мая 2010 года.

На заседании Комиссии Саратовского УФАС России представитель администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области <…> пояснила, что содержание мест захоронения на территории Ровенского муниципального образования осуществляется администрацией. В настоящее время              ИП <…> ведет  документацию и архив по захоронениям;  осуществляет захоронение безродных по расценкам, утвержденным решением Совета  муниципального образования. Администрация получает социальное пособие на захоронение и рассчитывается с                ИП <…> за произведенные захоронения. Договор № 22 от 01.07.2009 в настоящее время расторгнут.

Администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области было представлено  соглашение № 1                    от 06.05.2010 о расторжении договора № 22 от 01.07.2009.

Согласно аналитическому отчету отдела контроля органов власти о результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области, рынок ритуальных услуг в административных границах Ровенского муниципального района Саратовской области являлся не конкурентным. На данном рынке осуществляет деятельность 1 хозяйствующий субъект ИП <…>.

Рассмотрев представленные материалы и доказательства, заслушав пояснения ответчиков, проанализировав нормативные акты, Комиссия пришла к следующему  выводу:

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.

Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное  препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального Закона  "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами  органов местного самоуправления.

Статья 16 Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию согласованные действия органов местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления…" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом:

- действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области по заключению договора № 22 от 01.07.2009 с индивидуальным предпринимателем <…>нарушали части 1 и 3 статьи 15, Закона о защите конкуренции, так как приводили  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг и наделяли хозяйствующий субъект функциями и правами  органов местного самоуправления;

- согласованные действия администрации Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуального предпринимателя <…>по заключению договора № 22 от 01.07.2009 нарушали статью 16 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия создавали преимущественные условия для деятельности  ИП <…> как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке ритуальных услуг Ровенского района Саратовской области, и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.

Из представленной администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области информации (исх. № 01-18/290               от 04.05.2010) следует, что договор № 22 от 01.07.2009, заключенный между администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>расторгнут на основании соглашения № 1 от 06.05.2010.

Руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 Федерального Закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия               

 

 

 

Р Е Ш И Л А  :

 

Прекратить рассмотрение дела № 3/ов в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства администрацией Ровенского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем <…>.

 

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии: 

<…>

 

<…>

                                                                                                               

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского  муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу в отношении администрации Ровенского муниципального образования Ровенского  муниципального района Саратовской области, индивидуального предпринимателя <…>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321540208 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )