Р Е Ш Е Н И Е № 102-14/ов-т

Номер дела: № 102-14/ов-т
Дата публикации: 23 октября 2014, 18:00

Р Е Ш Е Н И Е № 102-14/ов-т

о признании жалобы необоснованной

 

              23 октября 2014 года                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Комиссия), в составе:

1.    … – председатель  Комиссии;

2.      …–  член Комиссии;

3.             … – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,  член Комиссии,

в присутствии:

1. ... –  представителя Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (доверенность № 64АА1314564);

2. ... – представителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»  (доверенность № 1-д от 22.10.2014);

3. … – генерального директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»;

4. ... – представителя Правительства Саратовской области (доверенность № 1-07-08-1893 от 21.10.2013);

5. ... – представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (доверенность от 22.10.2014 № 11967),

рассмотрев жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (далее по тексту – ОАО «МИнБ», заявитель) на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее по тексту - Фонд капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области) при утверждении конкурсной документации открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту – конкурсная документация, Торги), и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту - Положение),

 

УСТАНОВИЛА:

14.10.2014 в Саратовское УФАС России подана жалоба ОАО «МИнБ» на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области и Правительства Саратовской области.

По мнению заявителя, установление в конкурсной документации зависимости при начислении баллов от величины собственного капитала ущемляет интересы российских банков, подходящих по требованиям законодательства  и входящих в официальный список, публикуемый Центральным Банком РФ, и исключает возможность победы в данном конкурсе, что ограничивает конкуренцию  и является нарушением антимонопольного законодательства, в частности ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области возражал относительно доводов заявителя, указав, что установление критериев оценки, связанных с величиной  собственных средств (капитала) кредитных организаций, не исключает возможность участия кредитных организаций величина собственных средств  (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей в открытом конкурсе и не исключает возможность  получения наибольшего количества баллов, по сравнению с другими участниками открытого конкурса, а также победы в открытом конкурсе.

Представитель Правительства Саратовской области поддержал доводы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, и также указал, что Положение принято Правительством Саратовской области  в соответствии с действующим законодательством.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 180 Жилищного кодекса региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Положения настоящей части распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Так, 04.09.2014 Постановлением Правительства Саратовской области от № 505-П было утверждено положение о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области".

Исходя из пп. 2 п. 13 Положения для участия в открытом конкурсе допускаются российские кредитные организации, соответствующие требованию о наличии собственных средств (капитала), величина которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

Согласно п. 66 Положения для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе может быть, в том числе величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса.

17.09.2014 Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области был принят приказ № 25-О о проведении открытого конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области.

Одновременно, на сайте http://fkr64.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе.

Согласно п. 24.1  документации об открытом конкурсе для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление заявок этих заявок осуществляются по следующим критериям: величине собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса. В рамках данного критерия установлены следующие значения: за величину средств от 500 млрд. руб и более, начисляется 20 баллов, от 300 до 500 млрд. р. - 15 баллов, от 100 до 300 млрд. р. - 10 баллов, от 20 до 100 млрд.р. – 5 баллов. Значимость критерия установлена в размере 0,2.

Согласно пп. 3 п. 24.1 для каждой заявки на участие в конкурсе  величины, рассчитанные по всем критериям конкурса суммируются и определяется итоговая величина баллов.

Согласно п. 25.1 Победитель определяется путем  сравнения итоговой  величины баллов.

Частью 2 ст. 176 Жилищного кодекса предусмотрено, что специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Из вышеизложенного следует, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации в размере от 20 млрд. р. не исключает участие кредитной организации в открытом конкурсе.

Кроме того, проанализировав конкурсную документацию Комиссия Саратовского УФАС России установила что оценка заявок, поданных на участие в Торгах производится исходя из суммирования баллов набранных участниками по 12 критериям оценки из чего следует, при присвоении минимального бала по критерию «величина собственных средств (капитала) кредитной организации» участники конкурса имеют возможность набрать необходимое для победы в конкурсе количество баллов по другим критериям оценки заявки участников.  

Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области  была обоснована значимость критерия оценки заявки «величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса» в размере 0,2 как необходимость в определении надежности  кредитной организации, в которой может открываться счет для перечисления денежных средств  на проведение капитального ремонта  многоквартирного дома. Данный довод представителем заявителя опровергнут не был.  

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований о наличии: определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации

Вместе с этим, статья 144 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации: бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет  Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В виду того, что Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области не создан для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, он не может быть отнесен к государственным внебюджетным фондам.

Таким образом, довод заявителя о том что фонд будучи государственным внебюджетным фондом не вправе устанавливать в аукционной документации требования к размерам уставного капитала, собственных средств, активов не нашел своего подтверждения.

Вместе с этим, ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса установлено обязательное требование к кредитной организации о величине собственных средств (капитала) не менее чем двадцать миллиардов рублей, что исключает применение положений ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, довод заявителя о том, что при установлении Правительством Саратовской области в пп. 1 п. 66 Положения о том, что критерием оценки заявок на участие может быть величина собственных средств  (капитала) кредитных организаций противоречит требованиям части 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции, также является несостоятельным.

Таким образом, в действиях некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» по утверждению конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области нарушения действующего законодательства не установлены.

Учитывая изложенное, на основании ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Саратовского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» при утверждении конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 13100 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е № 102-14/ов-т [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13100 [type] => solution [language] => ru [created] => 1414681783 [changed] => 1414681837 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1414681837 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 102-14/ов-т

о признании жалобы необоснованной

 

              23 октября 2014 года                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Комиссия), в составе:

1.    … – председатель  Комиссии;

2.      …–  член Комиссии;

3.             … – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,  член Комиссии,

в присутствии:

1. ... –  представителя Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (доверенность № 64АА1314564);

2. ... – представителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»  (доверенность № 1-д от 22.10.2014);

3. … – генерального директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»;

4. ... – представителя Правительства Саратовской области (доверенность № 1-07-08-1893 от 21.10.2013);

5. ... – представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (доверенность от 22.10.2014 № 11967),

рассмотрев жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (далее по тексту – ОАО «МИнБ», заявитель) на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее по тексту - Фонд капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области) при утверждении конкурсной документации открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту – конкурсная документация, Торги), и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту - Положение),

 

УСТАНОВИЛА:

14.10.2014 в Саратовское УФАС России подана жалоба ОАО «МИнБ» на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области и Правительства Саратовской области.

По мнению заявителя, установление в конкурсной документации зависимости при начислении баллов от величины собственного капитала ущемляет интересы российских банков, подходящих по требованиям законодательства  и входящих в официальный список, публикуемый Центральным Банком РФ, и исключает возможность победы в данном конкурсе, что ограничивает конкуренцию  и является нарушением антимонопольного законодательства, в частности ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области возражал относительно доводов заявителя, указав, что установление критериев оценки, связанных с величиной  собственных средств (капитала) кредитных организаций, не исключает возможность участия кредитных организаций величина собственных средств  (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей в открытом конкурсе и не исключает возможность  получения наибольшего количества баллов, по сравнению с другими участниками открытого конкурса, а также победы в открытом конкурсе.

Представитель Правительства Саратовской области поддержал доводы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, и также указал, что Положение принято Правительством Саратовской области  в соответствии с действующим законодательством.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 180 Жилищного кодекса региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Положения настоящей части распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Так, 04.09.2014 Постановлением Правительства Саратовской области от № 505-П было утверждено положение о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области".

Исходя из пп. 2 п. 13 Положения для участия в открытом конкурсе допускаются российские кредитные организации, соответствующие требованию о наличии собственных средств (капитала), величина которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

Согласно п. 66 Положения для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе может быть, в том числе величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса.

17.09.2014 Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области был принят приказ № 25-О о проведении открытого конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области.

Одновременно, на сайте http://fkr64.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе.

Согласно п. 24.1  документации об открытом конкурсе для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление заявок этих заявок осуществляются по следующим критериям: величине собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса. В рамках данного критерия установлены следующие значения: за величину средств от 500 млрд. руб и более, начисляется 20 баллов, от 300 до 500 млрд. р. - 15 баллов, от 100 до 300 млрд. р. - 10 баллов, от 20 до 100 млрд.р. – 5 баллов. Значимость критерия установлена в размере 0,2.

Согласно пп. 3 п. 24.1 для каждой заявки на участие в конкурсе  величины, рассчитанные по всем критериям конкурса суммируются и определяется итоговая величина баллов.

Согласно п. 25.1 Победитель определяется путем  сравнения итоговой  величины баллов.

Частью 2 ст. 176 Жилищного кодекса предусмотрено, что специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Из вышеизложенного следует, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации в размере от 20 млрд. р. не исключает участие кредитной организации в открытом конкурсе.

Кроме того, проанализировав конкурсную документацию Комиссия Саратовского УФАС России установила что оценка заявок, поданных на участие в Торгах производится исходя из суммирования баллов набранных участниками по 12 критериям оценки из чего следует, при присвоении минимального бала по критерию «величина собственных средств (капитала) кредитной организации» участники конкурса имеют возможность набрать необходимое для победы в конкурсе количество баллов по другим критериям оценки заявки участников.  

Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области  была обоснована значимость критерия оценки заявки «величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса» в размере 0,2 как необходимость в определении надежности  кредитной организации, в которой может открываться счет для перечисления денежных средств  на проведение капитального ремонта  многоквартирного дома. Данный довод представителем заявителя опровергнут не был.  

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований о наличии: определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации

Вместе с этим, статья 144 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации: бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет  Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В виду того, что Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области не создан для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, он не может быть отнесен к государственным внебюджетным фондам.

Таким образом, довод заявителя о том что фонд будучи государственным внебюджетным фондом не вправе устанавливать в аукционной документации требования к размерам уставного капитала, собственных средств, активов не нашел своего подтверждения.

Вместе с этим, ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса установлено обязательное требование к кредитной организации о величине собственных средств (капитала) не менее чем двадцать миллиардов рублей, что исключает применение положений ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, довод заявителя о том, что при установлении Правительством Саратовской области в пп. 1 п. 66 Положения о том, что критерием оценки заявок на участие может быть величина собственных средств  (капитала) кредитных организаций противоречит требованиям части 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции, также является несостоятельным.

Таким образом, в действиях некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» по утверждению конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области нарушения действующего законодательства не установлены.

Учитывая изложенное, на основании ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Саратовского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» при утверждении конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е № 102-14/ов-т

о признании жалобы необоснованной

 

              23 октября 2014 года                                                                                   г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Комиссия), в составе:

1.    … – председатель  Комиссии;

2.      …–  член Комиссии;

3.             … – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,  член Комиссии,

в присутствии:

1. ... –  представителя Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (доверенность № 64АА1314564);

2. ... – представителя некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»  (доверенность № 1-д от 22.10.2014);

3. … – генерального директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области»;

4. ... – представителя Правительства Саратовской области (доверенность № 1-07-08-1893 от 21.10.2013);

5. ... – представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (доверенность от 22.10.2014 № 11967),

рассмотрев жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» (далее по тексту – ОАО «МИнБ», заявитель) на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее по тексту - Фонд капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области) при утверждении конкурсной документации открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту – конкурсная документация, Торги), и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области (далее по тексту - Положение),

 

УСТАНОВИЛА:

14.10.2014 в Саратовское УФАС России подана жалоба ОАО «МИнБ» на действия Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области и Правительства Саратовской области.

По мнению заявителя, установление в конкурсной документации зависимости при начислении баллов от величины собственного капитала ущемляет интересы российских банков, подходящих по требованиям законодательства  и входящих в официальный список, публикуемый Центральным Банком РФ, и исключает возможность победы в данном конкурсе, что ограничивает конкуренцию  и является нарушением антимонопольного законодательства, в частности ч. 2 ст. 18 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).

Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области возражал относительно доводов заявителя, указав, что установление критериев оценки, связанных с величиной  собственных средств (капитала) кредитных организаций, не исключает возможность участия кредитных организаций величина собственных средств  (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей в открытом конкурсе и не исключает возможность  получения наибольшего количества баллов, по сравнению с другими участниками открытого конкурса, а также победы в открытом конкурсе.

Представитель Правительства Саратовской области поддержал доводы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, и также указал, что Положение принято Правительством Саратовской области  в соответствии с действующим законодательством.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 180 Жилищного кодекса региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Положения настоящей части распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Так, 04.09.2014 Постановлением Правительства Саратовской области от № 505-П было утверждено положение о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области".

Исходя из пп. 2 п. 13 Положения для участия в открытом конкурсе допускаются российские кредитные организации, соответствующие требованию о наличии собственных средств (капитала), величина которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

Согласно п. 66 Положения для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе может быть, в том числе величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса.

17.09.2014 Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области был принят приказ № 25-О о проведении открытого конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области.

Одновременно, на сайте http://fkr64.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе.

Согласно п. 24.1  документации об открытом конкурсе для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в открытом конкурсе, оценка и сопоставление заявок этих заявок осуществляются по следующим критериям: величине собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса. В рамках данного критерия установлены следующие значения: за величину средств от 500 млрд. руб и более, начисляется 20 баллов, от 300 до 500 млрд. р. - 15 баллов, от 100 до 300 млрд. р. - 10 баллов, от 20 до 100 млрд.р. – 5 баллов. Значимость критерия установлена в размере 0,2.

Согласно пп. 3 п. 24.1 для каждой заявки на участие в конкурсе  величины, рассчитанные по всем критериям конкурса суммируются и определяется итоговая величина баллов.

Согласно п. 25.1 Победитель определяется путем  сравнения итоговой  величины баллов.

Частью 2 ст. 176 Жилищного кодекса предусмотрено, что специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Из вышеизложенного следует, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации в размере от 20 млрд. р. не исключает участие кредитной организации в открытом конкурсе.

Кроме того, проанализировав конкурсную документацию Комиссия Саратовского УФАС России установила что оценка заявок, поданных на участие в Торгах производится исходя из суммирования баллов набранных участниками по 12 критериям оценки из чего следует, при присвоении минимального бала по критерию «величина собственных средств (капитала) кредитной организации» участники конкурса имеют возможность набрать необходимое для победы в конкурсе количество баллов по другим критериям оценки заявки участников.  

Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области  была обоснована значимость критерия оценки заявки «величина собственных средств (капитала) кредитной организации по состоянию на 1 января года проведения конкурса» в размере 0,2 как необходимость в определении надежности  кредитной организации, в которой может открываться счет для перечисления денежных средств  на проведение капитального ремонта  многоквартирного дома. Данный довод представителем заявителя опровергнут не был.  

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований о наличии: определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации

Вместе с этим, статья 144 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации: бюджет Пенсионного фонда РФ, бюджет фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет  Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В виду того, что Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области не создан для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, он не может быть отнесен к государственным внебюджетным фондам.

Таким образом, довод заявителя о том что фонд будучи государственным внебюджетным фондом не вправе устанавливать в аукционной документации требования к размерам уставного капитала, собственных средств, активов не нашел своего подтверждения.

Вместе с этим, ч. 2 ст. 176 Жилищного кодекса установлено обязательное требование к кредитной организации о величине собственных средств (капитала) не менее чем двадцать миллиардов рублей, что исключает применение положений ч. 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Исходя из изложенного, довод заявителя о том, что при установлении Правительством Саратовской области в пп. 1 п. 66 Положения о том, что критерием оценки заявок на участие может быть величина собственных средств  (капитала) кредитных организаций противоречит требованиям части 2 ст. 18 Закона о защите конкуренции, также является несостоятельным.

Таким образом, в действиях некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» по утверждению конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации  для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта  многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области нарушения действующего законодательства не установлены.

Учитывая изложенное, на основании ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Саратовского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу Акционерного коммерческого банка «Московский Индустриальный банк» на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» при утверждении конкурсной документации  открытого конкурса по отбору  кредитной организации для открытия счета  регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, и Правительства Саратовской области при утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кредитной организации для открытия счета регионального оператора, а также специальных счетов, владельцем которых является региональный оператор и на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Саратовской области, необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 102-14/ов-т [format] => [safe_value] => № 102-14/ов-т ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности.

Борьба с картелями

Научно-практический электронный журнал "Российское конкурентное право и экономика"

Журнал "Конкуренция и рынок"

Сведения о группах лиц, уведомляющих о сделках в соответствии со ст.31 ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-23 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-23 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1414681783 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )