РЕШЕНИЕ № 2/тр

Номер дела: 2/тр
Дата публикации: 16 июня 2014, 16:18

РЕШЕНИЕ № 2/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2014 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

1.    <…>.

2.    <…>

3.    <…>

 

-       <…>, председатель Комиссии;

-       <…>, член Комиссии;

-       <…>, член Комиссии,

 

 

 

 рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Саратовского УФАС России поступило обращение НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" с жалобой на действия ООО "Теплоэнерго", выразившихся в навязывании невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012.

28.02.2013 в связи с наличием в действиях ООО "Теплоэнерго"  признаков нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, Саратовским УФАС России ООО "Теплоэнерго" выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем:

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения ООО "Теплоэнерго" навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД";

- отзыва письма ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх.№ 160, направленного  в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в срок до 15.04.2013.

Письмом ООО "Теплоэнерго" (исх. № 142 от 24.09.2013) сообщило в адрес Саратовского УФАС России об исполнении предупреждения. Вместе с тем, документов, подтверждающих исполнение предупреждение общество не представило.

01.10.2013 Саратовским УФАС России в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" сделан запрос (исх. № 02/1-5229 от 01.10.2013) относительно выполнения (невыполнения) ООО "Теплоэнерго" предупреждения (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

Письмами НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 122 от 04.10.2013, исх.               №3 от 14.01.2014) сообщило о неисполнении ООО "Теплоэнерго" предупреждения Саратовского УФАС России, а именно:

- письмо ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх. № 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5" не отозвано;

- счета на оплату за март-апрель 2013 года содержат цену за утраченный теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- не отозваны счета и счета фактуры за март-апрель 2013 года.

Таким образом, в установленный срок ООО "Теплоэнерго" не исполнило предупреждение Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

В соответствии с п.8. ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, 20.01.2014 Саратовским УФАС России было возбуждено дело  №2/тр в отношении ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В) по признакам нарушения п.3 части 1  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1.             Согласно пункту 1 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Однако, после получения предупреждения Саратовского УФАС России, а именно: 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений ООО "Теплоэнерго" (исх. № 80 от 22.05.2014) следует, что письмом (исх. № 78 от 13.05.2014) общество направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" скорректированные акты выполненных работ с сохранением номеров и дат составления первичных документов за период с января 2012 по декабрь 2013 по ценам, указанным в договоре № 19 от 05.10.2011 и в дополнительном соглашении № 1 от 30.12.2013.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 104 от 20.05.2014) отказался от подписания данных актов в связи с тем, что сопроводительное письмо ООО "Теплоэнерго" и акты не содержат информации о том, на основании чего они составлены, и по какой причине скорректированы.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 2/тр представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" пояснила, что также одной из причин неподписания Актов были разногласия по объему оказанных услуг.

При этом, в ходе рассмотрения дела № 3-232/тр Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что ООО "Теплоэнерго" в период с 01.01.2012 по 30.04.2013  осуществляло оказание услуг горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду.

При таких обстоятельствах, ООО "Теплоэнерго" необоснованно навязывало НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" цену за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

2.             Согласно пункту 2 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от   28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что между НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и ООО "Теплоэнерго" заключен договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

Письмом (исх.№ 88 от 07.09.2012) НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" выразил намерение заключить договор теплоснабжения на предстоящий отопительный сезон 2012-2013 с ООО "Теплоэнерго".

В ответ на вышеуказанное письмо, ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 144 от 17.09.2012) затребовало у НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" необходимые документы для заключения договора теплоснабжения.

03.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" представил в адрес ООО "Теплоэнерго" необходимый пакет документов, однако представленных документов оказалось недостаточно, о чем ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 157 от 08.10.2012) уведомило НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

10.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  сообщило ООО "Теплоэнерго", что договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011 является пролонгированным.

10.10.2012 письмом  ООО "Теплоэнерго" (исх. № 160 от 10.10.2012)  направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" оферту договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, указав при этом, что подача тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" будет производиться только после подписания данного договора.

Вместе с тем, данная оферта оставлена НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" без акцепта ввиду того, что договор теплоснабжения № 19 от 10.10.2012 содержит невыгодные для последнего условия.

  Согласно пункту 3 статьи 540 Гражданского Кодекса РФ если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Пунктом 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") (далее – Правила № 808) договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях

Следовательно, до заключения сторонами договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, отношения между ООО "Теплоэнерго" и НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" регулируются договором теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

При таких обстоятельствах, у ООО "Теплоэнерго" отсутствовали правовые основания требования подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею.

Кроме того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 по делу № А57-3226/2013 установлено, что ни ООО "Теплоэнерго", ни НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  до окончания срока действия договора снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011 не заявили о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, в силу положений пунктов 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 43 Правил № 808 договор снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011, заключенный на срок с 08 октября 2011 года по 30 апреля 2012 года, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Теплоэнерго" неправомерно требовало от НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" подписания договора № 19 от 10.10.2012, содержащего невыгодные для последнего условия, в том числе цену за утраченный потребителем теплоноситель, в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду,  в размере 119,40 руб./м3, под угрозой неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

3.              Согласно пункту 3 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было в срок до 15.04.2013 отозвать свое письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Следовательно, у ООО "Теплоэнерго" было достаточно времени для совершения действий, направленных на отзыв своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, а также достаточно времени, в случае невозможности выполнить данное требование в установленный срок,  для обращения в Управление с соответствующим ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что ходатайство от ООО "Теплоэнерго" о продлении срока исполнения предупреждения не поступало, а равно и то, что в срок до 15.04.2013 ООО "Теплоэнерго" не отозвало письмо исх. № 160 от 10.10.2012.

В ходе  рассмотрения дела № 2/тр представитель ООО "Теплоэнерго" пояснила, что данное письмо было отозвано письмом исх. № 141 от 24.09.2013.

Вместе с тем, доказательств направления письма исх. № 141 от 24.09.2013 в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и соответственно доказательств того, что  данное письмо получено Лицеем, ООО "Теплоэнерго" не представило.

Кроме того, представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в ходе рассмотрения дела пояснила, что письмо ООО "Теплоэнерго" (исх. № 141 от 24.09.2013), которым общество отзывает свое письмо исх. № 160 от 10.10.2012, в адрес Лицея не поступало.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что письмо ООО "Теплоэнерго" исх. № 160 от 10.10.2012, содержащее угрозу неподачи тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в случае неподписания последним договора № 19 от 10.110.2012, не отозвано, и, следовательно, угроза отключения обществом Лицея имеет место в настоящее время.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче тепловой энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО "Теплоэнерго" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Следовательно, ООО "Теплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии

Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220,  не требуется проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действие ООО "Теплоэнерго", выраженное в  навязывании невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3, в требовании подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею, а также в неотзыве  своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, с учетом выданного Саратовским УФАС России предупреждения (исх. № 01/1-89 от 28.02.2013),  ущемляет интересы НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД",  что является нарушением п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

РЕШИЛА:

 

1.           Признать ООО "Теплоэнерго" нарушившим  п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.    Выдать ООО "Теплоэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1.   В срок до 30.06.2014  ООО "Теплоэнерго" отозвать письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

 

                 О выполнении  настоящего предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

<…> 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

stdClass Object ( [vid] => 12689 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 2/тр [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12689 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406117981 [changed] => 1406117981 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406117981 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 2/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2014 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

1.    <…>.

2.    <…>

3.    <…>

 

-       <…>, председатель Комиссии;

-       <…>, член Комиссии;

-       <…>, член Комиссии,

 

 

 

 рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Саратовского УФАС России поступило обращение НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" с жалобой на действия ООО "Теплоэнерго", выразившихся в навязывании невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012.

28.02.2013 в связи с наличием в действиях ООО "Теплоэнерго"  признаков нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, Саратовским УФАС России ООО "Теплоэнерго" выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем:

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения ООО "Теплоэнерго" навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД";

- отзыва письма ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх.№ 160, направленного  в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в срок до 15.04.2013.

Письмом ООО "Теплоэнерго" (исх. № 142 от 24.09.2013) сообщило в адрес Саратовского УФАС России об исполнении предупреждения. Вместе с тем, документов, подтверждающих исполнение предупреждение общество не представило.

01.10.2013 Саратовским УФАС России в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" сделан запрос (исх. № 02/1-5229 от 01.10.2013) относительно выполнения (невыполнения) ООО "Теплоэнерго" предупреждения (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

Письмами НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 122 от 04.10.2013, исх.               №3 от 14.01.2014) сообщило о неисполнении ООО "Теплоэнерго" предупреждения Саратовского УФАС России, а именно:

- письмо ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх. № 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5" не отозвано;

- счета на оплату за март-апрель 2013 года содержат цену за утраченный теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- не отозваны счета и счета фактуры за март-апрель 2013 года.

Таким образом, в установленный срок ООО "Теплоэнерго" не исполнило предупреждение Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

В соответствии с п.8. ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, 20.01.2014 Саратовским УФАС России было возбуждено дело  №2/тр в отношении ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В) по признакам нарушения п.3 части 1  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1.             Согласно пункту 1 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Однако, после получения предупреждения Саратовского УФАС России, а именно: 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений ООО "Теплоэнерго" (исх. № 80 от 22.05.2014) следует, что письмом (исх. № 78 от 13.05.2014) общество направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" скорректированные акты выполненных работ с сохранением номеров и дат составления первичных документов за период с января 2012 по декабрь 2013 по ценам, указанным в договоре № 19 от 05.10.2011 и в дополнительном соглашении № 1 от 30.12.2013.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 104 от 20.05.2014) отказался от подписания данных актов в связи с тем, что сопроводительное письмо ООО "Теплоэнерго" и акты не содержат информации о том, на основании чего они составлены, и по какой причине скорректированы.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 2/тр представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" пояснила, что также одной из причин неподписания Актов были разногласия по объему оказанных услуг.

При этом, в ходе рассмотрения дела № 3-232/тр Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что ООО "Теплоэнерго" в период с 01.01.2012 по 30.04.2013  осуществляло оказание услуг горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду.

При таких обстоятельствах, ООО "Теплоэнерго" необоснованно навязывало НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" цену за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

2.             Согласно пункту 2 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от   28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что между НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и ООО "Теплоэнерго" заключен договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

Письмом (исх.№ 88 от 07.09.2012) НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" выразил намерение заключить договор теплоснабжения на предстоящий отопительный сезон 2012-2013 с ООО "Теплоэнерго".

В ответ на вышеуказанное письмо, ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 144 от 17.09.2012) затребовало у НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" необходимые документы для заключения договора теплоснабжения.

03.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" представил в адрес ООО "Теплоэнерго" необходимый пакет документов, однако представленных документов оказалось недостаточно, о чем ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 157 от 08.10.2012) уведомило НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

10.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  сообщило ООО "Теплоэнерго", что договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011 является пролонгированным.

10.10.2012 письмом  ООО "Теплоэнерго" (исх. № 160 от 10.10.2012)  направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" оферту договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, указав при этом, что подача тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" будет производиться только после подписания данного договора.

Вместе с тем, данная оферта оставлена НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" без акцепта ввиду того, что договор теплоснабжения № 19 от 10.10.2012 содержит невыгодные для последнего условия.

  Согласно пункту 3 статьи 540 Гражданского Кодекса РФ если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Пунктом 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") (далее – Правила № 808) договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях

Следовательно, до заключения сторонами договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, отношения между ООО "Теплоэнерго" и НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" регулируются договором теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

При таких обстоятельствах, у ООО "Теплоэнерго" отсутствовали правовые основания требования подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею.

Кроме того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 по делу № А57-3226/2013 установлено, что ни ООО "Теплоэнерго", ни НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  до окончания срока действия договора снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011 не заявили о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, в силу положений пунктов 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 43 Правил № 808 договор снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011, заключенный на срок с 08 октября 2011 года по 30 апреля 2012 года, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Теплоэнерго" неправомерно требовало от НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" подписания договора № 19 от 10.10.2012, содержащего невыгодные для последнего условия, в том числе цену за утраченный потребителем теплоноситель, в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду,  в размере 119,40 руб./м3, под угрозой неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

3.              Согласно пункту 3 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было в срок до 15.04.2013 отозвать свое письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Следовательно, у ООО "Теплоэнерго" было достаточно времени для совершения действий, направленных на отзыв своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, а также достаточно времени, в случае невозможности выполнить данное требование в установленный срок,  для обращения в Управление с соответствующим ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что ходатайство от ООО "Теплоэнерго" о продлении срока исполнения предупреждения не поступало, а равно и то, что в срок до 15.04.2013 ООО "Теплоэнерго" не отозвало письмо исх. № 160 от 10.10.2012.

В ходе  рассмотрения дела № 2/тр представитель ООО "Теплоэнерго" пояснила, что данное письмо было отозвано письмом исх. № 141 от 24.09.2013.

Вместе с тем, доказательств направления письма исх. № 141 от 24.09.2013 в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и соответственно доказательств того, что  данное письмо получено Лицеем, ООО "Теплоэнерго" не представило.

Кроме того, представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в ходе рассмотрения дела пояснила, что письмо ООО "Теплоэнерго" (исх. № 141 от 24.09.2013), которым общество отзывает свое письмо исх. № 160 от 10.10.2012, в адрес Лицея не поступало.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что письмо ООО "Теплоэнерго" исх. № 160 от 10.10.2012, содержащее угрозу неподачи тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в случае неподписания последним договора № 19 от 10.110.2012, не отозвано, и, следовательно, угроза отключения обществом Лицея имеет место в настоящее время.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче тепловой энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО "Теплоэнерго" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Следовательно, ООО "Теплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии

Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220,  не требуется проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действие ООО "Теплоэнерго", выраженное в  навязывании невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3, в требовании подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею, а также в неотзыве  своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, с учетом выданного Саратовским УФАС России предупреждения (исх. № 01/1-89 от 28.02.2013),  ущемляет интересы НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД",  что является нарушением п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

РЕШИЛА:

 

1.           Признать ООО "Теплоэнерго" нарушившим  п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.    Выдать ООО "Теплоэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1.   В срок до 30.06.2014  ООО "Теплоэнерго" отозвать письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

 

                 О выполнении  настоящего предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

<…> 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 2/тр

 

г. Саратов

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2014 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту – Саратовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

1.    <…>.

2.    <…>

3.    <…>

 

-       <…>, председатель Комиссии;

-       <…>, член Комиссии;

-       <…>, член Комиссии,

 

 

 

 рассмотрев дело № 2/тр по признакам нарушения п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"  ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Саратовского УФАС России поступило обращение НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" с жалобой на действия ООО "Теплоэнерго", выразившихся в навязывании невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012.

28.02.2013 в связи с наличием в действиях ООО "Теплоэнерго"  признаков нарушения п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в навязывании НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" невыгодных условий договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, Саратовским УФАС России ООО "Теплоэнерго" выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем:

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения ООО "Теплоэнерго" навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- прекращения с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД";

- отзыва письма ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх.№ 160, направленного  в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в срок до 15.04.2013.

Письмом ООО "Теплоэнерго" (исх. № 142 от 24.09.2013) сообщило в адрес Саратовского УФАС России об исполнении предупреждения. Вместе с тем, документов, подтверждающих исполнение предупреждение общество не представило.

01.10.2013 Саратовским УФАС России в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" сделан запрос (исх. № 02/1-5229 от 01.10.2013) относительно выполнения (невыполнения) ООО "Теплоэнерго" предупреждения (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

Письмами НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 122 от 04.10.2013, исх.               №3 от 14.01.2014) сообщило о неисполнении ООО "Теплоэнерго" предупреждения Саратовского УФАС России, а именно:

- письмо ООО "Теплоэнерго" от 10.10.2012 исх. № 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5" не отозвано;

- счета на оплату за март-апрель 2013 года содержат цену за утраченный теплоноситель в размере 119,40 руб./м3;

- не отозваны счета и счета фактуры за март-апрель 2013 года.

Таким образом, в установленный срок ООО "Теплоэнерго" не исполнило предупреждение Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от 28.02.2013).

В соответствии с п.8. ст. 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, 20.01.2014 Саратовским УФАС России было возбуждено дело  №2/тр в отношении ООО "Теплоэнерго"  (413230, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Рабочая, д. 29 В) по признакам нарушения п.3 части 1  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

1.             Согласно пункту 1 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения навязывания невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Однако, после получения предупреждения Саратовского УФАС России, а именно: 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений ООО "Теплоэнерго" (исх. № 80 от 22.05.2014) следует, что письмом (исх. № 78 от 13.05.2014) общество направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" скорректированные акты выполненных работ с сохранением номеров и дат составления первичных документов за период с января 2012 по декабрь 2013 по ценам, указанным в договоре № 19 от 05.10.2011 и в дополнительном соглашении № 1 от 30.12.2013.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что 16.04.2013 ООО "Теплоэнерго" выставило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" счет-фактуру № 99 от 16.04.2013, счет № 99 от 16.04.2013 и Акт на выполнение работ-услуг № 99 от 16.04.2013, из которых следует, что цена за убытки, понесенные из-за бездоговорного отбора теплоносителя за 1-15 апреля 2013 года, установлена в размере 119, 39 руб.

Из письменных пояснений НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" (исх. № 104 от 20.05.2014) отказался от подписания данных актов в связи с тем, что сопроводительное письмо ООО "Теплоэнерго" и акты не содержат информации о том, на основании чего они составлены, и по какой причине скорректированы.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 2/тр представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" пояснила, что также одной из причин неподписания Актов были разногласия по объему оказанных услуг.

При этом, в ходе рассмотрения дела № 3-232/тр Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что ООО "Теплоэнерго" в период с 01.01.2012 по 30.04.2013  осуществляло оказание услуг горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду.

При таких обстоятельствах, ООО "Теплоэнерго" необоснованно навязывало НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" цену за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3.

2.             Согласно пункту 2 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от   28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было прекратить с момента получения настоящего предупреждения требования ООО "Теплоэнерго" подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что между НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и ООО "Теплоэнерго" заключен договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

Письмом (исх.№ 88 от 07.09.2012) НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" выразил намерение заключить договор теплоснабжения на предстоящий отопительный сезон 2012-2013 с ООО "Теплоэнерго".

В ответ на вышеуказанное письмо, ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 144 от 17.09.2012) затребовало у НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" необходимые документы для заключения договора теплоснабжения.

03.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" представил в адрес ООО "Теплоэнерго" необходимый пакет документов, однако представленных документов оказалось недостаточно, о чем ООО "Теплоэнерго" письмом (исх. № 157 от 08.10.2012) уведомило НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

10.10.2012 НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  сообщило ООО "Теплоэнерго", что договор теплоснабжения № 19 от 05.10.2011 является пролонгированным.

10.10.2012 письмом  ООО "Теплоэнерго" (исх. № 160 от 10.10.2012)  направило в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" оферту договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, указав при этом, что подача тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" будет производиться только после подписания данного договора.

Вместе с тем, данная оферта оставлена НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" без акцепта ввиду того, что договор теплоснабжения № 19 от 10.10.2012 содержит невыгодные для последнего условия.

  Согласно пункту 3 статьи 540 Гражданского Кодекса РФ если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Пунктом 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации") (далее – Правила № 808) договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях

Следовательно, до заключения сторонами договора теплоснабжения № 19 от 10.10.2012, отношения между ООО "Теплоэнерго" и НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" регулируются договором теплоснабжения № 19 от 05.10.2011.

При таких обстоятельствах, у ООО "Теплоэнерго" отсутствовали правовые основания требования подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею.

Кроме того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 по делу № А57-3226/2013 установлено, что ни ООО "Теплоэнерго", ни НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД"  до окончания срока действия договора снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011 не заявили о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, в силу положений пунктов 2, 3 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 43 Правил № 808 договор снабжения тепловой энергией № 19 от 05.10.2011, заключенный на срок с 08 октября 2011 года по 30 апреля 2012 года, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "Теплоэнерго" неправомерно требовало от НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" подписания договора № 19 от 10.10.2012, содержащего невыгодные для последнего условия, в том числе цену за утраченный потребителем теплоноситель, в отсутствие утвержденного Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области тарифа на горячую воду,  в размере 119,40 руб./м3, под угрозой неподачи тепловой энергии НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

3.              Согласно пункту 3 предупреждения Саратовского УФАС России от 28.02.2013 (исх. № 02/1-89 от  от 28.02.2013) ООО "Теплоэнерго" необходимо было в срок до 15.04.2013 отозвать свое письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

Так, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что предупреждение было получено ООО "Теплоэнерго" 01.04.2013, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении на почтовом уведомлении № 410000 60 26748 8.

Следовательно, у ООО "Теплоэнерго" было достаточно времени для совершения действий, направленных на отзыв своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, а также достаточно времени, в случае невозможности выполнить данное требование в установленный срок,  для обращения в Управление с соответствующим ходатайством о продлении срока исполнения предупреждения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 2/тр установлено, что ходатайство от ООО "Теплоэнерго" о продлении срока исполнения предупреждения не поступало, а равно и то, что в срок до 15.04.2013 ООО "Теплоэнерго" не отозвало письмо исх. № 160 от 10.10.2012.

В ходе  рассмотрения дела № 2/тр представитель ООО "Теплоэнерго" пояснила, что данное письмо было отозвано письмом исх. № 141 от 24.09.2013.

Вместе с тем, доказательств направления письма исх. № 141 от 24.09.2013 в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" и соответственно доказательств того, что  данное письмо получено Лицеем, ООО "Теплоэнерго" не представило.

Кроме того, представитель НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в ходе рассмотрения дела пояснила, что письмо ООО "Теплоэнерго" (исх. № 141 от 24.09.2013), которым общество отзывает свое письмо исх. № 160 от 10.10.2012, в адрес Лицея не поступало.

При таких обстоятельствах, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что письмо ООО "Теплоэнерго" исх. № 160 от 10.10.2012, содержащее угрозу неподачи тепловой энергии в НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД" в случае неподписания последним договора № 19 от 10.110.2012, не отозвано, и, следовательно, угроза отключения обществом Лицея имеет место в настоящее время.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче тепловой энергии, согласно ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях", относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. ООО "Теплоэнерго" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии. Следовательно, ООО "Теплоэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии

Согласно п. 1.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220,  не требуется проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действие ООО "Теплоэнерго", выраженное в  навязывании невыгодных условий договора НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", а именно: цены за утраченный потребителем теплоноситель в размере 119,40 руб./м3, в требовании подписания договора теплоснабжения № 19 от 10 октября 2012г. с НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД", содержащего невыгодные для последнего условия, под угрозой  неподачи тепловой энергии Лицею, а также в неотзыве  своего письма от 10.10.2012 исх.№ 160, с учетом выданного Саратовским УФАС России предупреждения (исх. № 01/1-89 от 28.02.2013),  ущемляет интересы НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД",  что является нарушением п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия          

РЕШИЛА:

 

1.           Признать ООО "Теплоэнерго" нарушившим  п.3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.    Выдать ООО "Теплоэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

2.1.   В срок до 30.06.2014  ООО "Теплоэнерго" отозвать письмо от 10.10.2012 исх.№ 160, направленное в адрес НОУ "Лицей-интернат № 5 ОАО "РЖД".

 

                 О выполнении  настоящего предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

<…> 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2/тр [format] => [safe_value] => 2/тр ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 57 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 57 [vid] => 6 [name] => Контроль торговой деятельности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-16 12:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-16 12:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406117981 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )