Решение по делу № 5-13р

Номер дела: № 5-13р
Дата публикации: 18 октября 2013, 18:23

РЕШЕНИЕ

 

         18 октября 2013 года                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>– заместитель руководитель управления;

<…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

– Индивидуального предпринимателя <…>,

рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения  ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».

Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:

- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.

На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.

Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).

Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.

 Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.

В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей

Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие  смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".

В соответствии с приложениями  к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.

Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.

В соответствии с приложением № 13  к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.

Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1)                 Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2)                 Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе

3)                 Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии:                                                                           <…>

                                                                                                         

<…>

stdClass Object ( [vid] => 12529 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 5-13р [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12529 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403706325 [changed] => 1403706325 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403706325 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

         18 октября 2013 года                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>– заместитель руководитель управления;

<…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

– Индивидуального предпринимателя <…>,

рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения  ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».

Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:

- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.

На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.

Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).

Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.

 Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.

В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей

Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие  смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".

В соответствии с приложениями  к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.

Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.

В соответствии с приложением № 13  к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.

Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1)                 Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2)                 Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе

3)                 Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии:                                                                           <…>

                                                                                                         

<…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

         18 октября 2013 года                     г. Саратов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

<…>– заместитель руководитель управления;

<…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков;

<…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:

– Индивидуального предпринимателя <…>,

рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения  ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».

Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:

- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.

На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.

Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:

На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".

 

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.

Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).

Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.

Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.

 Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.

В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей

Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие  смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".

В соответствии с приложениями  к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.

Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.

В соответствии с приложением № 13  к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.

Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

 

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1)                 Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".

2)                 Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе

3)                 Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>

Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии:                                                                           <…>

                                                                                                         

<…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 5-13р [format] => [safe_value] => № 5-13р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-18 14:23:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-18 14:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403706325 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Саратовское УФАС России )