РЕШЕНИЕ
18 октября 2013 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | <…>– заместитель руководитель управления; <…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков; <…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков, |
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– Индивидуального предпринимателя <…>,
рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».
Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:
- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.
На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.
Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).
Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.
Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.
В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей
Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".
В соответствии с приложениями к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.
В соответствии с приложением № 13 к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.
Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2) Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе
3) Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>
Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
stdClass Object
(
[vid] => 12529
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 5-13р
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 12529
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1403706325
[changed] => 1403706325
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1403706325
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
18 октября 2013 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: | <…>– заместитель руководитель управления; <…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков; <…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков, |
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– Индивидуального предпринимателя <…>,
рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».
Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:
- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.
На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.
Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).
Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.
Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.
В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей
Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".
В соответствии с приложениями к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.
В соответствии с приложением № 13 к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.
Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2) Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе
3) Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>
Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
18 октября 2013 года г. Саратов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
|
<…>– заместитель руководитель управления;
<…>– ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков;
<…> – специалист - эксперт отдела контроля рекламы и финансовых рынков,
|
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе:
– Индивидуального предпринимателя <…>,
рассмотрев дело № 5-13р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространенияна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок",содержащих признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
29.04.2013 Саратовским УФАС России при проведении проверки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, был выявлен факт распространения рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44».
Также было установлено, что на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 года распространялась реклама магазина "Золотко" следующего содержания:
- "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
По мнению <…>,в рассматриваемой рекламе отсутствуют признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.06.2006 г. "О рекламе". Из письменных пояснений <…>(исх. № 70 от 12.09.2013 г.) следует, что в рекламе, выходившей на телеканале "НТВ-Саратов" в апреле 2013 г. и на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина не допускалось использование бранных слов или других непристойных выражений и оскорбительных образов человека. Более того, ни один телеканал не допустит выход в эфир видео ролика с нарушениями, так как видео ролик проходит этап юридического согласования.
На рассмотрении дела № 5-13р представители <…> пояснили, что ни одно из используемых нами слов, словосочетаний, предложений в данном виде, в котором транслировалось на телеканале "НТВ – Саратов" и в наружной конструкции на пересечение улиц Астраханской и Зарубина не подходит под ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", также в русском языке имеется достаточное количество слов схожих с бранными и смысл ихне меняется и мы утверждаем, что ни каких бранных, ругательных слов и других формулировок, оскорбляющих честь и достоинство человека в нашем видеоролике не использовали.Также представители <…> пояснили, чтосуть видеоролика заключается в том, что супруга – жена совершенно не кормит своего супруга – мужа по причине того, что она колоссальное количество времени проводит в магазинах "Золотко" из-за того, что там скидки, то есть скидки являются причиной похудения мужа, о чем он и говорит "Я худею с этих скидок".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители <…> сообщили, что в настоящее время реклама магазина "Золотко", распространяемаяна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина и на телеканале "НТВ-Саратов", не распространяется, поскольку закончилсясрок действия договора.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
На рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок".
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, для слов "непристойность", "оскорбить", "брань", раскрыто следующее лексическое значение: "непристойность" – крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; "оскорбить" – крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо; "брань" – осуждающие, обидные слова, оскорбительные, грубые слова.
Обсценизм ("неприличный", "зазорный") – непристойное выражение, бранное слово, ругательство ("Словарь иностранных слов", Комлев Н.Г., 2006).
Сленг, жаргон, бранное слово являются ненормативной лексикой, которая способна отрицательно действовать на чувства чести, достоинства добропорядочного гражданина, унижая и оскорбляя его.
Из протокола заседания Экспертного совета Саратовского УФАС России по применению законодательства о рекламе от 25.06.2013 г. (далее – по тексту протокол) следует, что в видеоролике особую интонацию уделяют слову, худею.Кроме того, из протокола следует, что данную рекламу можно выделить как ассоциативный ряд и в совокупности с наружной рекламой выстраивается логическая цепочка, что в основе выражения "Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" лежит бранное слово. Даже в отсутствие словарных показаний о неприличности составляющих указанную фразу слов, ее смысл может быть оценен как неприличный (матерный) на основании непристойных подтекстовых значений (ассоциаций), однозначно идентифицируемых русским языковым сознанием.
Также из протокола следует, что в наружной рекламе бранное слововизуально подходит тем самым может привлечь внимание общественности.Данная реклама в особой степени будет воздействовать на подростков, поскольку у них не сформирован уровень ценностей в отличие от взрослых людей, тем самым может вызвать у подростков критическое отношение к этой рекламе, что может пагубно воздействовать на них.
В рассматриваемой рекламе <…> использован прием ассоциативной связи, то есть применено бранное слово в конструкции лексического значения. Данное словоупотребление оскорбляет окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы – неопределенного круга ее потребителей
Рассматриваемая реклама содержит слова, которые могут восприниматься русскоязычным населением как бранные и как слова, содержащие смысловые ассоциации непристойного характера, что не соответствует требованиям ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Реклама на телеканале "НТВ-Саратов"распространялась на основании договора № 05/11-АС от 11.01.2011, заключенного между <…> и ООО "Алькасар Регион Саратов".
В соответствии с приложениями к договору № 05/11-АС от 11.01.2011. размещение рекламных материалов по бренду "Золотко" на телеканале "НТВ-Саратов" происходило в период с 01.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
Реклама на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина размещалась на основании договора № 11-008-031 от 03.08.2011 г., заключенного между<…> и <…>.
В соответствии с приложением № 13 к договору № 11-008-031 от 03.08.2011 г. реклама по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина была размещена в период с 01.04.2013 по 30.04.2013.
В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2206 № 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 5 данного закона несет рекламодатель.
Таким образом,<…>, распространив на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок" с использованием бранного слова, допустил нарушение ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать ненадлежащей рекламу, распространяемуюна рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Саратов, пересечение улиц Астраханской и Зарубина, рекламы следующего содержания: «ЗОЛОТКО® ювелирные магазины. Я худею с этих скидок! сроки акции с 04.04.2013 по 31.05.2013г. Информация об организаторе акции и правилах ее проведения на сайте www.zolotco.ru 48-44-44» и на телеканале "НТВ-Саратов" рекламы следующего содержания: "В комнате на кресле сидит мужчина, на заднем плане стоит женщина и смотрит в зеркало, разглядывая серьги и кольцо. Мужчина комментирует: Моя жена каждый раз использует разные средства для похудения. Но в ЭТОТ РАЗ у нее ОСОБЫЙ способ. Вместо ужина она ходит в Золотко. Там ТАКИЕ СКИДКИ. Золотко я ХУДЕЮ с этих скидок", поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2) Предписание <…> не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе
3) Передать материалы дела должностному лицу Саратовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…>
Решение изготовлено в полном объеме "30" октября 2013 года Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 5-13р
[format] =>
[safe_value] => № 5-13р
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
- взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"
Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-10-18 14:23:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-10-18 14:00:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1403706325
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Саратовское УФАС России
)