Акт проверки администрации Питерского муниципального района Саратовской области

Категория отчета:

г. Саратов

30.06.2014

   Акт проверки № 3                                                                                          

 

На основании приказа от 21.03.2014 № 94 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области была проведена плановая документарная проверка в отношении администрации Питерского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация) (413320, Саратовская область, Питерский района, с. Питерка, ул. им. Ленина, д. 101).

Продолжительность проверки: 29 дней.

Акт составлен: …

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: глава администрации Питерского муниципального района Саратовской области …

Лица,  проводившие проверку:

… – начальник отдела контроля органов власти.

Члены инспекции:

… – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

… – специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

Предметом настоящей проверки является соблюдение Администрацией требований антимонопольного законодательства, в соответствии со ст. 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления муниципального имущества, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и муниципальной преференции, в соответствии со ст.ст. 19, 20 гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции). 

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: 31.04.2011 по 31.04.2014.

Срок проведения проверки с 31.03.2014 по 29.04.2014. Приказом № 312 от 04.10.2013 срок проведения проверки был продлен до 29.06.2014 включительно.

В ходе проведения проверки установлено:

1.    Администрация осуществляет свою деятельность на основании устава Питерского муниципального района Саратовской области, принятого решением Совета объединенного муниципального образования Питерского района Саратовской области от 03.12.2005 № 43-1 (далее по тексту – Устав).

В соответствии с Уставом Администрация является исполнительно-распорядительным органом к полномочиям которого, в том числе, относятся:

- исполнение полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения  муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, решениями Собрания депутатов Питерского муниципального района, постановлениями и распоряжениями главы администрации Питерского муниципального района;

-управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Уставу  Администрацией руководит  глава администрации Питерскогого муниципального района на принципах единоначалия.

В ходе проведения проверки инспекцией были изучены следующие документы:

- действующие договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, заключенные Администрацией с хозяйствующими субъектами; 

- нормативные правовые акты, иные документы, которыми руководствуется Администрация при предоставлении хозяйствующим субъектам муниципального имущества на правах аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных правах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности  (муниципальной преференции);

- нормативные правовые акты, принятые Администрацией, в соответствии с которыми Администрация осуществляет предоставление муниципальных услуг.

2. В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей с 06.01.2012) государственной или муниципальной преференцией является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот

Заявлений на получение муниципальной преференции в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, от Администрации в адрес Саратовского УФАС России за проверяемый период не подавалось.

3. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" постановлением Администрации от 24.11.2010 № 486 утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией.

Администрацией приняты следующие административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг, в том числе:

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламной конструкции» от 22 октября  2013 года  № 477;

–               Административный регламент по оказанию муниципальной услуги «По выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства» от 12 апреля 2012 года  № 142;

–               Административный регламент предоставления отделом по делам архитектуры и капитального строительства администрации Питерского муниципального района муниципальной услуги «По выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» от 1 февраля 2012 года  № 29;

–               Административный регламент по оказанию муниципальной услуги "Принятие постановлений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения" от 12 января 2011 года  № 8;

–               Административный регламент по оказанию муниципальной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых помещений" от 12 января 2011 года  № 6;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на право организации розничного рынка" от 29 июня 2012 года № 252;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов  земельных участков» от 23.12.2010 № 516;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка» от 29.06.2012 № 253;

–               Административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению гражданам  и юридическим лицам выписки из реестра муниципальной собственности Питерского муниципального района от 21.06.2012;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги « «Предоставление юридическим и физическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в аренду, собственность земельных участков» от 24.02.2012 № 54;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача архивных справок, выписок, копий документов» от 21.06.2012 № 239;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача справки о наличии (об отсутствии) задолженности и расчетов по арендной плате» от 18.06.2012 № 235;

–               Административный регламент предоставления муниципальной услуг «Предоставление в аренду (постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование) земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта» от 27.06.2012 № 240;

Муниципальные услуги, оказываемые в соответствии с вышеуказанными Административными регламентами, представляются на безвозмездной основе.

В результате анализа указанных Административных регламентов нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

4. Управление и распоряжение муниципальным имуществом Питерского муниципального района в 2011 году осуществлялось в соответствии с решением Собрания депутатов Питерского муниципального района Саратовской области от 25.12.2006 № 12-3 «О порядке управлений и распоряжения муниципальным нежилым фондом и утверждения методики определения размера арендной платы за муниципальный нежилой фонд».

 26.12.2012 Собранием депутатов Питерского муниципального района Саратовской области № 24-5 утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Питерского муниципального района Саратовской области и утверждении методики определения размера арендной платы за муниципальный нежилой фонд», в соответствии с п. 2 которого решение Собрания депутатов Питерского муниципального района Саратовской области от 25.12.2006 № 12-3 было признано утратившим силу.

По результатам анализа данных документов, нарушений антимонопольного законодательства в части предоставления муниципального имущества не установлено.

5. В ходе проверки Администрацией были представлены 17 действующих  договоров, в том числе 12 договоров аренды, 5  договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

5.1  08.05.2013 администрация Питерского муниципального района заключила договор безвозмездного пользования нежилым помещением с ФГБУ «Саратовмелиоводхоз», согласно которому последнему было передано  нежилое помещение общей площадью 19,8 кв. м., расположенного по адресу  Питерский район, с. Питерка, пер. Садовый, д. 13, 2 этаж сроком на 3 года.

В данном случае передача муниципального имущества ФГБУ «Саратовмелиоводхоз» была осуществлена в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.2 26.05.2011 администрация Питерского муниципального района заключила договор временного безвозмездного пользования нежилым помещением с Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, в соответствии с которым последнему было передано нежилое помещение общей площадью 23,5 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д. 103, 1 этаж.

В данном случае передача муниципального имущества Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области была осуществлена в соответствии  с п. 2. ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.3 22.01.2013 администрацией Питерского муниципального района  был заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением с Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других  видов техники Саратовской области, согласно которому последнему было передано нежилое помещение, площадью 13,2 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д. 103, 2 этаж.

В данном случае передача муниципального имущества Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других  видов техники Саратовской области была осуществлена в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.4. 30. 12.2011 между администрацией Питерского муниципального района и ФГБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области был заключен договор временного безвозмездного пользования нежилым помещением, согласно которому последнему было передано нежилое помещение общей площадью 14,6 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д. 103, 1 этаж.

В данном случае передача муниципального имущества ФГБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области была осуществлена в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.5 20.11.2013 между администрацией Питерского муниципального района Саратовской области и государственным унитарным предприятием «Сартехинвентаризация» был заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, согласно которому  последнему было передано нежилое помещение, общей площадью 16,2 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Советская, д. 38, 1 этаж. 

В данном случае передача муниципального имущества государственному унитарному предприятию «Сартехинвентаризация» по Саратовской области была осуществлена в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.6. 31.12.2013 между администрацией Питерского муниципального района Саратовской области и Государственным учреждением – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации был заключен договор аренды нежилого помещения № 1, согласно которому последнему было передано нежилое помещение, общей площадью 12,1 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д.103.

В данном случае передача муниципального имущества Государственному учреждению – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была осуществлена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.7. 07.11.2013 между администрацией Питерского муниципального района Саратовской области и государственным автономным учреждением Саратовской области «Центр социальной защиты населения Питерского района» был заключен договор аренды нежилого помещения № 2, согласно которому последнему было передано нежилое помещение общей площадью 24 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д. 103, а также нежилое помещение общей площадью 28 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, 103.

В данном случае передача муниципального имущества Государственному учреждению – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была осуществлена в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.8. 25.08.2010 между администрацией Питерского муниципального района  и Машенцевым А.Е.  был заключен договор аренды гидротехнического сооружения № 31 на основании результатов открытого по составу участников и форме подаче предложений аукциона по передаче в аренду ГТС пруда «Филькин» от 23.08.2010.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.9.  12.09.2008 между администрацией Питерского муниципального района и Филатовым В.В. был заключен договор аренды гидротехнического сооружения пруда «Печнихин» № 16, согласно которому в аренду был передано гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Питерский район в 4,5 км. юго-западнее с. Агафоновка, площадью застройки плотины 1296 кв.м., сроком на 49 лет с 12 сентября 2008 года по 12 сентября 2057 года.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.10. 03.10.2008 между администрацией Питерского муниципального района и Газизовым М.А. был заключен договор аренды гидротехнического сооружения пруда «Зимовка» № 4, согласно которому в аренду был передано гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Питерский район, в 8,0 км. северо-западнее пос. Ясновидовка, площадью застройки плотины 1033,2 кв.м., сроком на 49 лет с 3 октября 2008 года по 3 октября 2057 года.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.11. 17.07.2007 между администрацией Питерского муниципального района и Бураковым Н.В. был заключен договор аренды гидротехнического сооружения пруда «Волков» № 11, согласно которому в аренду был передано гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Питерский район, в 15 км. северо-западнее с. Козловка, площадью застройки плотины 5400 кв.м., сроком на 49 лет с 17 июля 2007 года по 17 июля 2056 года.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.12. 20.08.2007 между администрацией Питерского муниципального района и государственное унитарное предприятие «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» был заключен договор аренды нежилого помещения № 18, согласно которому последнему было передано нежилое помещение общей площадью 42,2 кв.м., расположенные по адресу : с. Питерка, ул. Советская, д.  38, 1 этаж, для размещения Питерского филиала Государственного унитарного предприятия «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

Согласно п. 2.1. Договор заключен на 11 месяцев, с 20.08.2007 по 20.07.2008.

Исходя из п. 2.2 по истечении срока действия, договор автоматически считается перезаключенным на  следующие 11 месяцев, если ни одна из сторон не менее чем за 1 месяц не заявила о намерении расторгнуть договор аренды.  

Документов о проведении торгов на право заключения договора аренды вышеуказанного муниципального имущества Администрацией представлено не было.

В соответствии с Законом о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, возможно следующими способами:

1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;

2) без проведения торгов в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача  муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без  проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к  муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении данного имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со ст. 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа по письменному заявлению органа власти, органа местного самоуправления, имеющего намерение предоставить данную помощь.

После вступления в действие Закона о защите конкуренции 26.10.2006, любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 19  Закона о защите конкуренции, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Таким образом, действия Администрации по заключению договора аренды недвижимого имущества от 20.08.2007 № 18  с государственным унитарным предприятием «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», и его последующему продлению содержат признаки нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

5.13 12.10.2006 Администрация и Бисингалиев Батыр Кушкинович заключили договор аренды гидротехнического сооружения пруда «Моряков», согласно которому последнему было передано в аренду гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Питерский район, в 2.5 км. от северо-восточнее пос. Трудовик, площадью застройки 1696,5 кв.м., сроком на 25 лет, с 12.10.2006 по 12.10.2031.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.14 17.07.2007 Администрация и ИП Седова Н.М. глава КФХ «Успех» заключили договор аренды гидротехнического сооружения «Новый Рыжов», расположенное по адресу: Питерский район, в 16 км. северо-западнее с. Питерка, площадью застройки плотины 1599 кв.м. (приложение № 1), сроком на 49 лет с 17 июля 2007 года по 17 июля 2056 года.  

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.15 06.09.2006 Администрация и Григорьев И.С. заключили договор аренды гидротехнического сооружения пруда «Большой» № 23, расположенного по адресу: Питерский район, в 14 км. юго-восточнее с. Новотулка, площадью застройки плотины 699,2 кв.м. для водопользования и рыборазведения, сроком  на 49 лет с 06.09.2006 по 06.09.2055.

Нарушений антимонопольного законодательства при заключении данного договора не установлено.

5.16 25.05.2011 Администрация и Федеральное государственное унитарное предприятие  «Почта России», заключили договор аренды нежилого одноэтажного здания администрации и холодной пристройки, согласно которому последнему было передано нежилое одноэтажное здание Администрации и холодную пристройку, общей площадью 55,1 кв.м., расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Запрудное, ул. Кооперативная, д. 10/1, для размещения почтового отделения.

В данном случае передача муниципального имущества Федеральному государственное унитарному предприятию  «Почта России» была осуществлена в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

5.17 13.03.2013 Администрация и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области заключили договор аренды нежилого помещения согласно которому последнему было передано нежилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, Питерский район, с. Питерка, ул. Ленина, д. 100 , 2 этаж,  общей площадью 45,6 кв.м. для размещения служебного помещения.

В данном случае передача муниципального имущества Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области была осуществлена в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 

По результатам проведенной проверки Саратовским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15, ч. 1 с. 17.1, ст. 20 Закона о защите конкуренции при заключении и продлении срока действия договора аренды нежилого помещения № 18 от 20.08.2007, заключенного с государственным унитарным предприятием «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

 

Прилагаемые документы: без приложений.

Подписи лиц, проводивших проверку: