Газета "Коммерсантъ" (Региональный выпуск) - В навигацию выйдут только свои

 

Коммерсантъ(Казань) № 216 (4514) от 23.11.2010
 
Саратовское ОАО «Пассажирское речное управление» требует отменить итоги регионального тендера на речные пассажирские перевозки в навигацию 2011-2013 годов. Его выиграла саратовская компания «Фарватер», а проиграла СК «Татфлот». Речники направили жалобу в УФАС, в которой утверждают, что конкурсная комиссия незаконно исключила из тендерной документации такие важные положения, как начальная цена контракта и порядок его формирования, а также конкретные требования к качеству предоставляемых услуг, что дает все основания для пересмотра его результатов. В Министерстве транспорта области, напротив, таких оснований не видят, настаивая на законности конкурсных процедур.
 
Саратовское ОАО «Пассажирское речное управление» (ПРУ) обжалует в региональном УФАС результаты областного тендера на пассажирские перевозки по Волге в навигацию 2011-2013 годов по трем пригородным маршрутам (Саратов—Сосновка, Саратов—Кошели и Саратов—Шумейка), требует отменить итоги конкурса и провести его повторно. Напомним, ПРУ до 2009 года монопольно осуществляло речные пассажирские перевозки в Саратове. А в навигацию 2009-2010 годов, после разразившегося скандала между руководством компании и региональным Минтрансом, на Волге работали перевозчики из Татарстана: Казанское речное пассажирское агентство (КРПА) и его правопреемник — ОАО «Азимут». По информации Минтранса, ежегодно в навигацию победитель тендера перевозит около 80 тыс. человек и получает за это компенсацию за перевозку льготников из облбюджета в размере 11 млн руб. 
 
Заседание конкурсной комиссии, на котором рассматривались заявки участников тендера, состоялось в минувшую пятницу. Торги проводило ГАУ «Управление пассажирских перевозок», подведомственное региональному Минтрансу. Победителем было названо саратовское ООО «Фарватер», о котором участники рынка практически ничего не знают. Второй участник конкурса — казанское ОАО СК «Татфлот» — представило полный пакет документов, «но на другое юридическое лицо — ОАО „Азимут“». Этот факт, как говорят в Минтрансе, «ставит под сомнение качество и надежность речных пассажирских перевозок Саратовской области». ПРУ было отказано в участии в тендере: якобы оно «не представило лицензии на осуществление пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, а также договор об аренде необходимого количества судов».
 
Не согласившись с таким решением чиновников, директор ПРУ Юрий Бадиков направил в региональное антимонопольное управление жалобу. Как рассказал „Ъ“ господин Бадиков, в извещении на проведение конкурса не были указаны многие «существенные данные», в частности, источники финансирования госзаказа. «Отсутствует начальная цена контракта и порядок его формирования, описание объема оказываемых услуг, конкретные требования к их качеству, а также формы и сроки оплаты предоставленных услуг»,— говорит директор ПРУ. 
 
В свою очередь, председатель совета директоров ПРУ Александр Тимошок предположил, что эти «нарушения» федерального законодательства, возможно, были допущены чиновниками управления «с единственной целью»: обеспечить победу ООО «Фарватер». Схожего мнения придерживается информированный источник „Ъ“ в казанском «Татфлоте», сообщивший, что «с документами у компании все в порядке» (как рассказывал „Ъ“ 2 сентября, СК «Татфлот» с помощью инвестора удалось выйти из длившейся более шести лет процедуры банкротства и вернуть себе все имущество общей стоимостью более 514 млн руб., некогда переданное в созданное на его основе ОАО «Азимут») и «причины (проигрыша в конкурсе.—„Ъ“) в действительности какие-то другие». В свою очередь, в пресс-службе Минтранса Татарстана „Ъ“ сообщили, что «Татфлот» участвовал в данном тендере «по просьбе Минтранса Саратовской области», «проигрыш особого экономического значения для региона не имеет и оспаривать его итоги компания не будет». 
 
Министр транспорта Саратовской области Иван Панков заявил „Ъ“, что конкурс «был проведен строго в рамках действующего законодательства, поэтому все претензии ПРУ абсолютно безосновательны». Бывший директор КРПА Александр Бабурин считает, что официально названная саратовским Минтрансом причина, «безусловно, могла сыграть свою роль: ведомство, памятуя прошлогоднюю путаницу с действительным исполнителем контракта (начинало навигацию КРПА, а продолжил „Азимут“, взявший свои суда из аренды у КРПА), решило больше не наступать на те же грабли». Управляющий Поволжской дирекцией юридической компании VEGAS LEX Александр Вязовик говорит, что нарушение только формальных требований к проведению конкурса вряд ли послужит основанием для признания тендера недействительным. По словам юриста, необходимо также доказать дискриминационный характер его условий.
 
 
Татьяна Никитина, Саратов; Любовь Шебалова