ГЛАВА САРАТОВСКОГО УФАС: КОНКУРЕНЦИЯ И РЕКЛАМА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ

Как и с кем работает антимонопольная служба? Почему в век интернета сложно защищать авторские права? На эти и другие вопросы «БВ» ответила руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Людмила Борисова.

— По каким путям развивается сотрудничество УФАС и Торгово-промышленной палаты Саратовской области?

— Существует несколько направлений сотрудничества и все они очень важные. Например, это взаимодействие в рамках разработки Стандартов развития конкуренции. Антимонопольный орган, который контролирует состояние развития конкуренции, не может находиться в стороне. А Торгово-промышленная палата объединяет бизнес-сообщество. И соответственно, какая конкуренция, честная или не честная, развитая или не развитая, она все эти индикаторы видит. Поэтому в рамках сотрудничества обсуждается, какие рынки должны быть приоритетными, что наблюдается на социально значимых рынках, что думают предприниматели по этому поводу.

Один из примеров взаимодействия УФАС и ТПП – это проведение в ноябре 2015 года заседания Общественно-консультативного совета, созданного при нашем управлении. Темой мероприятия стал рынок медицинских услуг. Обсуждение было достаточно бурное и живое. Участие в заседании приняли представители министерства здравоохранения Саратовской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, УФАС, Торгово-промышленной палаты, частных медорганизаций. Были подняты такие вопросы, как выделение финансирования частным клиникам, оказывающим лечение в рамках полиса ОМС, законодательные ограничения в рекламе о медуслугах.

— К слову о рекламе – закон к медикам строг. Например, запрещен визуальный образ врача, чем многие недовольны.

— Да. Штрафные санкции достаточно большие, для юридических лиц они начинаются со 100 тысяч рублей, а за нарушение требований законодательства к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, БАДов – от 200 тысяч рублей. Конечно, есть те, кто уже оказался в роли нарушителя, кому пришлось заплатить штраф. В том числе и на этом заседании представитель такой компании присутствовал.

— А ведет ли УФАС разъяснительную методическую работу, чтобы предприниматели могли избежать этих нарушений заранее? Нужна ли такая работа, чтобы предупредить нарушения?

— То, что она нужна, мы даже не обсуждаем. Нужна однозначно. Мы со своей стороны стараемся максимально доносить информацию, с одной стороны, до заинтересованных предпринимателей, но с другой стороны — и до потребителей. Понятно, что предприниматели не хотят платить штраф, но не надо забывать и про другую категорию, что есть еще и потребители, которые могут быть введены в заблуждение рекламой.

— А по каким поводам сами предприниматели чаще всего обращаются в УФАС?

— Во-первых, это государственные и муниципальные закупки. Вторая составляющая — это контроль за публичными процедурами, но не в рамках 44-го федерального закона о контрактной системе, а когда, например, сдаются в аренду лесные участки, земельные, акватория. Есть ситуации и более частного характера, когда конкурент обвиняет другого в недобросовестной конкуренции.

Последний пример — это магазин «Детский мир». ОАО «Детский мир» (Москва) обратилось к нам с заявлением о нарушении ЗАО «Детский мир» (Саратов) антимонопольного законодательства. Московский «Детский мир» как правообладатель товарного знака считал, что саратовский магазин незаконно использует в составе своего фирменного наименования словесное обозначение «Детский мир». Мы начали выяснять саму историю создания, как создавались «Детские миры» в Советском Союзе. Они создавались как близнецы-братья на основании специального постановления, в городах-милионниках. Были определенные требования, что «Детский мир» — это не любой магазин, а специально созданное, обязательно двухэтажное помещение, в нем обязательно должен быть эскалатор, должен быть определенный ассортиментный перечень. Саратовский «Детский мир» известен жителям с 1986 года, он был создан на основании этого постановления и работал на узнаваемость бренда, поэтому мы приняли решение об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.

— Получается, что «Детский мир» — это фактически не товарный знак, а звание, категория магазина?

— Это ряд магазинов, которые именно таким образом создавались. И они создавались же не только в Саратове, но и по всему Советскому Союзу. Сейчас они действуют не только в РФ. «Детские миры» присутствуют и на территории Таможенного союза, и они были созданы по тому же постановлению советского времени. Поэтому здесь вопрос в итоге может оказаться более глобальным. Это дело затрагивает не только Саратов. Аналогичные ситуации есть и в других регионах.

Но мы видим, что есть и другая категория «Детских миров» и там «Детский мир» московский прав. Когда только что появился индивидуальный предприниматель и он себя назвал «Детский мир». Вот здесь как раз недобросовестная конкуренция. Есть те, кто вкладывались, раскручивали этот бренд, а кто-то другой взял, открыл и так же себя назвал, незаконно используя результаты чужой интеллектуальной деятельности.

— А насколько часты обращения в УФАС по поводу нарушения авторских прав?

— Их не так много. Наверное, их должно быть больше. Такие обращения исчисляются десятками. Сферы, которые они затрагивают, абсолютно разные: например, создание программного обеспечения. Предположим, какая-то фирма использовала программное обеспечение, которое принадлежит мне как разработчику, а поскольку исходные данные не знают, то вклинились в эту программу, стали ее дорабатывать. В итоге на рынке появилось нечто, мешающее добросовестной конкуренции. Были такие обращения.

Кроме товарных знаков есть еще и патенты на промышленные образцы, полезные модели. Одно из таких дел было рассмотрено по заявлению правообладателя патентов на промышленный образец «Пластиковый фужер». У технологии их изготовления тоже есть автор, есть документы, как они должны компоноваться, как должна выглядеть пресс-форма, какая должна быть ножка. Мы разбирались, кому, что и как принадлежит.

— Это ведь сложнейшая работа экспертов.

— В общем-то, да. Законодательство тоже развивается. Когда-то 4-й части Гражданского кодекса у нас не было, сейчас она есть. На последнем заседании Общественно-консультативного совета член совета выступала с докладом о том, что в связи с быстрым развитием информационных технологий, очень сложно защищать авторские права и законодательство, видимо, должно быть другим. Наши традиционные представления говорят нам о том, что кто первый написал, тот автором и является. А если работа шла через интернет — у одного идея, у другого — доработка, у третьего — музыка. В итоге выходит произведение, в создании которого участвовали одновременно несколько человек. Кто автор, как это должно защищаться? Они ведь могут находиться территориально в разных местах и делать все в режиме он-лайн. Какое законодательство должно подлежать применению? Здесь ведь уже стык российского законодательства и внутреннего законодательства других стран.

— Более обширная тема, с которой приходится сталкиваться УФАС — система госзакупок. Наши саратовские общественники выявили категорию так называемых «профессиональных жалобщиков». Они утверждают, что есть предприниматели, которые специально подают жалобы в контролирующие органы, в том числе и в УФАС, чтобы потеснить конкурента или даже выманить с него какую-то сумму за отзыв своей жалобы. Такая категория существует, или общественники немного преувеличивают?

— Окончательно ответить на вопрос, происходит вымогательство денег или нет, не в нашей компетенции. Если это действительно так, то надо информировать правоохранительные органы. У нас бывают единичные ситуации, когда при рассмотрении жалобы представитель заказчика, присутствующий на рассмотрении, говорит, что тот, кто подал жалобу, предлагал ему совершить какие-то не совсем законные действия. Если мы такое слышим, то мы практически сразу информацию передаем в правоохранительные органы. Если мы видим, что подается достаточно много жалоб, а потом они отзываются, мы не можем сделать вывод, по какой причине они отозваны. С точки зрения закона это допустимая вещь. Но если мы понимаем, что у нас есть один и тот же жалобщик, который то подает, то отзывает свои обращения, то мы информируем правоохранительные органы.

— А кто чаще нарушает законодательство о закупках, заказчики или подрядчики?

— Мы контролируем здесь процедуру закупки: стадию объявления торгов и стадию заключения контракта. Вопрос, как контракт исполняется, мы можем видеть только, когда нам поступает информация о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Такие обращения есть и они не единичны. Нарушения есть и у заказчиков, и у подрядчиков. Я бы сказала, что они здесь на паритетной основе.

— На Ваш взгляд как специалиста, в какой части требует усовершенствования сама система госзакупок?

— Как орган исполнительной власти мы работаем с теми законами, которые есть. А вопрос, в какой части что хотелось бы поменять, это больше прерогатива законодательных органов. Но по тем жалобам, которые поступают, есть вопросы по описанию объекта закупки.

Для примера возьмем строительство дороги. Мы привлекаем к ответственности заказчика за то, что он утвердил документацию, в которой не были установлены требования к результатам работ. Штраф за утверждение документации с нарушением относительно небольшой — 3 тысячи рублей. Озвучивается позиция: давайте признаем это нарушение малозначительным, ничего страшного не случилось. Мы задаем вопрос: хорошо, мы выявили нарушение, сейчас уже время прошло, у вас дорога построена, у вас все хорошо, ничего страшного не случилось, вам как надо ее построили? — Да что вы! Мы не принимаем выполненные работы, потому что у нас нет щебеночного слоя, песок сразу на грунт положили. А ведь это следствие того, что не были первоначально установлены требования к результатам выполнения работ. Как доказать, что исполнитель что-то нарушил, если ему с самого начала в контракте не прописали, какая должна быть дорога и из чего она должна быть сделана? Эта грань всегда должна соблюдаться, но нельзя сказать, что это проблема закона.

— То есть, прежде всего, должен быть грамотный заказчик и грамотный исполнитель?

— Да. Если установлены требования, а подрядчик выполнил работу плохо, есть возможность на него повлиять, в том числе и финансово, штрафные санкции наложить в объеме не выполненных работ в трехкратном размере.

— И напоследок поделитесь, пожалуйста, планами на будущее по поводу взаимодействия с региональной ТПП и в целом с саратовским бизнес-сообществом.

— Планы на будущее — продолжать взаимодействие и сотрудничество. И поскольку развиваются общественные отношения, развивается ситуация на соответствующих рынках, мы понимаем, что идем практически рука об руку с Торгово-промышленной палатой и другими объединениями.

Вопросы задавала Маргарита Нерода