Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г.Саратова за 2009-2010 год.
Общие положения
Для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, использован Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 (далее - Порядок).
Основанием для проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территории г.Саратова является поручение ФАС России от 30.12.2010 исх. № АК/47825 "О методических рекомендациях по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению".
Целью проведения данного анализа является:
- определение положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению,
- определение доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению,
- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по услуг по водоснабжению и водоотведению.
Источниками исходной информации для проведения анализа исследуемого товарного рынка были использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных районов Саратовской области, Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, а так же сведения хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на рынке по теплоснабжению.
Определение временного интервала исследования
рынка услуг по водоснабжению и водоотведению
В соответствии с поручением ФАС России (письмо от 30.12.2010 исх. № АК/47825) временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка будет период 2009 – 2010 гг. Изучив сложившиеся характеристики, для целей исследования рассматриваемого товарного рынка проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке по водоснабжению и водоотведению.
Определение продуктовых границ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
- товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географически) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
Учитывая вышеизложенное, а также в соответствии с поручением ФАС России (письмо от 30.12.2010 исх. № АК/47825) товаром анализируемого рынка будет услуга по водоснабжению и услуга по водоотведению.
Определение географических границ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению
В соответствии с Порядком географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает, или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.
Учитывая специфику изучаемого рынка, а также в соответствии с поручением ФАС России (письмо от 30.12.2010 исх. № АК/47825) географическими границами анализируемого товарного рынка будет являться территория, ограниченная административными границами г.Саратова.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих
на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению
Потребителями услуг водоснабжения и водоотведения в административных границах г.Саратова, являются как юридические лица, так и физические лица.
Объем рынка и долей хозяйствующих субъектов
на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению
Расчет общего объема рынка услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009-2010 гг. в обозначенных продуктовых и географических границах рассматриваемого товарного рынка, а так же долей хозяйствующих субъектов на рынке произведен на основании показателей оказанных услуг водоснабжения и водоотведения, в связи с тем, что указанный метод позволяет наиболее точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на изучаемом рынке с точки зрения конкуренции.
Наибольшую долю в 2009 – 2010 гг. на исследуемом товарном рынке занимает МУПП "Саратовводоканал".
Определение уровня концентрации на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению
Для определения уровня концентрации рассматриваемого товарного рынка используются следующие показатели:
- коэффициент рыночной концентрации (CR3);
- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
Данные показатели представлены в таблице:
Таблица
| 2009 | 2010 |
водоснабжение | ||
CR-3 | 99,94 | 99,94 |
HHI | 9886,64 | 9905,39 |
водоотведение | ||
CR-3 | 99,95 | 99,94 |
HHI | 9398,62 | 9357,37 |
В соответствии с полученными данными коэффициента рыночной концентрации (CR3), индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), можно сделать вывод о высоком уровне концентрации на рынке услуг по теплоснабжению, так как:
70 % < CR 3 < 100 % и 2000 < HHI < 10 000, что соответствует критериям, указанных в п.7.2 Порядка.
Определение барьеров входа на рынок услуг по водоснабжению и водоотведению
В соответствии с Порядком, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.
Основными барьерами входа на рынок услуг по водоснабжению и водоотведению, являются экономические ограничения, которые выражаются в необходимости осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
Оценка состояния конкурентной среды
на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению
1. В обозначенных продуктовых и географических границах на рынке услуг по водоснабжению в 2009 году присутствовали 12 хозяйствующих субъекта, в 2010 – 12 хозяйствующих субъекта оказывающих данные услуги, по водоотведению в 2009 году – 12 хозяйствующих субъекта, в 2010 – 12 хозяйствующих субъекта оказывающих данные услуги.
2. Коэффициент рыночной концентрации (CR3) за 2009 год по водоснабжению составлял 9886,64 %, за 2010 - 9905,39 %, по водоотведению 2009 - 9398,62 %, 2010 - 9357,37
Таким образом, рынок услуг по водоснабжению и водоотведению в административных границах г.Саратова за 2009-2010 гг. являлся высококонцентрированным.