Федеральный арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность и обоснованность решения и предписания Саратовского УФАС России в отношении комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области

Напомним:

В декабре 2010 года Комиссия Саратовского УФАС России рассмотрела дело по признакам нарушения  Комитетом по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Нарушение выразилось в размещении Комитетом на сайте www.goszakaz.saratov.gov.ru Инструкции для участников размещения заказа по работе с АИС "Госзакупки" для формирования котировочных заявок в форме электронных документов и совершении Комитетом действий, предусмотренных данной Инструкцией.

Как следует из материалов дела, данной Инструкцией предусмотрено обязательное прохождение участниками размещения заказа в Комитете процедуры получения пароля и логина для получения возможности подать котировочную заявку в форме электронного документа. При этом индивидуальный логин и пароль выдается Комитетом в течение 3 (трех) рабочих дней со дня предоставления необходимых документов. Иной возможности получения доступа в рабочую зону сайта www.goszakaz.saratov.gov.ru не существует.

Однако указанная выше процедура не предусмотрена Законом о размещении заказов и создает дополнительный барьер для участников размещения заказов, желающих участвовать в запросе котировок.

Кроме того, в Инструкции установлены требования к области применения сертификатов открытых ключей ЭЦП участников размещения заказа. Представляемая копия бланка сертификата открытого ключа ЭЦП должна иметь область применения (назначения) – "подписание электронных документов в автоматизированной информационной системе размещения государственного и муниципального заказа Саратовской области".

В связи с этим Комитетом было отказано ООО "Канцерна" в предоставлении доступа в рабочую зону сайта www.goszakaz.saratov.gov.ru, поскольку в предоставленной им копии сертификата открытого ключа ЭЦП не имелось указанной выше области применения.

Однако Комиссия, основываясь на нормах Закона об ЭЦП, с учетом  мнения Управления ФСБ России по Саратовской области, установила, что отказ Комитета Обществу в получении доступа в рабочую зону сайта www.goszakaz.saratov.gov.ru по причине отсутствия необходимой области применения в открытом ключе ЭЦП был необоснован.

Одновременно Комиссия установила, что в 16 сертификатах открытых ключей ЭЦП участников размещения заказа, которым Комитетом был предоставлен доступ в рабочую зону сайта www.goszakaz.saratov.gov.ru для получения возможности подать котировочную заявку в форме электронного документа, не указана требуемая Комитетом область применения.

Между тем, владельцы данных сертификатов открытых ключей ЭЦП были допущены Комитетом в рабочую зону сайта www.goszakaz.saratov.gov.ru и им были выданы соответствующие логины и пароли, что также свидетельствует об ограничении прав ООО "Канцерна".

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссия установила, что размещение на сайте www.goszakaz.saratov.gov.ru Инструкции и осуществление Комитетом предусмотренных этой Инструкцией действий не относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, противоречит положениям Конституции Российской Федерации и законодательству о размещении заказов, а также приводит к ограничению конкуренции и к нарушению гарантированной Конституцией свободы экономической деятельности. 

"По результатам рассмотрения дела, Комиссия Саратовского УФАС России признала Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и выдала ему предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства" – говорит заместитель руководителя Саратовского УФАС России Людмила Борисова.

Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с просьбой признать недействительными решение и предписание антимонопольного органа. Однако суд отказал Комитету в удовлетворении требований.

11.08.2011 решение суда первой инстанции было поддержано постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

Не согласившись с вынесенными судебными актами,  Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области обратился в кассационную инстанцию.

22.11.2011 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, подтвердив законность и обоснованность решения и предписания Саратовского УФАС России в отношении комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области.

Справочно: согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(845-2) 27-72-50