Арбитражный суд подтвердил решение Саратовского УФАС России о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» и АО «Автоколонна № 40» участниками антиконкурентного соглашения

13 августа 2020 года Арбитражный суд Саратовской области признал законным решение Саратовского УФАС России о признании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», АО «Автоколонна № 40» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции*.

Нарушение выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения – направленного на ограничение доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Управлением было установлено, что ГБУ СО «Управление пассажирских перевозок» (правопреемник ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства») заключило в 2015 году с АО «Автоколонна № 40» по результатам конкурса, договоры об организации перевозок и  багажа по 5 маршрутам (№248 «Энгельс (АРЗ) – Саратов (Главпочтамт)», 274-Б «с/х Новый – Саратов ЖДВ», 282-Б «Энгельс (с/х «Энгельсский») - Саратов ЖДВ», № 284 «пос. Прибрежный – Саратов (Ж/д вокзал)», 246 «п. Новоселово – Саратов (Ж/д вокзал»).

Между тем, перевозка по указанным маршрутам осуществлялась не АО «Автоколонна № 40», а индивидуальными предпринимателями, не принимавшими участие в конкурсе.

В рамках вышеуказанных договоров АО «Автоколонна № 40» ежегодно получало субсидии из областного бюджета, в том числе в качестве компенсации недополученных доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан по межмуниципальным маршрутам. Так за 2018 год АО «Автоколонна № 40» получено субсидий, предоставляемых из областного бюджета в качестве возмещения недополученного дохода за перевозку льготных категорий граждан, в размере 85 499 316 рублей, при этом, до индивидуальных предпринимателей доходили лишь 75 % полученных субсидий, остальное использовалось обществом по собственному усмотрению.

Фактически индивидуальные предприниматели приобретали у АО «Автоколонна № 40»  право осуществления перевозок на указанных маршрутах.

Подобное поведение явилось следствием заключения данными субъектами антиконкурентного соглашения и участия в нём с целью ограничения доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В данном случае, неосуществление Министерством и ГБУ СО «Управление пассажирских перевозок» контроля за соблюдением обществом действующего законодательства в области автомобильного транспорта, фактически создало преимущества осуществления хозяйственной деятельности обществу, и не позволило потенциальным участникам конкурса участвовать в конкурсе на заведомо известных условиях. Указанное бездействие могло быть осуществлено только в рамках антиконкурентного соглашения.

Не согласившись с выводами антимонопольного органа Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обжаловало решение Саратовского УФАС России в Арбитражном суде, однако суд поддержал позицию Управления.

 

  • Установленный п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путём соглашения с хозяйствующим субъектом.

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(8452)27-56-38