• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Саратовского УФАС России, которые состоялись 20.10.2017

Вопрос Контракт по Закону о контрактной системе был заключен на поставку товара. Часть товара была поставлена, но с нарушением срока. Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта. Обеспечение было представлено в виде банковской гарантии, что будет с банковской гарантией? В каком размере требовать обеспечение?

Ответ: В силу ч.7 ст. 96 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Таким образом заказчик имеет право удержать обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

 

Вопрос Вправе ли заказчик описать в техническом задании характеристики товара одного производителя, при условии наличия на рынке большого количества поставщиков данного товара?

Ответ: Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, указание в техническом задании характеристики товара одного производителя может повлечь ограничение количества участников закупки.

 

Вопрос является ли нарушением Закона о контрактной системе если в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе не указано: время рассмотрения и информация, предусмотренная ч. 12 ст.53 Закона о контрактной системе (предложение участников конкурса, в конкретном случае в предложениях участников указано ценовые предложения и квалификация исполнителей. Должна ли эта информация указываться в протоколе (приложениях к нему) и размещаться на сайте.

Какая административная ответственность за это предусмотрена.

Ответ: Содержание протокола рассмотрения и оценки заявок определено ч.10 ст.53, ч.12 ст. 53 Закона о контрактной системе, требование об указании времени рассмотрения заявок, квалификации  исполнителей ценовых предложений предусмотрено Законом о контрактной системе.

Ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрена ч. 2.1. ст. 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

 

Вопрос Является ли нарушением Закона о контрактной системе установление в извещении об аукционе требований к участникам об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если предмет закупки не предусматривает закупку таких объектов, на которые заказчик по результатам исполнения контракта приобретает права.

Какая административная ответственность за это предусмотрена.

Ответ: пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 октября 2016 г. N ОГ-Д28-11932 , заказчик вправе не устанавливать в документации об осуществлении закупки данное требование, если в связи с исполнением контракта права на результаты интеллектуальной деятельности не возникают.

Вместе с тем, установление требования об обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не будет является нарушением Закона о контрактной системе.

Установление требований к участникам закупки в соответствии с п.8. ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе не содержит признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ,4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

Вопрос Статьей 34 (часть 14) Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26  статьи 95 Закона о контрактной системе.  В части 9 ст. 95 указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям предусмотренным ГК РФ, при условии, если это предусмотрено контрактом. Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в определенных случаях. Если в контракте не предусмотрено одностороннее расторжение контракта, может ли Заказчик при наступлении случаев, указанных  в ч.15 ст.95 (если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.) расторгнуть контракт в одностороннем порядке?

Ответ: Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не зависимо от наличия или отсутствия в контракте условия о возможности одностороннего расторжения контракта.

Вместе с тем в соответствие с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В Вашем случае необходимо руководствоваться специальной нормой, предусмотренной ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе, поскольку по общему правилу существует приоритет специальной нормы над общей

Вопрос Правомерно ли установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) Приложением 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки. С учетом решения от 22.08.2016 N АКПИ16-574, принятого Верховным Судом Российской Федерации, в настоящее время установление дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. ( Письмо ФАС России от 4 апреля 2017 г. N РП/21859/17)

 

Вопрос О закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в части ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг?

Ответ: Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом, годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать ста тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе,  в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившим силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.

При этом контрольный орган в сфере закупок при проведении контрольных мероприятий вправе проверить соблюдение заказчиком лимита объема закупок у единственного поставщика, установленного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. (Письмо ФАС от 25 апреля 2017 г. N РП/27902/17, Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N Д28и-3179.)

 

Вопрос Будет ли включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что на стадии исполнения контракта заказчиком установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) содержались в Реестре на момент подачи заявки?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта. (Письмо ФАС России от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17).

 

Вопрос Правомерно ли включение в один лот электронного аукциона двух видов услуг, таких как: охрана жилых помещений и проектирование, монтаж эксплуатационное обслуживание технических средств охраны жилых помещений?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации. участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

ФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений и анализ на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

В рамках проведения анализа на рынке услуг охраны жилых помещений ФАС России установлено, что услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений составляют отдельный рынок, который является менее концентрированным.

Также по результатам проведенных анализов было установлено, что организации, оказывающие охранные услуги, как правило, не оказывают услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, объединение услуг по охране объекта при помощи средств охранно-пожарной сигнализации и технического обслуживания систем охранно-пожарной сигнализации в один лот электронного аукциона может привести к ограничению количества участников закупки. (Письмо ФАС России от 21 мая 2014 г. № АЦ/20578/14).

Вопрос Правомерно ли отклонение заявки участника закупки, в случае если участник закупки в своей заявке указал только согласие на исполнение контракта на услугу с использованием товара и не указал конкретные показатели товара?

Ответ:

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;  несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Если в документации об Аукционе предусмотрено использование товара при оказании услуги и в требовании к содержанию первой части заявки указано требование о предоставлении конкретных характеристик товара, то в силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе  отклонение заявки правомерно.

 

  •  : Нужно ли вносить изменения в план-график, если сумма контрактов увеличилась или уменьшилась на 10 %.
  • : Согласно п. 1 ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также случаях увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, Закон о контрактной системе обязывает Заказчика вносить изменения в план-график в случаях увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта.

  • Можно ли использовать при расчете начальной (максимальной) цены контракта коммерческие предложения, не содержащие расчеты цены?
  • : Из содержания ст. 22 Закона о контрактной системы следует, что у Заказчика имеется обязанность произвести расчет начальной (максимальной) цены контракта.

Для правильности произведения Заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта предусмотрены Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – Методические рекомендации).

В п. 3.13.4 Методических рекомендаций установлено, что не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, в Письме Министерства экономического развития от 10.02.2015 года №Д28и-157 указано, что Заказчик вправе, но не обязан руководствоваться Методическими рекомендациями при определении и обосновании цены контракта при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

 

  • Можно ли при расчете НМЦК использовать коммерческие предложения, поступившие позже срока, указанного в запросе?

Ответ: Согласно п. 3.14 Методических рекомендаций при использовании в целях определения НМЦК ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.7 настоящих Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном пунктом 3.16 настоящих Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 настоящих Рекомендаций.

Вместе с тем, в Письме Министерства экономического развития от 10.02.2015 года № Д28и-157, указано, что Заказчик вправе, но не обязан руководствоваться Методическими рекомендациями при определении и обосновании цены контракта при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

 

  • Является ли нарушениями 44 Закона расчет НМЦК с коэффициентом вариации более 33 %?

Ответ: Для правильности произведения Заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта предусмотрены Методических.

Согласно п. 3.20.2 Методических рекомендаций совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

Вместе с тем, в Письме Министерства экономического развития от 10.02.2015 года № Д28и-157, указано, что Заказчик вправе, но не обязан руководствоваться Методическими рекомендациями при определении и обосновании цены контракта при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

 

  • Нужно ли во второй части заявки на технические средства реабилитации просить регистрационное удостоверение, или его можно получить при поставке товара, т.к. участник не обязан иметь товар на складе на момент участия в аукционе?
  • В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Таким образом, при проведении электронного аукциона заказчик должен установить во второй части заявки требование о представлении регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, в том числе на техническое средство реабилитации инвалидов.

При этом, в письме ФАС России от 23 октября 2014 г. N АД/43043/14 указано, что участникам закупки достаточно представить информацию о регистрационном удостоверении без обязательного предоставления его копии в составе своей заявки.

 

Вопрос: По результатам проведенного аукциона заключен контракт на полиграфические услуги.

Согласно условиям контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения контракта в порядке, предусмотренном частями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случае отступления Исполнителя в услуге от условий контракта или иных недостатков, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.

Услуги в сроки, определенные контрактом исполнителем не оказаны. Исполнитель в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, при этом решение было направлено заказчику после истечения срока оказания услуги (спустя 20 дней). Свое решение исполнитель обосновал тем, что утратил интерес к исполнению контракта, считает, что заказчик не понес никаких убытков и требует вернуть обеспечение исполнения контракта, ссылаясь на часть 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой «Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта».

При этом, пунктом 2 статьи 782 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Заказчик направил исполнителю требование об уплате штрафа в размере, предусмотренном контрактом.

- должен ли заказчик в данном случае был принимать одностороннее расторжение контракта исполнителем или он должен предпринять действия по внесению исполнителя в РНП?

Ответ:

Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Таким образом, в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта такая информация в реестр недобросовестных поставщиков не включается.

 

Вопрос:

- должен ли заказчик вернуть обеспечение исполнения контракта, если одним из пунктов контракта было предусмотрено, что «Обеспечение исполнения обязательств по Контракту, предоставленное в форме перечисленных денежных средств возвращается Исполнителю, с которым заключен Контракт, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту в течение 15 рабочих дней с момента полного исполнения данным участником своих обязательств по Контракту», ведь исполнитель надлежащим образом не исполнил обязательств по контракту?

Ответ:

Заказчик возвращает обеспечение исполнения контракта исполнителю только в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту.

 

Вопрос:

- если все-таки заказчик должен вернуть обеспечение исполнения контракта, то вправе ли он удержать сумму штрафа, которая меньше, чем обеспечение исполнения контракта?

Заказчик вправе удержать сумму штрафа из обеспечения исполнения контракта.

 

  • : При внесении изменений в заключенный государственный контракт в части увеличения/уменьшения количества товара, объема работ/услуг увеличивается/уменьшается цена заключенного государственного контракта и соответственно сумма штрафа, указанная заказчиком в государственном контракт. Такие изменения, как увеличение/уменьшение суммы штрафа, также указывается заказчиком в дополнительном соглашении, которым оформляется увеличение/уменьшение количества товаров, объема работ/услуг?
  • : Поскольку размер штрафа зависит от цены контракта, изменение цены контракта и как следствие размера штрафа не будет противоречить законодательству о контрактной системе.

 

  • : При размещении в ЕИС документации о закупке заказчиком в проекте государственного контракта было указано, что наименование, характеристики и сумма товаров, работ, услуг указаны в спецификации к проекту, однако в самой спецификации заказчик прописал «Наименование товаров, работ, услуг», «Характеристики товаров, работ, услуг», «Количество товаров»/«Объем работ/услуг», «Цена за ед., руб.», «Сумма, руб.». Будет ли являться нарушением, если заказчик, готовя государственный контракт к заключению, приведет в соответствие пункт, в котором указано «Наименование, характеристики и сумма товаров, работ, услуг указаны в спецификации к проекту» самой спецификации, прописав «Наименование характеристики товаров, работ, услуг, количество товаров/объем работ/услуг, цена за единицу, сумма указаны в спецификации»?
  • : В силу ст. 34 закона о контрактной системе изменений условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренный ст. 95 Закона о контрактной системе. При этом, ситуация, изложенная в Вашем вопросе не подпадает под случаи, указанные в ст. 95 Закона о контрактной системе. Заказчик направляет проект контракта с включенными в него условиями.

 

  • : При формировании сведений о заключенном государственном контракте в ЕИС должен ли заказчик указывать этапы государственного контракта, если в самом государственном контракте прописано – оплата осуществляется по факту поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) срок поставки товара прописан до определенного числа, что дает возможность поставщику (подрядчику, исполнителю) поставлять товар партиями – а в плане-графике закупок никакой поэтапности по закупке не предусмотрено? Не будет ли в дальнейшем считаться нарушением тот факт, что заказчик в сведениях о заключенном государственном контракте укажет один этап, а в ходе исполнения государственного контракта будет размещать в ЕИС отчеты об исполнении отдельных этапов государственного контракта ввиду поэтапного исполнения государственного контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?
  • : В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено. Данная позиция изложена в письме Письмо Казначейства России от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5 "О рассмотрении обращения о разъяснении вопросов, связанных с отдельным этапом исполнения контракта"

 

  • : Входит ли обязанность заказчика крепить на ОС расчеты НМЦК по закупкам до 100 тыс. рублей?
  • : В силу ст. 93 Закона о контрактной системе размещение информации в ЕИС о контрактах до 100 тысяч рублей не предусмотрено.

 

  • : Нужно ли проводить определение НМЦК для плана-графика 2018 года по закупкам до 100 тысяч рублей, ведь времени на все расчеты 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО?
  • : Частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения указанной части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 указанной статьи.

Согласно части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.

Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются.

 

  • : В совокупный годовой объем закупок какого года нужно включать сумму средств, предусмотренных для объявления закупки в 2017 за счет средств 2018 года?
  • : Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 26.01.2017 N Д28и-227.

Таким образом, в совокупный годовой объем закупок 2018 года нужно включать сумму средств по контрактам заключенных до начала финансового года и подлежащие оплате в следующем финансовом году.

Учитывая изложенное, заказчик не может планировать и осуществлять закупки в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

 

  • : Можно ли в плане закупок укрупнить закупки одной суммой по разным ОКПД2, но относящимся к одной группе, например, технические средства реабилитации?
  • :

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о контрактной системе в планы закупок включаются:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона;

3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;

7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) представляет собой цифровой машиночитаемый код, который указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Ключевая задача ИКЗ заключается в обеспечении взаимосвязи указанных документов (ч. 2 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

ИКЗ формируется с использованием кода бюджетной классификации (далее – КБК), определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одной закупке, а в том случае, если закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов, то одному лоту соответствует один ИКЗ.

В случаи, если товары будут закупаться в рамках одной закупки, то возможно объединить различные товары в одну закупку с соблюдением требований ст. 33 Закона о контрактной системе.

 

Вопрос: В рамках реализации мероприятий федеральной программы «Я - предприниматель» выделены субсидии субъекту РФ и в соглашении о предоставлении субсидий указан перечень мероприятий, среди которых:

  1. оказание, консультационных услуг молодым предпринимателям;
  2. проведение конкурса бизнес-проектов;
  3. отбор физических лиц, имеющих склонности к занятию предпринимательской деятельностью, для прохождения ими обучения.

В соглашении и методических рекомендациях по проведению в субъектах РФ указанной программы определены требования к проведению указанных мероприятий, в том числе, например, при проведении отбора физических лиц имеющих склонности к занятию предпринимательской деятельностью, для прохождения ими обучения, установлены требования к квалификации экспертов: ' наличие высшего образования, наличие практического опыта работы по специализации, наличие разработанной и внедренной методики, общий стаж работы по специализации не менее 5 лет.

Аналогично, при проведении консультационных услуг молодым предпринимателям установлены требования к уровню консультантов:

  1. наличие высшего образования в области экономики, менеджмента, финансов, юриспруденции, маркетинга, системы налогообложения (копия диплома);
  2. наличие опыта работы в оказании консультационных услуг не менее 3 лет (справка-резюме кандидата, трудовая книжка и т.д.);
  3. предпочтительно наличие дополнительных знаний в области, соответствующей тематике консультирования (сертификаты о прохождении бизнес-тренингов, дипломы о повышении квалификации т.д.);
  4. предпочтительно наличие опыта в ведении предпринимательской деятельности не менее 5 лет (справка-резюме кандидата, трудовая книжка, свидетельство о ведении предпринимательской деятельности и т.д.).

Вправе ли заказчик при размещении закупки путем проведения аукциона на определения исполнителя услуг по: оказанию консультационных услуг молодым предпринимателям, проведению конкурса бизнес-проектов, отбору физических лиц, имеющих склонности к занятию предпринимательской деятельностью, для прохождения ими обучения при описании характеристик оказываемых услуг в техническом задании установить вышеперечисленные требования к уровню экспертов, консультантов, членов жюри конкурса бизнес-проектов, которых обязан привлечь исполнитель услуги.

Если нет то, каким образом, заказчику соблюсти требования к уровню проведенных мероприятий, установленные органом власти, который предоставил субсидии?

 

  • Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, вышеуказанная норма запрещает заказчику при описании объекта закупки включать в документацию о закупке вышеуказанные требования, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

При этом, при проведении конкурса Заказчик вправе предъявлять квалификационные требования к участником закупки.

 

  •   При размещении закупки услуг по изготовлению полиграфической продукции в извещении был указан объем (количество) - 1 усл. ед. Код по ОКПД2 указан именно на услугу. В техническом задании к документации о закупке при описании характеристик оказываемой услуги указано количество изготовленных бланков, календарей, визиток и т.д., требования к бумаге, на которой изготавливается продукция. В инструкции по заполнению заявки в документации об аукционе были установлены требования к участнику о предоставлении в составе первой части заявки только согласия участника.

В ходе проведения аукциона НМЦК снизилась на 20%. Вправе ли заказчик при заключении контракта, предметом которого является оказание услуги, увеличить цену контракта до НМЦК на основании части 1В статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в которой определено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

В данном случае, как указано выше, в извещении количество товара указано не было, предмет контракта - оказание услуги, а не поставка товара.

Если не вправе, то под какую статью КоАП РФ подпадает данное нарушение?

Ответ: Согласно ч.18 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Таким образом, Закон о контрактной системе позволяет изменять количество товара только при поставке товара.

  •  

 

  • Обязан ли заказчик при осуществлении закупок по пункту 4 статьи 93 Закона о контрактной системе (до 100,00 тыс. рублей) обосновывать НМЦК путем анализа рынка и запросом не менее 3 коммерческих предложений. Как это сделать, если закупка осуществляется через подотчетное лицо, например, купили лампочку, тряпку для мытья пола, две батарейки для замены в настенных часах в обычном хозяйственном магазине?

Ответ: В силу ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 52 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются.

При этом, Законом о контрактной системе закреплен принцип эффективности осуществления закупок

 

Вопрос: При наличии утвержденного Положения по 223-ФЗ, имеет ли право заказчик осуществить закупку за счет средств от иной приносящей доход деятельности в соответствии с 44-ФЗ

            Ответ: В соответствии с ч. 1 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона о контрактной системе принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и пунктах 1 - 3 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона о закупках, но только в случаях, установленных частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование), бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона о контрактной системе (письмо Минэкономразвития РФ от 06.06.2016 №Д28и-1484).

Вопрос: Частью 2 статьи 15 федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки. Значит ли это, что Заказчик должен ежегодно переутверждать и размещать в ЕИС Положение о закупках по 223-ФЗ?

Ответ: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установил право бюджетных учреждений осуществлять часть своих закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Какие закупки бюджетных учреждений позволено вывести за рамки контрактной системы содержится в ч. 2 ст. 15 Закона о закупках.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Нормы Закона о закупках не регулируют и не предусматривают обязанности ежегодно переутверждать и размещать в ЕИС Положение о закупках, а также периодичность внесения изменений в положение о закупке.

Частью 1 ст. 4 Закона о закупках предусмотрена возможность вносить изменений в утвержденное положение.

Порядок размещения положения о закупке утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" (далее - Положение).

Так, пунктом 12 Положения установлено, что для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.

Изменения в положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 Положения.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в положение о закупке неограниченное количество раз, при этом при внесении указанных изменений заказчику необходимо разместить в единой информационной системе измененный электронный вид положения о закупке, а также электронный вид документа, содержащего перечень внесенных изменений в положение о закупке.

Данная позиция установлена в Письме Минэкономразвития России от 18.08.2016 N ОГ-Д28-9834.

Вопрос: Заказчик работает по 223-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" определены субъекты, которые обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик под данную категорию не подпадает. Будет ли нарушением (ограничением конкуренции), если заказчик, который не обязан проводить закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства, такую закупку провел?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Обязанность осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства установлена Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление) в отношении ограниченного круга субъектов (Заказчиков).

Таким образом, проведение Заказчиком закупки только у субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае если он не подпадает под категорию субъектов обязанных в силу Постановления осуществлять подобные закупки не соответствует требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Вопрос: Как будут проводиться закупки для 1 квартала 2018 года?

Ответ: В соответствии с ч. 5.1 ст. 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Таким образом, отдельного порядка проведения закупок с разбивкой по кварталам Законом о закупках не предусмотрено.

Вопрос: На какой процент может быть увеличена сумма договора, заключенного у единственного поставщика на поставку электроэнергии, тепло и водоснабжения?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, а равно порядок и условия заключения договора Заказчик  устанавливает в собственном положении о закупке, которым и будет руководствоваться наряду с требованиями законодательства о закупках.

Вопрос: На момент окончания действия договора, заключенного с  единственным поставщиком на поставку электроэнергии, тепло и водоснабжения, договор не исполнен в полном объеме. Имеем ли мы право расторгнуть договор или есть необходимость в заключение дополнительного соглашения на уменьшение цены.

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 статьи 420, пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора (то есть соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей) возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими федеральными законами или договором.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, Заказчик должен руководствоваться указанными выше положениями с учетом требований положения о закупке.

Вопрос: Можно ли объединить в одну закупку следующие продукты: кефир, ряженка, снежок, молоко, сметана, творог, йогурт, сыр, масло сливочное, маргарин? Каким нормативным документом регулируется данный вопрос?

Ответ: В соответствии  с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами в том числе, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При формировании закупки заказчику необходимо учитывать также способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в закупке.

Следовательно, включение, например, такого товара как сыр, маргарин в один лот с молоком и молочной продукцией с учетом объемов поставки в некоторых случаях может ограничить возможность участия в закупке поставщиков молока и молочной продукции.

Вопрос: Имеет ли право учреждение, работающее по 223-ФЗ закупить товар из Перечня Т, Р, У по электронному аукциону – РП РФ от 21.03.2016г. № 471-р способом у единственного поставщика.

Ответ: Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме для Заказчиков осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона о закупках.

Вопрос: Имеет ли право Заказчик корректировать опубликованный план закупок, если закупка проводиться не будет?

Ответ: В соответствии с п. 8 Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Вопрос: Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году для автономных учреждений?

Ответ: Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках автономные учреждения обязаны применять положения указанного Федерального закона при осуществлении закупки товаров, работ, услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352) с 1 января 2016 года осуществлять закупки у субъектов МСП обязаны заказчики, у которых годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 2 млрд. рублей.

Остальные заказчики согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 не обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчики вправе осуществлять как путем проведения торгов, так и с использованием любого способа закупки, предусмотренного положением о закупке, в том числе закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 проведения закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) закупки, в которых могут принять участие любые участники в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства;

2) закупки, участниками которых будут только субъекты малого и среднего предпринимательства;

3) закупки, в которых могут поучаствовать любые участники, но при этом заказчиком установлено условие о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Размер годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составить не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок. При этом 10% из этого объема (в стоимостном выражении) должны составлять закупки, в которых было установлено ограничение об участии только субъектов МСП (в соответствии с подп. "б" п. 4 Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

Для определения конкретного объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчику необходимо определить совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и от данного объема рассчитать соответственно годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, с 1 января 2017 года вступает в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках, которая предусматривает, что в случае неисполнения обязанности по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года заказчик в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля, будет обязан руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Причем данное ограничение вступит в силу, если:

- заказчик не осуществил закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, предусмотренном Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352;

- заказчик указал недостоверную информацию в годовом отчете об объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- заказчик не разместил годовой отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для проведения закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчику необходимо утвердить перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых будут осуществляться подобного рода закупки.

В случае если начальная (максимальная) цена договора не превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если же начальная (максимальная) цена договора превышает 50 млн. рублей и не превышает 200 млн. рублей, заказчик может провести как закупку среди субъектов малого и среднего предпринимательства, так и закупку, участниками которой могут быть любые лица.

Вопрос: Необходимо ли выделять определенный процент закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), если заказчик автономное учреждение?

 

Ответ на вопрос рассмотрен выше

 

Вопрос: Потребность учреждения в продуктах питания на октябрь-декабрь 2017 года.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, определение потребности в товаре, работе, услуги относится к компетенции Заказчика.

 

Вопрос: Общие вопросы по применению 223-ФЗ

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Осуществление закупок осуществляется в соответствии с законодательством о закупках.

 

Вопрос: Реализация Постановления Правительства РФ о 06.07.2017 № 804

 

Постановление Правительства РФ от 06.07.2017 № 804 «О внесении изменений в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данным Постановлением расширяется Перечень видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых установлены ограничения допуска при закупках для государственных и муниципальных нужд.

Перечень дополнили следующим оборудованием:

- приборы и аппаратура для телекоммуникаций - 26.51.44.000;

- устройства электрической сигнализации, оборудование, которое обеспечивает безопасность или управляет движением на дорогах - 27.90.70.000. Например, камеры контроля скорости или светофоры;

- радионавигационная аппаратура для работы в системе ГЛОНАСС - 26.51.20.121;

- оборудование для измерения или контроля электрических величин - 26.51.45.190.

Напомним, что, закупая товары из перечня, заказчик должен отклонить заявки на поставку иностранных товаров. Это правило действует при следующих условиях:

- подано хотя бы две заявки на поставку отечественной продукции;

- все указанные заявки отвечают требованиям;

- в заявках не предлагается один и тот же вид товара одного производителя.

Изменения вступают в силу 19 июля 2017 года. Если заказчик начал проводить закупку товаров, которые были включены в перечень, до этой даты, вносить изменения в закупочную документацию и устанавливать ограничения не надо.

 

Вопрос: Обязательно ли включать в закупочную документацию на проведение работ требования Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» если территориально понятно, что иностранные лица оказывать услуги не будут.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При осуществлении конкретной закупки требования к участникам должны содержаться в документации о закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках). За предъявление требований, не указанных в такой документации, предусмотрена административная ответственность. Запрет на данные действия установлен ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925).

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Закона о закупках.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 вступило в силу с 1 января 2017 года.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 предполагает предоставление приоритета при закупках в рамках Закона о закупках: товарам российского происхождения; работам, выполняемым российскими лицами; услугам, оказываемым российскими лицами, - перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона о закупках, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Пункт 5 Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925  устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте.

Таким образом, заказчик вправе включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения.

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество.

 

Вопрос: Срок подачи заявок в запросе котировок по 223-ФЗ?

 

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В ч. 3 ст. 3 Закона о закупках упомянуты следующие способы закупок: конкурс;  аукцион; иные способы закупки.

Иными способами закупки могут являться, например, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), запрос котировок, запрос предложений, другие способы, установленные заказчиком в положении о закупке.

При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

 

Вопрос: Срок заключения договора по итогам проведения запроса котировок по 223-ФЗ?

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, не установление в Положении срока заключения договора по результатам закупки, учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

 

Вопрос: Вправе ли заказчик прописать в положении о закупках и применить в работе?:

Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения запроса котировок (цен) в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того, он также может принять данное решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок в случае:

- отсутствия соответствующего финансирования / софинансирования;

- исчезновения потребности в закупаемых товарах (работах/услугах);

- существенного изменения обстоятельств.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Случаи, при которых Заказчик вправе будет принять решение об отказе от проведения запроса котировок (цен) должны быть установлены в положении о закупках.

В соответствии с п. 8 Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Кроме того, согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» в случае если положением о закупке, размещенном в единой информационной системе, предусмотрено размещение в единой информационной системе информации об отказе заказчика от проведения закупки и заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки, документ, содержащий сведения об отказе от проведения закупки, размещается в единой информационной системе.

 

Вопрос: Является ли обязательным проведения торгов по 44-ФЗ на аренду автотранспортных средств на сумму до 100 тыс.руб.

 

При заключении  договора аренды учреждения должны действовать следующим образом. Казенные учреждения и бюджетные учреждения должны применять порядок, установленный Законом о контрактной системе. Это прямо указано в  п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Если учреждение применяет порядок, установленный  Законом о контрактной системе, то при заключении договора аренды возможны следующие варианты: проведение конкурентной процедуры (открытый конкурс,  электронный аукцион,  запрос котировок); закупка у единственного поставщика.

Выбор способа закупки, в первую очередь, зависит от  объекта аренды. По общему правилу выбирать арендодателя заказчик должен путем проведения конкурентной закупки – открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Но при этом есть возможность заключить договор с единственным поставщиком.

В данном случае Заказчик вправе заключить договор аренды автомобиля с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (до 100 тысяч рублей).

В этом случае при заключении контракта обосновывать выбор способа и цену не нужно. Вместе с тем, такое обоснование должно быть выполнено при формировании плана-графика закупок. Это следует из  ч. 3 ст. 18 Закона о контрактной системе.