ФАС России: нехватка подвижного состава в пригородных перевозках- прямая ответственность РЖД

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала новую Методику определения арендной платы подвижного состава РЖД, выставляемой пригородным пассажирским компаниям. В ближайшее время она будет размещена на сайте www.regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

Об этом сообщил советник руководителя ФАС России Павел Шпилевой, выступая на семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018 – 2025 годы» в Крыму 18 октября 2017г.
По словам П.Шпилевого, система тарифов не совершенна, и Методика арендной платы подвижного состава РЖД для пригородных перевозок, разработанная еще ФСТ, не внесла ясности. 
Анализ арендных ставок подвижного состава для пригородных перевозок, проделанный ФАС России совместно с РЖД в течение последних 5 месяцев, показал, что ставки устанавливаются разные по различным регионам. По одной и той же модели поезда ставки отличаются за капитальный ремонт, текущий ремонт и техобслуживание, хотя это одна и та же  услуга, оказываемая одной и той же организацией в разных регионах.
П.Шпилевой отметил, что сейчас ставки сформированы затратным методом. РЖД включает в арендную плату подвижного состава для пригородных перевозок затраты депо как на содержание и обслуживание подвижного состава, так и общехозяйственные затраты. Всего 6 уровней накладных расходов, которые распределяются на ставки аренды РЖД.
«В настоящее время подвижной состав РЖД недостаточно обновляется. Мы считаем, чтобы обновление подвижного состава – это ответственность РЖД,  и компания должна принять на себя обязательства по его обновлению», - заявил П.Шпилевой.
В ФАС России считают, что РЖД не может и не должно дистанцироваться от вопроса обновления подвижного состава. А новый подход к определению ставок должен отвечать на вопрос – как инвестировать в обновление подвижного состава.
По словам П.Шпилевого, в существующей системе определения арендной платы подвижного состава нет места для инвестиционных программ. Подготовленный службой новая Методика определения арендной платы РЖД, выставляемой пригородным пассажирским компаниям, раскладывает арендную плату на 5 составляющих. 
В частности, ставки учитывают плату на предоставление на вагон в год, а если регион захочет добавить частоту движения на пригородных маршрутах, то это не приведет к возникновению дополнительных затрат бюджета региона.
Другая составляющая ставки – управление и эксплуатация (работа локомотивных бригад). Здесь ФАС России предлагает учитывать прямые расходы на оплату труда и накладные общехозяйственные расходы депо. Накладные расходы других уровней управления предлагается учитывать в других видах деятельности. По мнению ФАС России, ставки на аренду подвижного состава могут упасть на 10-20% после этого. 
Антимонопольное ведомство в ближайшее время опубликует арендные ставки РЖД по сериям и приступит к их обсуждению с РЖД и в Правительстве РФ. Предполагается, что ставки на техобслуживание, капремонт и текущий ремонт будут снижены на 20%. 
ФАС России также предлагает предоставить пригородным компаниям право заказывать услуги на текущий ремонт как в РЖД, так и у других организаций. Сейчас только РЖД может оказывать эти услуги, а ФАС России ставит своей целью развитие конкуренции в этой сфере. 
Также антимонопольное ведомство предлагает направить экономию от изменения арендных ставок на обновление парка подвижного состава в конкретном регионе. 
В ФАС России считают, что РЖД следует рассчитать баланс парка подвижного состава по регионам и обеспечить его обновление.
Дополнительным источником финансирования подвижного состава в пригородном сообщении может стать экономия РЖД на закупках, что предусмотрено проектом постановления 643, внесённым ФАС России в Правительство РФ.