• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отвечаем на вопросы участников вторых публичных обсуждений

23 августа 2017 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Саратовского УФАС России за II квартал текущего года. В мероприятии приняли участие более 200 человек. В ходе подготовки мероприятия и непосредственно на публичных обсуждениях от участников поступили вопросы.

 

Ответы на вопросы участников публичных обсуждений

 

Вопрос: Закупки объявляются при выделенных  лимитах бюджетных обязательств. Закупка проведена и условия контракта выполнены в полном объеме. Будет ли смягчающим обстоятельством то, что при вынесении решения по административному правонарушению за несвоевременную оплату контракта бюджетные ассигнования на оплату контракта на счет Заказчика не поступили в течение пятнадцати рабочих дней?

Ответ: Все обстоятельства устанавливаются при рассмотрении дела об административном правонарушении, но исходя из содержания вопроса, можно сделать вывод о том, что в действиях Заказчика отсутствует вина, и, соответственно, состав административного правонарушения.

 

Вопрос: Не будет ли нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", если при формировании объекта закупки  в один лот будут включены следующие виды продуктов: сок натуральный, мука пшеничная, биологически активная  пищевая добавка. При этом БАД можно купить только у единственного производителя.

Ответ: Включение в состав лота одного из товаров, который может быть закуплен у единственного производителя, является ограничением количества участников закупки.

 

Вопрос: Какие страны приравнены к российским (в частности ЕврАзЭС) согласно Постановлению Правительства №925 о приоритетах товаров российского происхождения?

Ответ: Согласно постановлению Правительства № 925 приоритет товаров российского происхождения установлен для товаров, происходящих из стран членов ЕврАзЭС, а именно: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4261.

 

Вопрос: При вынесении решения Единой комиссией при условии равного количества голосов членов комиссии (3 члена - «за» и 3 члена, включая председателя комиссии - «против») чей голос является решающим?

Ответ: Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Таким образом, указанный вопрос может быть урегулирован Заказчиком в  документе, регламентирующем порядок работы комиссии.

 

Вопрос: Может ли привести к ограничению конкуренции:

- указание в Техническом задании (при закупке яйца куриного) категории: «не ниже первой» по ГОСТ 31654-2012;

- указание в Техническом задании – сорт первый или высший (при закупке сыра полутвердого) соответствующего ГОСТ Р 52686-2006 или ГОСТ Р 32260-2013?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из этого следует, что определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика. При этом Заказчик сам определяет стандарт, которому должен соответствовать товар, подлежащий поставке.

 

Вопрос: Как вносить информацию о закупках в план-график, и осуществлять закупки на 2018 год в этом году в связи с контролем Министерства финансов РФ за превышением принятых обязательств над плановыми назначениями, если план ФХД утверждается только в 2018 году?

Как проводить закупки в этом году на следующий год, в связи с контролем Министерства финансов РФ?

Ответ: Согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, заказчик не может планировать и осуществлять закупки в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 26.01.2017 N Д28и-227.

 

Вопрос: При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок, заказчик в проекте контракта, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, установил возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Положениями  пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрены основания изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом. При этом процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок не предполагает формирования документации о закупке.

Можно ли в данном случае отождествлять извещение, проект контракта, являющийся приложением к извещению о проведении запроса котировок,  с документацией о закупке?

Если такая возможность отражена в проекте контракта, будет ли это являться нарушением части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе?

Содержит ли указанное правонарушение состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Таким образом, только в случае установления в документации о закупке и контракте возможности изменения количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10 процентов от общего объема контракта по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены количество закупаемого товара, объем работ, услуг.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе документация о закупке разрабатывается заказчиком при проведении конкурса или аукциона.

В соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-999.

Включение условия о возможности изменения заключенного контракта на основании части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в Извещение о проведении запроса котировок  не соответствует положениям Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Вопрос:  В результате проведения электронного аукциона НМЦК была снижена до нуля, после чего аукцион был проведен на право заключения контракта с формированием цены контракта путем поэтапного повышения в соответствии с частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе. Предложенная победителем цена контракта более чем на 25 % ниже НМЦК. Данный вопрос не урегулирован Законом о контрактной системе, т.к. часть 23 статьи 68 предусматривает, что «в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:

1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;

2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона».

Применяются ли в данном случае при заключении контракта антидемпинговые меры с учетом положений ст. 37 Закона о контрактной системе?

Ответ: В соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе в случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе не установлено ограничение по снижению начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона.

Вместе с тем, в случае значительного (на двадцать пять и более процентов) снижения начальной (максимальной) цены контракта по итогам электронного аукциона статьей 37 Закона о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры, которые позволяют минимизировать риски при исполнении контракта.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 22.07.2016 N Д28и-1961.

 

Вопрос: При осуществлении закупки в документации об аукционе в отношении объекта закупки (отдельные виды пищевых продуктов) заказчик установил ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 832.

На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе 4 участника закупки признаны соответствующими требованиям законодательства и аукционной документации. Заявка участника № 1 была признана не соответствующей требованиям законодательства и аукционной документации, т.к. участник не продекларировал производителя пищевых продуктов в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 года № 832.

По результатам электронного аукциона заключен контракт с победителем аукциона, который в своей заявке продекларировал страну происхождения товара, а также производителя товара, что и было указано в спецификации к контракту.

Однако при исполнении контракта заказчиком принят товар другого производителя, при этом соответствующие изменения в контракт не вносились (дополнительное соглашение не заключалось).

Содержит ли указанное правонарушение состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ?

Что в данном случае считать нарушением, - нарушение положений пункта 4 Постановления Правительства РФ N 832 (замена одного производителя товара на другого при исполнении контракта) или нарушение частей 1, 3 статьи 94 Закона о контрактной системе (заказчиком ненадлежащим образом исполнена обязанность о приемке и экспертизе поставленного товара на предмет соответствия условиям договора)?

Ответ: Из содержания данного вопроса следует, что вышеуказанные действия, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ,  и относятся к нарушениям, допущенным при приемке поставленного товара.

 

Вопрос: Имеет ли право муниципальное образование безвозмездно, по договору дарения (или пожертвования)  передать имущество (нежилое здание) в собственность религиозной организации? Имущество не является религиозным.

Ответ: В случае если данное имущество не является имуществом религиозного назначения, принимается решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".