• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги публичных обсуждениий Саратовского УФАС России

Обобщенные итоги рассмотрения специальных анкет,

представленных на публичных обсуждениях Саратовского УФАС России

 

На мероприятии, состоявшемся 16.06.2017, было роздано более 50 анкет.

Анкеты были заполнены работниками органами местного самоуправления и подведомственными организациями (72%), работниками органов исполнительной власти области (5%), представителями общественных организаций (5%), представителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями (10%) и иными лицами.

Участники обсуждения оценили соответствие мероприятия своим ожиданиям:

- по тематической направленности "5" – 84%, "4" – 16%.

- по программе "5" – 82%, "4" – 18%.

- по квалификации выступления "5" – 95%, "4" – 5%.

- по организации мероприятия "5" – 82%, "4" – 9%, "3" – 9%.

Необходимость введения в практику подобных мероприятий подтвердили все 100% заполнивших анкеты.

 

В ходе обсуждения были даны ответы на следующие вопросы, полученные до и во время публичного мероприятия.

  1. Является ли нарушением опубликование извещения об осуществлении закупки в ЕИС ранее внесенных в план- график изменений, а не со дня размещения?

Согласно требованиям ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

В соответствии с ч.15 ст.21 Закона о контрактной системе утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

  1. Правомерно ли отклонена заявка участника в связи с отсутствием в первой части заявки товарного знака?

Ответ: В соответствии с требованиями ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Так, при заключении контракта на поставку товара в соответствии с требованиями пп.б п.1 ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

Таким образом, отклонение заявки по пп. «а», в которой отсутствует указание на товарный знак, не допускается, поскольку возможна ситуация, когда участник предлагает товарный знак, указанный в документации, и дает только согласие на поставку такого товара. При предложении по пп. «а» участником эквивалента поставляемого товара, имеется возможность отклонения в связи с неуказанием товарного знака, который имеется в наличии.

При отсутствии сведений о наличии на предлагаемый участником в первой части заявки  товар товарного знака, зарегистрированного в установленном законом порядке, основания к отклонению такой заявки отсутствуют.

  1. . Правомерно ли отклонить заявку, если не указано конкретное название товара, а именно: «его рекламное производство», например, изначально: порошок и характеристики к нему, а при подаче заявок поставщик вместо порошка «МиФ» пишет просто «порошок».

Закон о контрактной системе не предусматривает указание в составе заявки «конкретное название», соответственно, за его отсутствие отклонить нельзя. Вместе с тем, если обозначение «Миф» является, например,  товарным знаком, то действия по допуску /отказу в допуске указаны выше, в пункте 2.

  1. На вопрос об отсутствии во второй части заявки наименования страны происхождения и конкретных показателей необходимо отметить, что данная информация согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе указывается в первой части заявки.
  2. Если не делать поэтапное исполнение контракта после июня 2017 года, какое наказание?

В Законе о контрактной системе в связи с внесенными изменениями содержится требование: случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с ч. 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 установлены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

За неисполнение обязательств,  предусмотренных контрактом,  ч.7 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 

  1. В каких случаях органы местного самоуправления должны осуществлять закупки в рамках Федерального закона 44-ФЗ, а в каких случаях может быть предоставление субсидий на возмещение затрат?

В силу статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) Законом о контрактной системе определена как - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Применение Закона о контрактной системе обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ или услуг для обеспечения муниципальных нужд.

 

  1. Правоприменительная практика Саратовского УФАС России по частям 4 и 5 ст.7.32 КоАП РФ.

В 1 квартале 2017 года Саратовским УФАС России дела по частям 4 и 5 ст.7.32 КоАП РФ не рассматривались.

 

  1. Как обосновываются дополнительные  расходы средств при изменении условий контракта?

Статьей 22 Закона о контрактной системе предусмотрено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, которая указывается в извещениях, документации.

Дополнительно израсходованные средства при изменении заключенного контракта определяются фактическими затратами и сопоставляются с затратами, предусмотренными заключенным контрактом.

 

  1. По применению Закона о защите конкуренции и Закона о рекламе

Нормы закона о защите конкуренции и закона о рекламе  «перекликаются» между собой, содержат ряд сходных положений, касающихся распространения не соответствующих действительности сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации конкурента, некорректного сравнения своего товара с товаром конкурента, введения в заблуждение в отношении товара или его производителя.

Если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе, если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству в части недобросовестной конкуренции.

 

  1. По вопросу «навязывания поставщиками невыгодных условий исполнения контракта при доминирующем положении на рынке (нарушение 135-ФЗ), неучастие такого поставщика в торгах» следует отметить, что в соответствии с требованиями ст.34 Закона о контрактной системе  контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Участие в торгах поставщика (независимо от его положения на рынке) является его правом, а не обязанностью.

При этом, неисполнение условий контракта может повлечь неблагоприятные последствия для поставщика в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

 

11. На вопрос дальнейшего предложения УФАС и ФАС России по совершенствованию законодательства РФ в части защиты интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ:

В настоящее время механизм защиты субъектов малого предпринимательства при проведении торгов содержится как в положениях Закона о контрактной системе так и положениях о закупках.

В законе о контрактной системе (ст.30) предусмотрена обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

Кроме того, согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Законом о контрактной системе (ч.15 ст.30) установлена обязанность заказчика  включить в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 264-ФЗ), Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон № 316-ФЗ), вступивших в законную 04.07.2016, вводятся иммунитеты для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений, то есть ограничился круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны нарушившими требования статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции.

Так, Закон № 264-ФЗ вводит правило, в соответствии с которым не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Также в соответствии с положениями Закона № 264-ФЗ не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей

Законом № 264-ФЗ вносятся изменения в статью 12 Закона о защите конкуренции. Название указанной статьи изложено в новой редакции, а именно «Допустимость соглашений».

Также статья 12 Закона о защите конкуренции дополняется частью 3, в соответствии с которой допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона о защите конкуренции, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Помимо указанных выше изменений, Закон № 316-ФЗ вносит изменения в КоАП, предусматривая особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, положения Закона № 316-ФЗ предусматривают, что КоАП устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники).

Введена новая статья 4.1.1 КоАП, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1.

Следует учитывать, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 3.5 статьи 4.1 КоАП).

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение).

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

 

12. По вопросу действенности мер ответственности в виде предписаний и постановлений (по КоАП): Кодексом об административной ответственности предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, за нарушения порядка проведения закупок по 223-ФЗ, за нарушение законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства.

Законодателем в зависимости от состава административного правонарушения, его субъекта, обстоятельств, установленных при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотрены различные санкции.

Так, за нарушение порядка отбора участников электронного аукциона, например, штраф составляет один процент от начальной (максимальной) цены контракта. Соответственно, при нарушении порядка отбора участников, если начальная (максимальная) цена составляет 3 млн. руб.,  штраф на каждого члена комиссии составит 30 тыс. руб.

За отдельные нарушения антимонопольного законодательства Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен так называемый «оборотный»  штраф, который исчисляется в процентном отношении  к выручке от реализации товаров на рынке, на котором было совершено нарушение.

То есть, чем больше выручка, тем больше штраф.

Указанные меры, направленные на недопущение нарушений, нельзя назвать недейственными.

13. При размещении заказов у заказчиков могут возникнуть ряд нарушений, влекущих к административному штрафу. Можно ли предусмотреть также вынесение предупреждения при проверке с целью недопущения подобных нарушений в будущем, так как действия заказчиков не предусматривают злого умысла.

Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена  ответственность заказчика за нарушения законодательства о контрактной системе  в виде предупреждения. Законодателем за указанные  нарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа.

14. В каких случаях антимонопольным органом жалобы признаются необоснованными  и подлежат ли обжалованию?

Так, в соответствии с требованиями ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Таким образом, если  в ходе рассмотрения жалобы доводы подателя жалобы не подтверждаются, такая жалоба признается необоснованной.

Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы по существу решение согласно ч. 9 ст.106 Закона о контрактной системе может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

15. Кроме одностороннего отказа от заключения контракта, в каких случаях информация об организации включается в реестр недобросовестных поставщиков.

Положениями части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен исчерпывающий список оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта, в Реестр необходимо в совокупности наличие следующих условий: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) существенно нарушены условия контракта; контракт расторгнут по решению суда.

Необходимо отметить, Законом о контрактной системе установлена обязанность по направлению документов и информации в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в антимонопольный орган для установления достоверности фактов.

 

 

16. Назначение административного наказания для субъектов малого предпринимательства за нарушения Закона о рекламе, возможность применения предупреждения.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В случае нарушения Закона о рекламе, санкция в виде штрафа, предусмотренная ст.14.3 КоАП РФ, к  субъектами малого и среднего предпринимательства может быть заменена предупреждением. При этом важно, что административное правонарушение совершено впервые, отсутствовало причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

 

17. Необходимо ли размещение информации контрагентам для заключения договоров на сайте торговой сети, обязана ли торговая сеть иметь сайт в информационной сети Интернет.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

  1. Имеет ли право заказчик заключать договор на отбор перевозчиков для организации перевозок с единственным поставщиком в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44?

С 11 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ-220), согласно которым осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

При этом ФЗ-220 не ограничивает заказчиков в выборе способов определения поставщиков при проведении отбора перевозчиков для организации перевозок.

Однако, необходимо учитывать следующее. Если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.

Если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом  предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (то есть до 100 000 рублей) необходимо учитывать то, что контрактом может быть предусмотрено перечисление платы за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику, а также предоставление подрядчику субсидий, что фактически увеличивает цену контракта на большую сумму, предусмотренную указанным положением закона о контрактной системе.

 

  1. Правомерность заключения МУПП договоров, когда они предоставляют услугу из своих ресурсов сторонней коммерческой организации, порядок юридически значимых действий МУППов при заключении подобных договоров

Согласно требований ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, осуществляется в порядке, предусмотренном ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, то есть по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.