Кассация поддержала Саратовское УФАС России в споре об ограничении администрацией Балаковского МР конкуренции на рынке работ по содержанию дорог на территории Балаково

Сфера деятельности: Контроль органов власти

6 декабря 2016 года Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил законность решения, которым Саратовское УФАС России признало администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области нарушившей антимонопольное законодательство при предоставлении субсидий на содержание автомобильных дорог.

Ранее, в ходе рассмотрения данного дела Саратовское УФАС России установило, что Администрация в мае 2014 года приняла постановление "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с удалением сточных вод и содержанием автомобильных дорог местного значения на территории Балаковского муниципального района, а так же осуществлением иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации" (Порядок предоставления субсидий).

В "Порядке предоставления субсидий" был указан перечень техники, которой должен был обладать претендент на получение субсидии. Указанная в перечне автомобильная техника имелась в наличии у МКУП "БалАвтоДор". В соответствии с пояснениями, полученными от ООО "Энерготопливная компания" (заявитель по делу), Общество могло осуществлять необходимые для содержания автомобильных дорог работы, хотя и владело техникой не в соответствии с указанным перечнем.

Таким образом, в "Порядке предоставления субсидий" Администрация установила не категории, а конкретных получателей субсидий, а именно МКУП "БалАвтоДор". Такие действия Администрации привели к ограничению конкуренции на рынке работ по содержанию дорог на территории Балаково, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно Постановлению Администрации перечисление субсидий осуществляло МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (МКУ "УДХБ"). Оно также занималось формированием и размещением муниципальных заказов по вопросам и объектам, отнесенным к его компетенции.

МКУ "УДХБ" утвердило муниципальный заказ на 2014 год для МКУП "БалАвтоДор", возмещение затрат на его исполнение осуществлялось за счет субсидий. Однако выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствовало понятию субсидий.

Кроме того, вопросы формирования и исполнения муниципальных заказов регулируются Законом о контрактной системе. Применение данного закона обязательно при условии использования бюджетных средств для оплаты работ или услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, факт доведения до единственного исполнителя – МКУП "БалАвтоДор" обязательного для исполнения муниципального заказа на выполнение работ по содержанию дорог в городе Балаково без проведения торгов привел к лишению неограниченного круга хозяйствующих субъектов возможности претендовать на исполнение этого заказа. Одновременно с этим МКУП "БалАвтоДор" были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Саратовское УФАС России признало Администрацию нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавалось в связи с тем, что Администрация отменила указанное выше постановление.

Действия МКУ "УДХБ" по возмещению МКУП "БалАвтоДор" затрат в рамках исполнения муниципального заказа за счет субсидий были признаны нарушившими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация Балаковского муниципального района пыталась оспорить решение Саратовского УФАС России. Однако три судебные инстанции поддержали позицию антимонопольного органа.

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

8(845-2) 27-72-50