Администрация Балаковского МР ограничила конкуренцию на рынке работ по содержанию дорог на территории Балакова

14 июня 2016 года Арбитражный суд подтвердил законность двух решений, которыми Саратовское УФАС России признало администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области нарушившей антимонопольное законодательство.

Ранее Саратовское УФАС России рассмотрело в отношении Администрации два дела по заявлению ООО "Энерготопливная компания".

В ходе рассмотрения первого дела Саратовское УФАС России установило, что Администрация в мае 2014 года приняла постановление "Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с удалением сточных вод и содержанием автомобильных дорог местного значения на территории Балаковского муниципального района, а так же осуществлением иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации" (Порядок предоставления субсидий).

В "Порядке предоставления субсидий" был указан перечень техники, которой должен был обладать претендент на получение субсидии. Указанная в перечне автомобильная техника была у МКУП "БалАвтоДор". В соответствии с пояснениями, полученными от ООО "Энерготопливная компания", Общество могло осуществлять необходимые для содержания автомобильных дорог работы, хотя и владело техникой не в соответствии с указанным перечнем.

Таким образом, в "Порядке предоставления субсидий" Администрация установила не категории, а конкретных получателей субсидий, а именно МКУП "БалАвтоДор". Такие действия Администрации приводят к ограничению конкуренции на рынке работ по содержанию дорог на территории Балаково, что является нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно Постановлению Администрации перечисление субсидий осуществляло МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (МКУ "УДХБ"). Оно также занималось формированием и размещением муниципальных заказов по вопросам и объектам, отнесенным к его компетенции.

МКУ "УДХБ" утвердило муниципальный заказ на 2014 год для МКУП "БалАвтоДор", возмещение затрат на его исполнение осуществлялось за счет субсидий. Однако выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствовало понятию субсидий.

Кроме того, вопросы формирования и исполнения муниципальных заказов регулируются Законом о контрактной системе. Применение данного закона обязательно при условии использования бюджетных средств для оплаты работ или услуг для муниципальных нужд.

Таким образом, факт доведения до единственного исполнителя – МКУП "БалАвтоДор" обязательного для исполнения муниципального заказа на выполнение работ по содержанию дорог в городе Балаково без проведения торгов привел к лишению неограниченного круга хозяйствующих субъектов возможности претендовать на исполнение этого заказа. Одновременно с этим МКУП "БалАвтоДор" были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Саратовское УФАС России признало Администрацию нарушившей ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавалось в связи с тем, что Администрация отменила указанное выше постановление.

Действия МКУ "УДХБ" по возмещению МКУП "БалАвтоДор" затрат в рамках исполнения муниципального заказа за счет субсидий также являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В 2015 году Саратовское УФАС России рассмотрело еще одно дело по признакам нарушения Администрацией антимонопольного законодательства.

Администрация утвердила в январе 2015 года Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат в связи с проведением мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры города; с проведением мероприятий по ремонту дорог города; содержанию сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведением мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов с территории города  Балаково.

В ходе рассмотрения данного дела были выявлены такие же нарушения, что и при рассмотрении предыдущего дела. Администрация установила в Положении конкретных получателей субсидий: МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс". МКУ "УДХБ" утвердило для данных предприятий муниципальный заказ на 2015 год, оплата работ осуществлялась за счет субсидий.

Таким образом, Администрация предоставила преимущества конкретным хозяйствующим субъектам (МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс"), ограничила конкуренцию на рынке работ по содержанию дорог на территории Балаково, лишила неограниченный круг хозяйствующих субъектов возможности претендовать на исполнение муниципального заказа.

Саратовское УФАС России признало Администрацию и МКУ "УДХБ" нарушившими ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. Предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавалось в связи с тем, что в июле 2015 года Администрация отменила указанное Положение.

Администрация Балаковского муниципального района пыталась оспорить решения Саратовского УФАС России. Однако Арбитражный суд Саратовской области отклонил заявленные требования, поддержав позицию антимонопольного органа.

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

8(845-2) 27-72-50