Кассация подтвердила: счет-извещение на оплату ЖКУ без банковских реквизитов ограничивает конкуренцию

16 сентября 2014 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отклонил кассационные жалобы ОАО "Сбербанк России", ОАО "Единый рассчетно-кассовый центр" г. Энгельса (ЕРКЦ) и ОАО "Саратовэнерго" о признании недействительным решения Совместной комиссии Саратовского УФАС России и Главного Управления ЦБ РФ по Саратовской области, которым указанные общества признаны нарушившими ч. 4 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции".

Напомним, что ранее, рассматривая дело в отношении ОАО "Саратовэнерго" о нарушении антимонопольного законодательства, Саратовское УФАС России обнаружило признаки нарушения ФЗ "О защите конкуренции" со стороны ЕРКЦ и возбудило дело. В качестве ответчиков по данному делу также были привлечены 16 кредитных организаций, заключивших договоры с ЕРКЦ.

В ходе рассмотрения дела Саратовское УФАС России установило, что между ЕРКЦ и ОАО "Саратовэнерго" заключен договор оказания услуг, в том числе на выставление счетов-извещений на оплату электроэнергии и прием платежей за электроэнергию от потребителей. Приложением к договору была утверждена форма счета-извещения, которая не содержала обязательных банковских реквизитов для перевода денежных средств. В такой ситуации жильцы многоквартирных домов г. Энгельса были ограничены в возможности оплаты ЖКУ. Произвести ее было возможно исключительно в тех кредитных организациях, которые подписали договор и которым были известны банковские реквизиты получателя. ОАО "Сбербанк России", ООО АКБ "Наратбанк", ОАО "Связь-Банк" также утвердили указанную форму счета-извещения. В результате заключения и реализации договоров с утвержденной формой счета-извещения была ограничена конкуренция на рынке платежей физических лиц г. Энгельса.

Учитывая изложенное, комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Единый рассчетно-кассовый центр", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Связь-Банк", ООО АКБ "Наратбанк", ОАО "Саратовэнерго" нарушения ч. 4 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции". Дело в отношении остальных кредитных организаций было прекращено, так как они не согласовывали форму счета-извещения.

ОАО "Сбербанк России", ОАО "Связь-Банк", ООО АКБ "Наратбанк" считали, что их действия не нарушали антимонопольное законодательство, так как они не участвовали в разработке формы счета-извещения и не являлись инициаторами заключения договоров. Однако запрет на заключение и участие в  ограничивающих конкуренцию соглашениях, содержащийся в ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", распространяется на всех участников таких соглашений вне зависимости от того, кто из них являлся инициатором заключения  соглашения и кем предложена форма и содержание соглашения.

ОАО "Сбербанк России", "ОАО "ЕРКЦ" и ОАО "Саратовэнерго", не согласились с решением Совместной комиссии Саратовского УФАС России и Главного Управления ЦБ РФ по Саратовской области по делу о нарушении антимонопольного законодательства и пытались его оспорить, однако три судебные инстанции подтвердили законность указанного решения.

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(845-2) 27-72-50