Анатолий Голомолзин принял участие во втором итоговом заседании расширенной Коллегии Министерства энергетики Российской Федерации

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич
 

9 апреля 2014 года в Москве Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин принял участие во Втором итоговом заседании расширенной Коллегии Министерства энергетики Российской Федерации.

Анатолий Голомолзин заявил, что доля расходов на услуги по передаче электроэнергии в цене для конечных потребителей составляет от 40 до 60%, что, с учетом разницы в тарифе по классам напряжения, оказывает наиболее чувствительное влияние на предприятия малого и среднего бизнеса. При этом анализ ФАС России показывает, что динамика роста тарифов на передачу электрической энергии существенно опережает общую динамику роста цен как в электроэнергетике, так и в целом в экономике России.

Одной из причин столь динамичного роста тарифов на передачу является задержка разработки и утверждения методологии долгосрочного тарифообразования. ФАС России был ранее разработан соответствующий проект изменений закона «О естественных монополиях», который не был поддержан. С другой стороны, рост тарифов на передачу также обусловлен практикой применения так называемого «котлового метода» тарифообразования, согласному которому устанавливаются необоснованные различия в тарифах сетевых организаций.

Дополнительная выручка, полученная за счет формирования экономически- необоснованных тарифов привела к тому, что количество сетевых организаций многократно превышает количество компаний, работающих в конкурентных секторах электроэнергетической отрасли.

Изменение подходов к тарифообразованию, по мнению Анатолия Голомолзина, способствовало бы снижению количества сетевых организаций до эффективного уровня, а также позволило бы решить проблемы перекрестного субсидирования и «последней мили».

Говоря о нарушениях антимонопольного законодательства Анатолий Голомолзин подчеркнул, что на нарушения на рынках электрической и тепловой энергии приходится треть всех нарушений антимонопольного законодательства в стране, среди которых наибольшее количество нарушений приходится на субъекты естественных монополий –организации электросетевого комплекса, и, в первую очередь, на нарушения, связанные с услугами по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям. При этом статистика показывает рост количества выявленных ФАС России нарушений со стороны сетевых организаций в 2013 году более чем в 1,5 раза, по сравнению с 2012 годом.

Анатолий Голомолзин отметил, что ФАС России является основным инициатором введения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, а также активно участвует в их совершенствовании, в том числе в рамках Дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». На сегодняшний день создана надлежащая институциональная основа для упрощения технологического присоединения потребителей к электрическим сетям.

Таким образом, в основе достигнутого в 2013 году значительного (сразу на 70 позиций) улучшения позиции России в Мировом рейтинге «Doing business» по показателю «Подключение к энергосетям» лежат сформировавшиеся в течение ряда лет предпосылки. А именно - принятые по предложению ФАС России детализированные, точечно проработанные Правила недискриминационного доступа, а также система антимонопольного контроля над их соблюдением субъектами электроэнергетики с применением санкций за нарушение установленного порядка.

В своем выступлении Анатолий Голомолзин также отметил, что в настоящее время 60 % мощности и 77 % электроэнергии продается в рамках конкурентных торгов, в отношении оставшихся объемов применяются регулируемые тарифы. При этом самый низкий уровень тарифа на мощность формируется в рамках конкурентного отбора мощности (КОМ).

Действующие объекты генерации, функционирующие в так называемом «вынужденном режиме», пользуются возможностью получать регулярные платежи за мощность в объеме, значительно превышающем тот объем денежных средств, который они получили бы по итогам участия в КОМ. Оплата мощности вновь вводимых генерирующих объектов, в отношении которых были заключены договоры поставки мощности (ДПМ), многократно выше платы за мощность действующих объектов генерации. Вместе с тем, сложилась парадоксальная ситуация, когда темпы ввода новых мощностей в рамках ДПМ в два раза отстают от темпов роста распределенной генерации, которую потребители электроэнергии и мощности сооружают за свой счет.

Анатолий Голомолзин считает, что в отношении действующей генерации оплата мощности должна осуществляться по цене, сформированной в рамках КОМ, использование генерации в «вынужденном режиме» необходимо существенно сократить, а в перспективе и вовсе отказаться от применения данного механизма. Для новой мощности целесообразно использовать доработанный механизм гарантирования инвестиций (МГИ) с привлечением к процедурам долгосрочного отбора проектов не только генераторов, но также сетей и потребителей электроэнергии.

При совершенствовании модели рынка электрической энергии на сутки вперед (РСВ), по мнению Анатолия Голомолзина, необходимо, сохранив общую методологию, уходить от «рынка генераторов». Ключевую роль в данной модели должны играть потребители. При выборе поставщика электрической энергии должны учитываться цены генераторов, реальные расходы на услуги по передаче и распределению электроэнергии, а также требуемый уровень надежности энергоснабжения потребителей. Результаты анализа, проведенного ФАС России с привлечением отраслевых экспертов, позволяют утверждать, что существующая информационная и технологическая инфраструктура энергетического рынка не требует существенных изменений, требуется ее точечная доработка, а также разработка ее отдельных новых элементов.

В настоящее время эти вопросы обсуждаются в ФАС России, по итогам данного обсуждения запланировано их вынесение на рассмотрение Экспертным советом ФАС России по электроэнергетике.

Кроме того, Анатолий Голомолзин рассказал, что в целях выработки эффективных государственных решений создана рабочая группа по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций с участием федеральных ведомств и отраслевых компаний (РЭА, ОАО «Газпром», ОАО «Россети», ОАО «Транснефть»). В результате работы группы должны быть выработаны механизмы, направленные на совершенствование контроля государственных расходов, закупок и инвестиций.