Подводим итоги работы в 2013 году

27 февраля 2014 года состоялась пресс-конференция, на которой и.о. руководителя Саратовского УФАС России Людмила Борисова рассказала об итогах работы управления в 2013 году.

Сравнивая данные 2012 и 2013 годов (табл. 1), можно наблюдать тенденцию увеличения заявлений и жалоб на нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и закупках. Людмила Николаевна прогнозирует сохранение данной тенденции и в 2014 году, что можно объяснить становлением законодательства о закупках, расширением сферы действия ФЗ № 223, а также увеличением полномочий антимонопольной службы. В частности, новые полномочия службы касаются контрактов, связанных с оборонзаказом. Если в рамках исполнения такого контракта со стороны исполнителя происходит превышение цены более чем на 5 %, то антимонопольный орган обязан проверить обоснованность повышения. В 2013 году в Саратовское УФАС России было заявлено о 12 таких фактах. Указанные случаи были рассмотрены, однако дела по ним не возбуждались, поскольку все случаи повышения цены по договорам были признаны обоснованными.

В 2013 году сумма штрафов, взысканных Управлением, уменьшилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом (табл.1). Это связано с изменениями в антимонопольном законодательстве. С 2013 года при выявлении признаков нарушения ФЗ "О защите конкуренции" (уклонение от заключения договора или навязывание невыгодных условий договора со стороны занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта), антимонопольная служба должна сначала выдать предупреждение о прекращении указанных действий. Лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности.

Кроме статистических данных участникам пресс-конференции была представлена информация о важнейших направлениях работы Саратовского УФАС России, одним из которых является контроль соблюдения антимонопольного законодательства. Большая часть таких нарушений была выявлена в сфере авиаперевозок, аэропортовых услуг, на рынке услуг электроснабжения.

В 2013 году Саратовское УФАС России рассмотрело несколько дел о нарушении электроснабжающими сетевыми организациями ФЗ "О защите конкуренции". Нарушения заключались в выставлении незаконного требования о переносе  электросчетчика. Саратовское УФАС России признало неправомерное требование об изменении места установки прибора учета нарушением ФЗ "О защите конкуренции", виновные лица были оштрафованы.

Много жалоб в прошедшем году поступило на нарушения на рынке оказания страховых услуг. Ранее Саратовское УФАС России уже выдавало предупреждение ООО "Росгосстрах" о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (при заключении договоров ОСАГО навязывалось заключение договоров ДОСАГО). Предупреждение было исполнено, однако в 2013 году ситуация повторилась. В Управление вновь стали поступать заявления на страховые компании, жаловались на два обстоятельства: при заключении ОСАГО навязывалось заключение договора ДОСАГО; при обращении за возмещением по страховым случаям навязывалось заключение договоров уступки прав требования. Саратовское УФАС России выдало два предупреждения о прекращении указанных действий. От ООО "Росгосстрах" поступила информация об исполнении предупреждений, однако пока нельзя сделать однозначный вывод о том, устранены ли указанные нарушения.

Ограничивающие конкуренцию действия выявляются и со стороны органов власти и местного самоуправления. В 2013 году Саратовское УФАС России рассмотрело дело в отношении администрации Ртищевкого муниципального района Саратовской области. Администрация ввела ограничения на ввоз из неблагополучных по заболеванию африканской чумой свиней (АЧС) областей и прилегающих к ним территорий живых свиней и продукции свиноводства для реализации на объектах потребительского рынка и ярмарках Ртищевского муниципального района. У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия на введение ограничений ввоза и вывоза продукции животноводства в связи с возникновением очага АЧС. Саратовское УФАС России вынесло решение о том, что Администрация нарушила ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", так как установила  запрет в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, что привело к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации мяса свиней. Администрации было выдано предписание об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, предписание было исполнено, на главу администрации наложен административный штраф.

Нарушения со стороны органов власти допускались также при выделении земельных участков под жилищное строительство. Такие нарушения антимонопольная служба выявила при проведении плановых проверок в Балаковском муниципальном районе.

Саратовское УФАС России рассмотрело также дело в отношении администрации г.Саратова по жалобе на нарушения при проведении конкурса на размещение 51 рекламной конструкции сроком на 10 лет. Нарушения заключались в установлении непонятных критериев отбора, кроме того, большинство указанных мест было занято рекламными конструкциями с истекшим сроком действия договоров. По предписанию Саратовского УФАС России результаты конкурса аннулированы, администрация должна внести изменения в конкурсную документацию.

Наиболее серьезным и опасным нарушением антимонопольного законодательства является картельный сговор. В 2013 году Саратовское УФАС России раскрыло факт заключения антиконкурентного соглашения при проведении открытого аукциона в электронной форме на техническое обслуживание климатического оборудования Управления Федерального Казначейства по Саратовской области.

В ходе пресс-конференции были также затронуты вопросы, связанные с контролем соблюдения законодательства о рекламе. В отчетном периоде поступило большое количество обращений с жалобами на рекламные смс-рассылки. Людмила Борисова обратила внимание представителей СМИ на то, что для того, чтобы Саратовское УФАС России могло оперативно рассматривать такие заявления, они должны содержать сведения, требуемые законодательством: кроме персональных данных заявителя, описания фактов и доказательств нарушения, необходимо приложить письменное согласие на получение антимонопольным органом сведений о факте поступления нежелательного смс-сообщения и о лице его получившем.

Таблица 1: итоги работы Саратовского УФАС России за 2013 год

Наименование

2013 год

2012 год

 

 

Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и дел о нарушении законодательства

 

Поступило заявлений, жалоб

882

860

 

Рассмотрено дел, жалоб

493

456

 

 

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

Поступило обращений о включении сведений в реестр

54

53

Включено в реестр

29

31

 

Количество обжалованных в судебном порядке решений (предписаний)

 

Обжалованных решений

70

53

 

Полностью отмененных судом решений

11

7

Отношение суммы полностью отмененных судом решений к сумме обжалованных

15,7 %

13,2 %

 

Штрафы в тыс. рублей

 

Сумма взысканных штрафов

5014,9

13219,3

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(845-2) 27-72-50