Апелляционная инстанция: приказ Минздрава Саратовской области мешает конкуренции

 

24 апреля 2013 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отказал Министерству здравоохранения Саратовской области в удовлетворении требований о признании незаконным решения Саратовского УФАС России.

Дело в отношении Министерства здравоохранения Саратовской области было возбуждено Саратовским УФАС России по материалам проверки, проведенной областной прокуратурой. В результате рассмотрения дела антимонопольная служба пришла к выводу о том, что, издав приказ № 1828 от 17.11.2011 "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам", Министерство здравоохранения Саратовской области нарушило ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".

Пунктами 2 и 3 данного приказа была предписана предварительная приемка в ГАУ Саратовской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" на соответствие качества лекарственных средств требованиям контракта до передачи получателям. Лекарственные препараты, не представленные на предварительную приемку, не могли быть использованы в рамках льготного и бесплатного лекарственного обеспечения.

В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании"  качество лекарственных средств должно быть подтверждено декларацией о соответствии, которая действует на всей территории РФ, и иного подтверждения качества законодательством не предусмотрено. Однако приказ Министерства здравоохранения Саратовской области был опубликован в "Региональном медико-фармацевтическом вестнике" и принят рядом учреждений к исполнению.

Фирмы, занимающиеся оптовой торговлей лекарственными средствами в Саратовской области, были вынуждены заключить с Центром договоры на проведение контроля качества своей продукции, так как без прохождения данной процедуры лечебные учреждения и аптеки не принимали у них лекарственные препараты.

Министерство здравоохранения Саратовской области посчитало решение антимонопольной службы незаконным и пыталось отстоять свою позицию в судах. Среди прочих доводов Министерство ссылалось на то, что приказ "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам" не является нормативным правовым актом, не обязателен для исполнения и был отменен на момент принятия решения антимонопольным органом.

Арбитражный суд Саратовской области, а затем и Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отклонили данные доводы. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области "министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и Саратовской области приказы и распоряжения, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства и подведомственными учреждениями". Таким образом, приказ "О порядке приема лекарственных препаратов по государственным контрактам" распространял свое действие на деятельность подведомственных учреждений и исполнялся ими. Отменен он был не в добровольном порядке, а только после возбуждения Саратовским УФАС России в отношении Министерства дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Пресс-служба Саратовского УФАС России

(845-2) 27-72-50