Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

  1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области проводился в соответствии с:

- приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 "О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011 – 2012 годы" (далее по тексту – План);

- приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту – Порядок);

- методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов - (письмо ФАС России от 07.12.2010                № ЦА/43327) (далее по тексту – методические рекомендации);

- информацией министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области;

- информацией министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области;

- информацией инспекции государственного строительного надзора Саратовской области;

- информацией хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области.

Целью проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов является определение состояния конкуренции, а так же величины долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Саратовской области.

  1. Временной интервал исследования рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

Временной интервал анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области определен в соответствии с Планом работы ФАС России – 2008 - 2010 гг.

  1. Продуктовые границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

В соответствии с п. 3.1 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка включает в себя процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов),  а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 "Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог"  группировки 45 "Строительство".

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов).

Учитывая изложенное и в соответствии с Методическими рекомендациями, продуктовые границы анализируемого рынка определены как услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

  1. Географические границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком признается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

В соответствии с методическими рекомендациями географические границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами Саратовской области.

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

В соответствии с методическими рекомендациями в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

  1. Объем рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов, путепроводов и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Информация об объемах товарного рынка и долях хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов приведена соответствии с методическими рекомендациями.

  1. Определение уровня концентрации на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

В соответствии с Порядком и методическими рекомендациями для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для n крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CRn),  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициенты на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог представлены в Форме 1, коэффициенты на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов представлены в Форме 2:

 

 

 

Форма 1:

 

2008 - 2010 гг.

CR3

HHI

95,31

6414,77

Высокий

 

Форма 2:

 

2008 - 2010 гг.

CR3

HHI

93,93

7017,19

Высокий

 

В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о высоком уровне концентрации на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области, так как:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000, что соответствует критериям, указанных в п. 7.2 Порядка.

  1. Определение барьеров входа на рынки услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

В соответствии с п. 8.1 Порядка, определение барьеров входа на товарный рынок – это процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Опрос хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства представляется в Таблице 6.

Основными барьерами в сфере дорожного строительства хозяйствующие субъекты указывают:

1.             Недостаточное обеспечение собственными средствами без привлечения авансовых и заемных средств (на обеспечение заявки – 5 %; на обеспечение контракта – 30%; размер лота свыше 100 млн. руб., дорогостоящие строительные материалы);

2.             Недостаточная оснащенность материально-технической базы, недостаточность современной техники с высокой производительностью;

3.             Поздние торги, перенести сроки проведения аукционов на более ранние сроки, чтобы к началу строительного сезона подрядчик уже был готов исполнять условия муниципального контракта;

4.             В электронных аукционах допускают фирмы – "однодневки", которые в ходе торгов снижают стоимость лотов ниже себестоимости объекта. Необходимо, чтобы процедура отбора участников аукциона была более жесткая, позволяющая допускать к торгам только участников, имеющих достаточную производственную базу, дорожно-строительную технику и квалифицированные кадры.

5.             иногда организаторы аукционов необоснованно требуют иметь и применять импортную технику и предъявить сертификаты, не предусмотренные законодательством.

  1. Оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области

Изучаемый рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Саратовской области относится к высококонцентрированному рынку с достаточно развитой конкуренцией, поскольку значение коэффициента рыночной концентрации (CR3), а также индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) находится в пределах:

45% <  CR3 <  70%,

1000 <  HHI <  2000.